Безработица молодежи как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.
Задачи исследования:
- исследовать положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации;
- раскрыть сущность региональной политики в сфере занятости
молодежи;
- провести анализ тенденций развития рынка труда Брянской области;
- выявить роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи;
- проанализировать положение молодежи на рынке труда Брянской области;
- обозначить проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области;
- разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 3
1 Современное состояние проблемы безработицы молодежи 7
1.1 Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации 7
1.2 Сущность региональной политики в сфере занятости молодежи 14
1.3 Анализ тенденций развития рынка труда Брянской области 23
2 Анализ проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 30
2.1 Роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи 30
2.2 Анализ положения молодежи на рынке труда Брянской области 43
2.3 Проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области 52
3 Разработка мероприятий по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 65
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области 65
3.2 Разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области 69
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение А - Проект постановления 86
Приложение Б - Паспорт областной целевой программы 87
Приложение В - Перечень программных мероприятий 89

Файлы: 1 файл

ДипломБезработицамолодежь Брянск (1).doc

— 579.00 Кб (Скачать)

Раздел 6. Оценка эффективности Программы.

Выполнение мероприятий, предусмотренных  Программой, позволит достичь следующих  результатов:

- Профилактика и сдерживание  безработицы среди  молодежи в пределах 1% населения данной возрастной категории;                           

- организация временного трудоустройства  ежегодно 1300 молодых людей;                             

- заполнение временных, сезонных  рабочих мест;  

- привлечение молодых кадров в сферу производства.

3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Разработанные в дипломном проекте  мероприятия направлены на решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области. В связи со сложностью оценки предполагаемого эффекта от проведения данных мероприятий представляется возможным проведение оценки эффективности указанных мероприятий только на основе экспертного метода.

При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованности мнений.

Согласованность мнения экспертов  можно оценивать по величине коэффициента конкордации:

где S - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;

n - число экспертов;

m - число объектов экспертизы.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0<W<1, причем 0 - полная несогласованность, 1 - полное единодушие.

S=

(rj –rср)²,

где   – ранг

rj=

где i - № эксперта,

j - № мероприятия

rср =

где m – количество объектов.

В целях дипломного проекта для получения объективных результатов оценки наиболее оптимален подбор экспертов высшего должностного уровня, связанных с работой с персоналом.

Количество экспертов должно быть достаточным для обеспечения  достоверности оценки.

В нашем случае привлекалось 8 человек, которые занимают высшие должности в Управлении государственной службы по труду и занятости населения Брянской области, в которых работают респонденты.

В исследовании экспертами проводилось  ранжирование составляющих мероприятий  по 8-балльной шкале. При этом выделены следующие составляющие мероприятий:

1 – разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области.

2 – усиление профориентационной работы с молодежью, в том числе учащейся, направленной на осознанный выбор профессии и профилактику безработицы.

3 – разработка методических рекомендаций по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области.

4 – продолжение работы по организации временной занятости несовершеннолетних.

Необходимо определить степень согласованности мнения 8 экспертов, результаты ранжирования которыми 4 предлагаемых мероприятий приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты ранжирования составляющих мероприятий

Составляющие мероприятий

Эксперты

Сумма рангов

Отклонение от среднего

Квадраты отклонений

1

2

3

4

5

6

7

8

1

5

7

6

5

8

6

7

5

49

+8

64

2

7

6

7

6

5

5

6

7

49

+8

64

3

4

3

3

2

4

5

5

4

32

-9

81

4

4

3

5

4

3

5

5

5

34

-7

49


 

Оцениваем среднеарифметическое число  рангов:

Qсред. = (49 + 49 + 32 + 34) / 4 = 41

Тогда коэффициент конкордации  равен:

W = (12*258)/(64*(64-4)) = 0,806

Для нашего случая коэффициент конкордации  достаточно высокий. Он дает основание  предполагать, что эксперты компетентны, независимы и объективны.

Таким образом, проведение разработанных мероприятий будет способствовать решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.

Также внедрение предлагаемых мероприятий  будет способствовать реализации следующих  видов эффектов:

- экономический – в результате  повышения занятости молодежи увеличится объем налоговых поступлений в бюджет;

- политический – усовершенствованная  политика в области занятости молодежи в Брянской области повысит эффективность государственной службы, профессионализм служащих, а следовательно наиболее полно будут достигаться политические цели деятельности государственных служащих и удовлетворяться запросы населения. Укрепится авторитет государственной службы;

- социальный - выражается в увеличении  занятости населения;

- эмоциональный – увеличится  доля положительных эмоций у жителей Брянской области;

- правовой – за счет разработки  предлагаемых программ существенно  улучшиться нормативно-правовая  база, регулирующая политику  в области занятости молодежи в Брянской области. Это позволит сократить число ошибок и некорректных решений, которые могут возникать из-за слабости законодательной базы;

- организационный – будет оптимизирован  процесс принятия управленческих  решений в сфере занятости молодежи в Брянской области; усовершенствуются взаимоотношения населения, органов власти и СМИ.

Заключение

Экономический кризис сфокусировал внимание всего общества на проблемах занятости  и безработицы. Определяющим становится не только количество полученных знаний, но не в меньшей степени способность  решать проблемы, хорошо проявлять себя в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Проблемы с трудоустройством затронули  не только работающее население, но и  молодых специалистов, которые только начинают свою трудовую деятельность. Ужесточение требований к потенциальным  кандидатам во много раз увеличило конкуренцию и сделало трудоустройство молодежи весьма затруднительным. В настоящее время проблема содействия занятости и трудоустройству молодежи очень актуальна. 

Современный  молодежный рынок труда России как часть мирового характеризуется  увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Профессии и специальности, которые получают обучающиеся в результате профессиональной подготовки в тех или иных учебных учреждениях, в значительной степени не соответствуют реально существующим возможностям трудоустройства. В результате чего, доля молодых людей в возрасте до 29 лет составляет 30 % безработных, в то время как предприятия испытывают значительный дефицит в рабочей силе.

Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточен), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.

Молодёжь, несмотря на то, что быстрее  приспосабливается к изменениям, более мобильна, охотно приобретает  новые знания, всё-таки имеет ряд  трудностей при вхождении на рынок труда. Основными проблемами являются отсутствие опыта, квалификации, несоответствие навыков и знаний, полученных в учебных заведениях, требованиям, предъявляемым работодателем.

Длительная безработица является наиболее социально опасной для молодежи - потеряв работу, молодые люди имеют меньше шансов найти её вновь.

Молодежь - одна из самых многочисленных возрастных групп, трудоустройство которой имеет свою специфику. Низкая конкурентоспособность части молодых людей обусловлена несоответствием их профессиональной подготовки потребностям рынка труда, отсутствием необходимой квалификации и опыта работы, что является главным требованием большинства работодателей. Низкий уровень предлагаемой заработной платы также осложняет трудоустройство, так как молодежь ориентирована на высокие заработки.

За 2011 год в службу занятости  населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 21,6 тыс. граждан из числа молодёжи в возрасте 14-29 лет, или 45,8% от общего числа обратившихся в службу занятости населения граждан.

Служба занятости оказывала  содействие трудоустройству молодёжи и выпускников учебных заведений  посредством организации и проведения мероприятий, предусмотренных аналитической  ведомственной целевой программой «Содействия занятости населения Брянской области» 2009 – 2011 годы и Программой дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Брянской области на 2011 год.

Проблема трудоустройства молодежи обостряется в связи с возросшей  напряженностью на рынке труда Брянской области, а также из-за несоответствия ее запросов и потребностей предприятий и организаций города, утраты престижности рабочих профессий, а также отсутствия гарантий выполнения трудового законодательства со стороны работодателей (прием без оформления трудовых отношений, низкий уровень оплаты труда).

Снизить остроту проблемы поможет  организация временной занятости  несовершеннолетних, участие молодежи в общественных работах, организуемых на предприятиях и в организациях Брянской области, временное трудоустройство выпускников учебных заведений.

Среди основных проблем трудоустройства  молодежи в Брянской области в  дипломном проекте выявлены следующие:

- у студента мало возможностей  общения с работодателем непосредственно самому;

- отсутствие связей, опыта самопрезентации, опыта работы;

- нехватка нужной информации  о предложениях, причем именно нужной, потому что, вообще информации о вакансиях - огромные потоки.

Для решения проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области в дипломном проекте предлагалось:

- разработать методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области;

- разработать программу по содействию трудоустройству молодежи Брянской области.

Исходя из проблем, которые были выявлены в теоретической  и практической частях дипломного проекта, были предложены пути совершенствования государственной социальной политики, насыщения ее разделов проектами занятости молодежи.

В целях содействия трудоустройству молодежи Брянской области в дипломном проекте разработана программа «Социальная поддержка молодежи на рынке труда» на 2013 – 2017 годы.

Оценка эффективности показала, что проведение разработанных мероприятий  будет способствовать решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декаб.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) //СПС «Гарант».
  3. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».
  4. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - от 2 августа. - № 31.
  5. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс».
  6. Постановление Администрации Брянской области от 30 декабря 2011 г.  №  1269 об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Брянской области» (2012 – 2015 годы) // http://www.bryanskobl.ru
  7. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: РАГС , 2008. – 312 с.
  8. Вавулина А.С. Занятость сельской молодежи в контексте молодежной политики региона // Аграрный вестник Урала. - 2009. - №9 (63). - С. 31 – 33.
  9. Вавулина А.С. Занятость сельской молодежи: тенденции и перспективы // Молодежь – будущее России: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч.1. Тюмень: Тюменская областная дума, Правительство Тюменской области, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, ООО «Вектор Бук», 2009. - С. 22 – 26.
  10. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, Т. Карабчук, З. Рыжикова, Т. Биляк. - М.: ГУ ВШЭ, 2011. - С. 17.
  11. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 551 с.
  12. Гринберг Р. Есть ли несырьевое будущее у России // VI Международная Кондратьевская конференция «Есть ли у России несырьевое будущее?». Доклады и вступления участников конференции и доклады лауреатов V Международного конкурса на медаль Н.Д. Кондратьева. - М.: Институт экономики РАН, 2008. - С. 27.
  13. Гусев Б.Б. Современные тенденции формирования государственной молодежной политики в Российской Федерации // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. – 2012. -  №1. - С. 49-50.
  14. Дунаева Н.И. Эффективная занятость российской молодежи – стратегическая проблема / Н.И. Дунаева, Р.Р. Салахутдинов // Человек и труд. - 2010. - № 2. - С. 19.
  15. Дьяконова М.В. Типология социально-экономической мобильности молодежи // Экономика и управление. – 2011. - № 5. – С. 20-28.
  16. Ефимова М.Р. Оценка и анализ общей и регистрируемой безработицы в Российской Федерации / М.Р. Ефимова, Е.А. Долгих // Вестник Университета. – 2012. - №3. - М.: ГУУ. – С. 68-71.
  17. Зибарев Д.Б. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. - 2012. - № 1. - C. 29-32.
  18. Игнатов В.Г. Государственная служба. – М.: Юридическая литературы, 2011. – 480 с.
  19. Илясов Е.П. Молодежная политика в современной России: эскизы прогнозов и выводы // Молодежь на современном рынке труда. Сборник докладов на конференции по проблемам трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования, подготовки и отбора специалистов, проходившей в рамках Первой региональной межвузовской ярмарки вакансий 29 марта 2007 г. Е.П. Илясов. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. - С. 39-48.
  20. Ильясов Е.П. Роль региональных программ в развитии и совершенствовании системы профессионального становления и содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования / Е.П. Ильясов, Л.Г. Рыбалкина // Развитие системы стратегического партнерства как фактор эффективного взаимодействия вузов с рынком труда. Роль вузовских Центров содействия трудоустройству выпускников: материалы межрегиональной конференции (25-27 сентября 2008 г.). Под ред. Н.Н. Буреевой, В.В. Лебедева. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет. - 2008.  - С. 17-21.
  21. Кускова И.М. Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях //Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. – 2008. - №1(37). - С. 73-79.
  22. Лебедев В.В. Развитие инновационных форм взаимодействия вузов и предприятий в сфере подготовки и отбора специалистов / В.В. Лебедев, Ю.И. Фадеев // Проблемы инновационной деятельности в образовательном процессе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (25-27 октября 2007 г.). В.В.Лебедев, Ю.И. Фадеев. – Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. - С. 114-128.
  23. Магомедов М.М. Трудовой потенциал в стратегии социально-экономического развития (региональный аспект). - М.: Институт экономики РАН, 2011. – 180 с.
  24. Маймин С.А. Проблемы антикризисного управления трудовым потенциалом // Всероссийская научная конференция молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления». - М., 2011. – С. 64-66.
  25. Майоров А.И. Управление занятостью: проблемы регионального рынка труда: Монография / Майоров А.И., Попова Н.В., Полякова О.В., Акбулатов И.К., Павлов А.Ю., Антипов А.М. – Пенза: изд-во Пензенской государственной технологической академии,  2008. – 180 с.
  26. Макеева Т.Е. Технологии регулирования взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг в регионе // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия, социология, право. – 2008. – Вып. 5. - №12 (52) – С. 90-94.
  27. Методические рекомендации по обеспечению занятости молодежи в рамках реализации антикризисных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда // СПС «Консультант Плюс».
  28. Молодежь новой России: ценностные ориентиры. - М.: Институт социологии РАН, 2011. – 240 с.
  29. Муслимова Ф.Н. Правовое регулирование вопросов занятости и безработицы в депрессивных регионах: Монография / Ф.Н. Муслимова, И.А. Оруджев. - Махачкала, 2009. – 167 с.
  30. Окорокова М.П. Молодежная политика Республики Саха (Якутия): состояние и перспективы развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №12: Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2011. - С. 195-199.
  31.    Паньшин А.В. Правовое регулирование молодежной политики // Научные труды Академии кадровой и социальной политики АПК. – 2011. – Выпуск 9. – С. 90-94.
  32. Перова Т.В. Социальное партнерство как средство развития образовательного учреждения // Развитие системы стратегического партнерства как фактор эффективного взаимодействия вузов с рынком труда. Роль вузовских Центров содействия трудоустройству выпускников: материалы межрегиональной конференции (25-27 сентября 2008 г.). Под ред. Н.Н. Буреевой, В.В. Лебедева. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет. - 2008.  - С. 50-52.
  33. Резник С.Д., Черницов А.Е. Система управления трудоустройством выпускников вузов в рамках региональной системы управления занятостью молодежи // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона». С.Д. Резник, А.Е. Черницов. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007. - С. 174-182.
  34. Салахутдинов Р.Р. Механизмы адаптации молодежи с высшим образованием на рынке труда ХМАО-Югра // Федерализм. - 2010. - №1. – С. 251-255.
  35. Салахутдинов Р.Р. Специфика молодежи как субъекта рынка труда // Вестник Института экономики РАН. - 2010. - № 2. – С. 110-114.
  36. Самарина И.С. Особенности формирования культурного капитала студенческой молодежи // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. – 2009. – № 2 (19). – С. 147 – 152.
  37. Самарина И.С. Трудовая деятельность и специфика профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи // Социально ориентированное развитие общества: сб. науч. тр. – Саратов: Научная книга, 2010. – С. 22 – 30.
  38. Смирнова О.А. Роль Интернет-ресурсов в повышении эффективности взаимодействия вузов и работодателей // Развитие системы стратегического партнерства как фактор эффективного взаимодействия вузов с рынком труда. Роль вузовских Центров содействия трудоустройству выпускников: материалы межрегиональной конференции (25-27 сентября 2008 г.). Под ред. Н.Н. Буреевой, В.В. Лебедева. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет. - 2008.  - С.112-113.
  39. Стрельченко С.Г. Занятость молодежи как фактор социально-экономического развития страны и проблемы её адаптации к условиям рыночной экономики (брошюра). – М.: МАГМУ, 2011. – 82 с.
  40. Тарцан В.Н. Государственная молодежная политика в современной России // Политические исследования (ПОЛИС). – 2010. – № 3. – С. 156-160.
  41. Ховрин А.Ю. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №1. - С. 121-138.
  42. Чадова Т. Безработная молодежь: утраченные иллюзии? // Альтернативы. - 2012. - № 2. - С. 100.
  43. Чепиль Н.И. Проблемы занятости молодежи на современном этапе социально-экономического развития // Кадровик. - 2012. - №3. – С. 30-33.
  44. Чепиль Н.И. Региональные проблемы повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда – анализ и пути их решения // Социальный мир. - 2011. - № 7. - С. 27-31.
  45. Черепанов В.В. Особенности государственной службы и кадровой политики/В.В. Черепанов, В.Г. Иванов. – М.: Закон и право, 2007. - 575 с.
  46. Экономика знаний: коллективная монография / В.П. Колесов, В.Л. Макаров, Л. Г. Белова и др.; отв. ред. В.П. Колесов. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 401 с.
  47. Экономика труда / А.И. Архипов, Д.Н. Карпухин, Ю.П. Кокина; под ред. А.И. Архипова, Д.Н. Карпухина,  Ю.П. Кокина. -  М.: Экономика, 2009. – 558 с.
  48. Яппаров Д.А. Регулирование уровня занятости населения на региональном уровне // Проблемы региональной экономики.- Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ. -  2011. - № 3-4. – С. 31-36.
  49. www.gks.ru
  50. www.rabota-bryanskobl.ru

Информация о работе Безработица молодежи как социальная проблема