Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.
Задачи исследования:
- исследовать положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации;
- раскрыть сущность региональной политики в сфере занятости
молодежи;
- провести анализ тенденций развития рынка труда Брянской области;
- выявить роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи;
- проанализировать положение молодежи на рынке труда Брянской области;
- обозначить проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области;
- разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Введение 3
1 Современное состояние проблемы безработицы молодежи 7
1.1 Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации 7
1.2 Сущность региональной политики в сфере занятости молодежи 14
1.3 Анализ тенденций развития рынка труда Брянской области 23
2 Анализ проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 30
2.1 Роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи 30
2.2 Анализ положения молодежи на рынке труда Брянской области 43
2.3 Проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области 52
3 Разработка мероприятий по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 65
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области 65
3.2 Разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области 69
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение А - Проект постановления 86
Приложение Б - Паспорт областной целевой программы 87
Приложение В - Перечень программных мероприятий 89
В связи с потребностью области в квалифицированных рабочих кадрах работники центров занятости большое внимание уделяют популяризации рабочих профессий. С этой целью в октябре 2011 года были проведены 32 ярмарки учебных мест для выпускников общеобразовательных школ с приоритетом рабочих профессий. Всего приняло участие в ярмарках более 10,0 тыс. человек. Организация и проведение ярмарки были высоко оценены всеми участниками, как выпускниками общеобразовательных школ и их родителями, так и представителями учебных заведений, работодателями.
В отчётном году центры занятости
тесно взаимодействовали с
На профессиональное обучение было направлено 69 несовершеннолетних граждан, из них 34 человека – подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе – 10 человек, состоявших на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и 18 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 33 подростка, которые проходят профессиональное обучение, имеют неполное среднее образование и не приступили к дальнейшей учёбе.
В отчётном периоде в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 2,2 тыс. выпускников профессиональных образовательных учреждений всех уровней образования.
В решении проблем, связанных с
трудоустройством выпускников, управление
тесно взаимодействовало с
- организация стажировки
- поддержка и развитие
- организация практики студентов старших курсов на предприятиях, в том числе в рамках целевой подготовки;
- развитие профориентации в
школах и профессиональных
- создание системы
- создание Советов по
- создание в учебных заведениях
профессионального образования
центров содействия
- проведение ярмарок учебных рабочих мест для выпускников учебных заведений профессионального образования;
- проведение встреч с
Наиболее эффективным способом трудоустройства молодого специалиста на сегодняшний день является стажировка.
Стажировка даёт возможность молодым специалистам приобрести практический опыт работы по полученной специальности, способствует освоению новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте. А предприятие или организация получает возможность присмотреться к молодому специалисту, затраты на оплату труда которого компенсирует служба занятости населения (исходя из минимального размера оплаты труда). В стажировке приняли участие выпускники 2010-2011 гг. всех уровней профессионального образования.
Стажировка выпускников в
В 2011 году к стажировке приступили 470 выпускников (100,0% от программного показателя) образовательных учреждений всех уровней образования под руководством 153 наставников на базе 209 организаций (предприятий) области. Из них 259 человек (55,1%) – выпускники учреждений высшего профессионального образования, 123 человек (26,2%) – выпускники учреждений среднего профессионального образования и 88 человек (18,7%) – выпускники учреждений начального профессионального образования [50].
После завершения стажировки трудоустроены 229 человек (48,7% от прошедших стажировку): 126 человек трудоустроены по месту прохождения стажировки, 103 чел. – в других организациях.
Особое внимание в условиях инновации и модернизации экономики служба занятости уделяла выпускникам высшего профессионального образования, получивших технические специальности. Для них была организована стажировка по профессиям: инженер, технолог, техник, на таких предприятиях как: «Бежицкий сталелитейный завод», «Термотрон-завод», ООО «Проводник», ОАО «Комплект», «Метаклей», «Карачевский завод «Электродеталь»», «Клинцовский завод поршневых колец» и др.
В 2011 году в стажировке приняли участие выпускники 20 учебных заведений среднего специального образования по профессиям: бухгалтер, техник, менеджер, инженер по экологии, слесарь, соцработник, делопроизводитель, архитектор, лаборант, оператор ЭВМ.
Выпускники проходили
За отчётный период 32 выпускника образовательных учреждений занялись предпринимательской деятельностью и получили субсидию в сумме 1,88 млн. рублей, или по 58,8 тыс. рублей каждый. Основные виды предпринимательской деятельности: изготовление изделий из металла, услуги по оформлению праздников, торговля, переработка древесины и др.
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации является одним из вариантов решения проблемы безработицы среди молодёжи [50].
Целесообразность направления гражданина на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению службы занятости, а также перспективы его трудоустройства по окончании обучения определяются профконсультантами центров занятости по результатам индивидуальной профориентационной работы.
Профессиональную переподготовк
Мониторинг направлений на профессиональную переподготовку выпускников, имеющих начальное профессиональное образование, показал, что чаще всего они проходили профессиональную переподготовку по профессиям парикмахер, маникюрша, водитель различных категорий, продавец. Выпускники учреждений среднего профессионального образования (юноши с техническим образованием) получали водительские удостоверения, рабочие профессии – электрогазосварщика, электромонтёра. Девушки обучались профессиям продавца, секретаря, оператора ЭВМ с изучением различных программ и др. Выпускники учреждений высшего профессионального образования с дипломами инженеров и экономистов прошли компьютерные курсы, получили профессию водителя автомобиля, а также приняли участие в программе профессиональной подготовки по специальности менеджер [50].
С целью выявления проблем эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области необходимо проведение комплексного мониторинга молодежного рынка труда в совокупности с анализом таких характеристик молодежи, которые способствуют или препятствуют упрочению положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-психологические характеристики, обусловленные особенностями молодежи как группы трудовых ресурсов. Для выявления закономерностей их формирования в 2012 г. Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области провело комплексное социологическое обследование молодежи, прежде всего - студентов и выпускников вузов. Вопросы анкеты, которую было предложено заполнить участникам опроса были сформулированы таким образом, чтобы выявить приоритеты трудовой мотивации различных категорий молодежи. Результаты обработки 9854 анкет составили информационную базу исследования.
Возраст участников опроса колебался в пределах 18-27 лет (средний - 21 год 8 месяцев). Мужчины составили 47,8% всех заполнивших анкеты, женщины - 52,2%. 74,2% респондентов - жители г. Брянска; 25,8% - Брянской области. Поскольку опрос был ориентирован на студенческую молодежь, доля студентов среди его участников достигала 75,9%, а уже имеющих высшее образование - 24,1%. Условное разграничение позволило установить, что среди лиц, заполнивших анкеты, 38,2% получают или уже имеют техническое образование, 35,6% - экономическое, 17,1% - гуманитарное, а 9,1% могут быть отнесены к прочим профессиональным направлениям.
В рамках законодательно установленных возрастных границ молодежи наблюдается сильная дифференциация ее групп практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выделить группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации. Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодежной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.
Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.
Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Так, среди участников опроса достаточно высока доля владеющих иностранными языками - до 80%.
Навыки работы с компьютером имеют 86,2% респондентов. Желание получить дополнительное образование продемонстрировали 71,8% опрошенных, из них 13,2% заинтересовались курсом по технологии поиска работы, 16,4% - избрали программы профессиональной переподготовки, 14,1% - повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности), а 28,2% - обучение иностранному языку (рис. 1). При этом считали возможным оплатить получение дополнительного образования 62,8% респондентов. Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому, что в сознании молодого человека материальные стимулы к труду начинают соседствовать с моральными.
Рисунок 1 - Предпочтения респондентов
Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.
Информация о работе Безработица молодежи как социальная проблема