Безработица молодежи как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.
Задачи исследования:
- исследовать положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации;
- раскрыть сущность региональной политики в сфере занятости
молодежи;
- провести анализ тенденций развития рынка труда Брянской области;
- выявить роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи;
- проанализировать положение молодежи на рынке труда Брянской области;
- обозначить проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области;
- разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 3
1 Современное состояние проблемы безработицы молодежи 7
1.1 Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации 7
1.2 Сущность региональной политики в сфере занятости молодежи 14
1.3 Анализ тенденций развития рынка труда Брянской области 23
2 Анализ проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 30
2.1 Роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи 30
2.2 Анализ положения молодежи на рынке труда Брянской области 43
2.3 Проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области 52
3 Разработка мероприятий по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 65
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области 65
3.2 Разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области 69
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение А - Проект постановления 86
Приложение Б - Паспорт областной целевой программы 87
Приложение В - Перечень программных мероприятий 89

Файлы: 1 файл

ДипломБезработицамолодежь Брянск (1).doc

— 579.00 Кб (Скачать)

Стремление личности заявить о  себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Если это условие соблюдено, то он имеет возможность стать независимым «генератором идей» в своей области и как можно меньше полагаться на других. Это состояние независимости может привести к определенным проблемам, так как сильно отличается от состояния зависимости на первой стадии.

Для того, чтобы молодые специалисты  не испытывали проблем, связанных с  их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять  следующие действия:

- предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда;

- поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме;

- обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях;

- увязать притязания новичка на высокую оценку его способностей и возможностей с реальными трудовыми достижениями.

В период 21-29 лет большинство молодых людей вступают в брак, в семьях рождаются первые дети. Снижение жизненного уровня населения способствует повышению возраста вступления в брак у большинства молодых людей. Среди участников опроса холостые (незамужние) составили 81,8%, женатые (замужние) - 14,3%, разведенные - 3,9% (рис. 2).

Рисунок 2 - Семейное положение респондентов

 

Однако все большая доля молодых  людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком  индивидуальном трудовом доходе в связи  с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние и на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи. Так, отвечая на вопрос о желаемом месте работы, 17,7% участников опроса ответили, что им не важно, где работать, лишь бы хорошо платили. При этом в качестве приемлемого уровня минимальной заработной платы 19,7% указали интервал 7000-8000 рублей в месяц, 31,7% - 8000-9000 рублей, 43,8% - 9000-11000 рублей, 4,8% - свыше 11000 рублей (рис. 3).

Рисунок 3 - Приемлемый уровень минимальной  заработной платы для респондентов

 

К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Как видим, молодежь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику ее положения  на рынке труда. Однако, на наш взгляд, однозначное оценивание специфических  черт молодежи как достоинств или  недостатков ограничивает возможности достижения ее эффективной занятости. Поэтому предлагается перейти к комплексной оценке особенностей молодежи как группы трудовых ресурсов; при этом необходимо иметь в виду, что в различных условиях трудовой деятельности, либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по-разному, в зависимости от приоритетов кадровой стратегии фирмы.

Высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодежи, весьма заметно проявлявшийся в условиях плановой экономики СССР, сейчас уже не столь очевиден. Так, среди участников опроса готовность к смене вида деятельности продемонстрировали 34,8% респондентов, безоговорочную неготовность - 55,6, а затруднились с ответом - 9,6%. Готовность к служебным командировкам выразилась в том, что 15,8% опрошенных согласны ездить в них часто, 27,8% - редко, 39,5% - иногда и 16,9% - никогда. В целом же названное качество работника может быть положительно воспринято работодателем, если организация избрала предпринимательскую стратегию бизнеса, характеризующуюся высокой степенью риска, ориентированную на быстрое достижение поставленных целей. В этих условиях особо ценными в работниках качествами становятся: готовность к риску в интересах компании, инициативность, контактность, отсутствие трудовых стереотипов. При выборе других типов стратегии бизнеса высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодого работника потребует от кадровых служб значительных усилий для того, чтобы эти качества были реализованы на пользу организации. В противном случае это может обернуться стремлением молодого человека к частой смене места работы в поиске лучшего.

Вступление в трудовую жизнь  с ориентацией не на опыт, а на идеалы, усвоенные в процессе обучения и воспитания, традиционно рассматривалось как негативная особенность молодого работника. Такой подход справедлив в том случае, если работодатель считает невозможным освоение специфики производственной деятельности в рамках организации еще в процессе профессионального обучения. Большинство организаций, достигших определенного уровня устойчивости в бизнесе, реализующие стратегии диверсификации или освоения новых рынков, предпочитают консерватизировать свои требования к персоналу, выдвигая на первый план требования, связанные с уже устоявшимся опытом. Организации, реализующие предпринимательскую стратегию или стратегию изменения курса, могут оказаться заинтересованными в работниках, ориентированных на «идеальные» представления об основных элементах трудовой деятельности, особенно в тех случаях, когда эти представления соответствуют организационной культуре фирмы.

Отсутствие практического производственного  опыта будет приветствоваться работодателями, если большинство занятых в конкретном узком сегменте рынка труда обладают негативным с точки зрения изменившейся конъюнктуры бизнеса опытом. Ярким примером ситуации такого рода может служить стремление иностранных (преимущественно торговых) фирм избегать найма сотрудников, отягощенных практическим опытом работы в условиях плановой экономики. Объясняется это недопустимостью сохранения модели трудового поведения продавца, сформировавшейся в условиях тотального дефицита и включающей грубость по отношению к покупателю, прямой обман (обсчет, обвес, пересортица), в условиях рыночной экономики. Среди участников опроса опыт работы, включая учебную практику, имели 63,2% опрошенных, при этом 25,8% сменили рабочее место один раз, 21,8% - два раза, 15,6% - три и более раз.

По сравнению с другими возрастными  группами работников молодежь характеризуется  более продолжительным периодом предстоящей трудоспособности, что в разной степени может быть востребовано организациями, реализующими ту или иную стратегию бизнеса.  

Традиционно приписываемый молодежи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Всё большие контингенты молодежи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это обусловлено в значительной мере тем, что принятый в советское время закон об обязательном среднем образовании перестал выполняться: теперь государство фактически сняло с себя обязательства по обеспечению действия этого закона. Кроме того, наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в профессиональных учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности делает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень подготовки молодых специалистов, не подкрепленный соответствующим развитием трудовых умений и навыков. Это в итоге сказывается на возможностях их реального трудоустройства.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труди. Вместе с тем, является очевидным, что социализация человека в обществе, хотя и сопряжена с возрастом, протекает у конкретных людей индивидуально. Явления инфантилизма и социальной незрелости могут сохраниться у человека до конца его трудовой жизни, а могут быть преодолены в достаточно раннем возрасте, на стадии профессионального обучения и становления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наемного работника и члена трудового коллектива.

Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодежи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными  представлениями молодежи о путях  адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем - в определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня в России, вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии (специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны. В результате выбор профессии, например, участниками опроса, происходил самостоятельно, как отметили 52,4% опрошенных, 24,8% респондентов прислушались к рекомендации родителей, 11,7% - к советам друзей, 11,1% - указали иные причины выбора (рис. 4).

Рисунок 4 - Выбор профессии  респондентами

 

В данном случае общество сталкивается с социально-психологическими, а не только с экономическими факторами, влияющими на молодого человека в процессе выбора будущей профессии. Современному работнику уже мало знать и уметь, для него важнейшим становится момент самовыражения.

По нашему мнению, это достаточно ярко проявляется и в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор престижной профессии. При этом реальная возможность  трудоустройства либо игнорируется (решение проблемы откладывается  на срок завершения обучения или осуществляется нерыночными методами через родных и знакомых), либо становится новым стимулом к дальнейшему самоутверждению. Это тем более возможно, что именно в молодом возрасте (в силу недостаточной социализации и необремененности житейскими обязательствами) человек может выдвинуть для себя на первый план удовлетворение потребностей высшего уровня - в самореализации и самосовершенствовании, развитии своих способностей.

Те способы решения проблем  собственной занятости, к которым  прибегает молодежь, позволяют сделать вывод об уже достаточно высоком уровне ее психологической адаптации к реалиям рынка труда. Это проявляется в готовности к полной занятости, о чем заявили 62,8% участников опроса, при том, что большую долю среди них составили студенты дневных отделений вузов, которые претендовали на занятость на условиях неполного рабочего дня - 19,6%, временную (эпизодическую) занятость - 13,2%, каникулярную занятость - 4,4%. Среди уже имеющих работу соответствие профессии ожиданиям отметили 74,3% опрошенных, а несоответствие гораздо меньше - 25,7%. Молодежь реально оценивает уровни оплаты труда в различных секторах экономики: стремление работать в частном секторе продемонстрировали 57,4% участников опроса, в государственном - 18,2%, выдвинули в качестве критерия выбора высокий уровень оплаты труда - 17,7%, хотят открыть собственное дело - 6,7% опрошенных.

Сроки поиска работы в среднем для участников опроса оказались значительно меньше, чем для безработных Брянской области в целом: менее одного месяца искали работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев - 51,2%, от 4 до 6 месяцев - 12,2%, более 6 месяцев - 18,7% опрошенных. Среди способов поиска работы предпочтение отдано помощи родных и знакомых - 40,4%, обращение к услугам частных кадровых агентств - 24,8%; самостоятельно рассылают резюме по различным организациям 19,2%, обращаются в органы государственной службы занятости 8,4%, а пробуют найти работу иными способами 7,2% опрошенных участников опроса. Однако оценки будущих перспектив трудоустройства пока не выглядят оптимистичными: только 21,8% респондентов знают, где будут работать, 40,4% находятся в активном поиске работы,  15,4%  не  видят  для  себя никаких  перспектив  на рынке  труда, а 22,4% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.

Выявленные в ходе исследования социально-психологические аспекты достижения эффективной занятости молодежи вполне могут быть реализованы совместными усилиями всех участников молодежного рынка труда - государства, работодателей и самих молодых работников.

Среди основных проблем трудоустройства молодежи в Брянской области можно назвать следующие:

- у студента мало возможностей  общения с работодателем непосредственно самому;

- отсутствие связей, опыта самопрезентации,  опыта работы;

- нехватка нужной информации  о предложениях, причем именно нужной, потому что, вообще информации о вакансиях - огромные потоки.

 

3. Разработка мероприятий по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области

3.1 Методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области

Исходя из проблем, которые были выявлены в теоретической  и практической частях дипломного проекта, можно предложить пути совершенствования государственной  социальной политики, насыщения ее разделов проектами занятости молодежи. Наиболее значимые предложения следующие:

1. Для устранения неумолимо надвигающегося  кадрового дефицита необходимо в срочном порядке выводить собственную образовательную систему из кризиса, что обусловливает необходимость ее государственного регулирования и поддержки, при ограничении рыночных коммерческих отношений. Пропорции высшего образования должны формироваться на основе учета потребности экономики в специалистах различного профиля. Доступ к нему должен быть ограниченным и предполагать конкурсный отбор наиболее способных, мотивированных и подготовленных абитуриентов. Существующая в настоящее время система допуска на образовательный рынок не способна играть роль фильтра для организаций с недостаточным потенциалом. Формальные показатели легко фальсифицируются, в результате чего для входа на рынок образования практически не существует барьеров.

Информация о работе Безработица молодежи как социальная проблема