Безработица молодежи как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.
Задачи исследования:
- исследовать положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации;
- раскрыть сущность региональной политики в сфере занятости
молодежи;
- провести анализ тенденций развития рынка труда Брянской области;
- выявить роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи;
- проанализировать положение молодежи на рынке труда Брянской области;
- обозначить проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области;
- разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 3
1 Современное состояние проблемы безработицы молодежи 7
1.1 Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации 7
1.2 Сущность региональной политики в сфере занятости молодежи 14
1.3 Анализ тенденций развития рынка труда Брянской области 23
2 Анализ проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 30
2.1 Роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи 30
2.2 Анализ положения молодежи на рынке труда Брянской области 43
2.3 Проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области 52
3 Разработка мероприятий по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 65
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области 65
3.2 Разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области 69
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение А - Проект постановления 86
Приложение Б - Паспорт областной целевой программы 87
Приложение В - Перечень программных мероприятий 89

Файлы: 1 файл

ДипломБезработицамолодежь Брянск (1).doc

— 579.00 Кб (Скачать)

2. Контакты сферы образования  и рынка труда возможно упорядочить,  если государство сможет также выступить  в качестве посредника, только теперь между учебными заведениями и работодателями, расплачиваясь с первыми за подготовку молодых специалистов финансовыми средствами, полученными в виде налогов или выплат от вторых. На сегодняшний день на деле молодые специалисты сталкиваются с противоречиями, обусловленными корпоративной, ведомственной разобщенностью профессиональных образовательных структур, их замкнутостью и стремлением к самоизоляции, что отражается на организационном, кадровом и финансовом обеспечении.  Содержание обучения в ВУЗах ориентировано, в основном,  на узко профильные профессии и специальности. Повышение конкурентоспособности выпускников связано с расширением профессиональных возможностей за счет овладения смежными профессиями, использования новейших технологий, наличия общей эрудиции и коммуникативной культуры.

3. При разработке программ содействия  занятости необходимо учитывать,  что в формировании рынка труда  молодежи большое значение имеет  его регионализация. Разнообразие проблем в сфере труда приводит к локализации регионального рынка труда и порождает разнообразные подходы к их решению, а также финансированию программ. Выработку государственной политики в сфере занятости молодежи необходимо начинать с прогнозирования функционирующих региональных рынков труда.

4. Специальные программы содействия занятости молодежи с высшим образованием должны финансироваться из Федерального бюджета, как во многих развитых странах, так как данные инвестиции относятся, в первую очередь, к совершенствованию качественного состава рабочей силы и определяют развитие национальных экономик на многие десятилетия вперед. Программные меры господдержки должны иметь как качественные, так и количественные показатели (индикаторы), отражающие реализацию программы,  и достоверно проверяться государственной статистикой или мониторингом, проходить независимую экспертизу.

5. Для осуществления мер, облегчающих  переход от учебы к труду,  профессиональной ориентации, подготовки  и переподготовки необходимо  расширить сеть специализированных служб занятости созданных и успешно функционирующих при ВУЗах и СУЗах, учитывая накопленный ими положительный опыт. Следует усилить профессиональную и трудовую направленность деятельности образовательных учреждений. Необходимо формирование отдельных социальных образовательно-производственных программ частичной занятости студентов, введение в образовательные программы учебных заведений г. Брянска форм трудовой занятости студентов старших курсов как обязательного вида производственной стажировки, предоставление государственной гарантии трудоустройства выпускникам, закончившим вуз с отметками «хорошо» и «отлично».

6. На уровне государство-предприятие  в сфере занятости молодежи  необходимо использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству, профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке молодых работников. Необходимо ввести квотирование рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики и дальнейшего трудоустройства студентов бюджетных отделений.

7. Необходимо обеспечить постоянный  реальный рост уровня стипендий  студентов дневной формы обучения. Рост стипендий позволит студентам  учиться без необходимости обращения  к трудоустройству на полный рабочий день.

8. С целью активизации профориентационной  работы необходимо усовершенствовать  систему мер в работе с молодежью.  Опыт показывает, что существующая  практика ведения подобной работы  сосредоточена лишь на уровне  старших классов общеобразовательных  школ и часто оторвана от потребностей региональных рынков труда. В этих рамках необходимо развивать волонтерское движение. Волонтерство или добровольчество – это общественное движение, имеющее свои организации в большинстве стран мира.

Добровольный труд широко известен во властных и предпринимательских кругах развитых стран. В России волонтерское движение распространено еще недостаточно, поскольку доминирующие позиции занимает прагматизм (не престижно все, что не приносит дохода). Основной целью волонтерского движения в системе профориентационных мер должна стать пропаганда необходимых и актуальных профориентационных знаний для повышения трудовой мотивации молодого поколения. Являясь одним из основных мероприятий в системе всей профориентационной работы с молодёжью, волонтерское движение призвано охватить максимальное количество участников - от выпускников профессиональных учебных заведений до учащихся младших классов общеобразовательных учреждений, а также детей старших групп дошкольных учреждений

К работе целесообразно привлекать специально подготовленных в области психологии и педагогики волонтеров-профориентаторов, владеющих адаптированными методиками и материалами. Как показывает практика, сегодня в этом качестве выступают студенты ВУЗов и техникумов, а также старшеклассники, которые не имеют опыта соответствующей работы и четкого представления о перспективах развития рынка труда. Для ее проведения целесообразно приобщать воспитателей и педагогов, работающих с подростками, а также безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, имеющих соответствующие знания и опыт и прошедших подготовку на занятиях в Клубе ищущих работу (программа социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, реализуемая центрами занятости населения). Обязанности по организации работы и разработке специальных мер (с учетом специфики различных возрастных групп) должны на себя взять органы службы занятости, при тесном взаимодействии с управлениями образования, учреждениями культуры, учебными учреждениями, комитетами по делам молодежи, СМИ.

9. Следует использовать положительный зарубежный опыт содействия занятости молодежи. Во многих странах Европы существуют единые банки вакансий для молодых специалистов. Подобного рода Интернет-портал, единый по всем  российским выпускникам, необходимо создать и в Брянской области, объединив соответствующие сайты ВУЗов и СУЗов. Его основными потребителями станут как выпускники учебных заведений, так и  администрация Брянской области и г. Брянска, органы местного самоуправления, работодатели и т.д. Еще один вариант -  обмен базами вакансий между региональными биржами труда. Одной из причин молодежной безработицы является недостаточная информированность среди школьников и студентов о положении дел на брянском рынке труда, и, как следствие,  размытая  трудовая мотивация выпускников.

В целом, главным направлением в  сфере занятости молодежи должно стать формирование экономически активного, мобильного слоя молодых специалистов, готовых к постоянному накоплению и реализации своего трудового и интеллектуального потенциала. Перспективы сохранения и восстановления конкурентоспособности национального человеческого потенциала России во многом зависят от того, какая будет выработана стратегия в сфере трудового использования молодежного ресурса. Инвестиции в образование, профессиональную подготовку и повышение уровня жизни молодого поколения Брянской области являются наиболее эффективным средством для восстановления и воспроизводства конкурентоспособного человеческого потенциала города и региона в целом, способного адекватно реагировать на вызовы глобализации.

3.2 Разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области

В целях содействия трудоустройству молодежи Брянской области в дипломном проекте разработана программа «Социальная поддержка молодежи на рынке труда» на 2013 – 2017 годы.

В приложении А приведен проект постановления «Об утверждении областной целевой программы «Социальная поддержка молодежи на рынке труда» на 2013 – 2017 годы».

В приложении Б представлен паспорт программы.

Раздел 1. Характеристика проблемы.

Молодежь - одна из самых многочисленных возрастных групп, трудоустройство  которой имеет свою специфику. Низкая конкурентоспособность части молодых  людей обусловлена несоответствием  их профессиональной подготовки потребностям рынка труда, отсутствием необходимой квалификации и опыта работы, что является главным требованием большинства работодателей. Низкий уровень предлагаемой заработной платы также осложняет трудоустройство, так как молодежь ориентирована на высокие заработки.

За 2011 год в службу занятости  населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 21,6 тыс. граждан из числа молодёжи в возрасте 14-29 лет, или 45,8% от общего числа обратившихся в службу занятости населения  граждан.

Служба занятости оказывала  содействие трудоустройству молодёжи и выпускников учебных заведений посредством организации и проведения мероприятий, предусмотренных аналитической ведомственной целевой программой «Содействия занятости населения Брянской области» 2009 – 2011 годы и Программой дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Брянской области на 2011 год.

Проблема трудоустройства молодежи обостряется в связи с возросшей  напряженностью на рынке труда Брянской области, а также из-за несоответствия ее запросов и потребностей предприятий и организаций города, утраты престижности рабочих профессий, а также отсутствия гарантий выполнения трудового законодательства со стороны работодателей (прием без оформления трудовых отношений, низкий уровень оплаты труда).

Снизить остроту проблемы поможет  организация временной занятости  несовершеннолетних, участие молодежи в общественных работах, организуемых на предприятиях и в организациях Брянской области, временное трудоустройство  выпускников учебных заведений.

Раздел 2. Основные цели и задачи программы, целевые индикаторы и показатели.

Целью Программы является создание условий для реализации молодыми людьми, ищущими работу, права на труд, а также ориентации молодежи на овладение профессиями, востребованными  на рынке труда.

Программой предусматривается  решение следующих задач:

- усиление профориентационной  работы с молодежью, в том  числе учащейся, направленной на  осознанный выбор профессии и  профилактику безработицы;

- формирование банка вакантных  рабочих мест для молодежи;

- совершенствование информационной  работы в области трудового  законодательства и проблем молодежи  на рынке труда в молодежной  среде;

- оказание молодежи информационно-консультационной  и финансовой помощи по организации  предпринимательской деятельности;

- продолжение работы по организации  временной занятости несовершеннолетних;

- организация работы по предоставлению  молодежи возможности участвовать  в программах активной политики  занятости (общественных работах,  временных работах граждан, испытывающих трудности в поиске работы, выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые).

Достижение поставленных Программой задач будет оцениваться по следующим  целевым индикаторам (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Целевые индикаторы

Наименование индикатора

Единица измерения

2013 
год

2014 
год

2015 
год

2016 
год

2017 
год

Количество молодых людей 
в возрасте 14-29 лет,   
трудоустраиваемых на    
временные работы       

Ед.               

1300

1350

1400

1450

1500

Доля несовершеннолетних, 
принимающих участие во  
временных работах      

% от числа молодежи 
14-17 лет,         
обратившихся в     
службу занятости  

85

85

90

90

90

Доля студентов,         
трудоустраиваемых на    
временную работу       

% от числа         
обратившихся в     
службу занятости  

70

70

75

75

75


Раздел 3. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и объемы финансирования (см. приложение В).             

Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы. Технико-экономическое обоснование программы.

I. Финансирование за счет средств  бюджета Брянской области.

Организация временной занятости  молодежи раздела 3 «Перечень программных мероприятий»:

Средства бюджета Брянской области предполагается направлять на компенсацию работодателю затрат на выплату ежемесячной заработной платы в размере величины прожиточного минимума, установленного в Брянской области для трудоспособного населения, в том числе начислений на выплаты по оплате труда.

При реализации Программы, учитывая продолжительный период ее реализации, возможно возникновение финансового риска, связанного с социально-экономическими факторами, инфляцией, дефицитом бюджетных средств, ростом стоимости ресурсов на рынке капитала и др., что может повлечь выполнение запланированных мероприятий не в полном объеме. В этом случае объемы средств, необходимых для финансирования мероприятий Программы в очередном году, уточняются и в случае необходимости вносятся соответствующие предложения о внесении изменений в решение о бюджете Брянской области на очередной финансовый год и плановый период и в текст Программы.

II. Финансирование мероприятий  Программы за счет средств внебюджетных источников (средств государственной службы занятости населения Брянской области). 

Средства внебюджетных источников планируется направлять на материальную поддержку граждан, временно трудоустраиваемых по договорам (соглашениям) с государственной службой занятости населения Брянской области, в размере двух минимальных размеров пособия по безработице в месяц на одного человека, на организацию и проведение профориентации и профессионального обучения безработных граждан.

Раздел 5. Механизм реализации программы.

Заказчиком Программы выступает  Администрация Брянской области.

Управление образования Брянской области и государственная служба занятости населения Брянской области обеспечивают качественное проведение намеченных мероприятий и целевое использование средств, выделяемых на реализацию Программы.

Для получения финансирования из бюджета  Брянской области Управление образования Брянской области уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы в очередном году и представляет в установленные сроки в управление финансов Брянской области необходимые документы.

Отчет о результатах реализации Программы,  выполнении целевых показателей,  об объеме затраченных финансовых средств,  а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий ежегодно заслушивается на заседаниях Администрации Брянской области, размещается в средствах массовой информации, в сети Интернет на официальном сайте Администрации Брянской области.

Информация о работе Безработица молодежи как социальная проблема