Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.
Задачи исследования:
- исследовать положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации;
- раскрыть сущность региональной политики в сфере занятости
молодежи;
- провести анализ тенденций развития рынка труда Брянской области;
- выявить роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи;
- проанализировать положение молодежи на рынке труда Брянской области;
- обозначить проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области;
- разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Введение 3
1 Современное состояние проблемы безработицы молодежи 7
1.1 Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации 7
1.2 Сущность региональной политики в сфере занятости молодежи 14
1.3 Анализ тенденций развития рынка труда Брянской области 23
2 Анализ проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 30
2.1 Роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи 30
2.2 Анализ положения молодежи на рынке труда Брянской области 43
2.3 Проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области 52
3 Разработка мероприятий по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 65
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области 65
3.2 Разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области 69
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение А - Проект постановления 86
Приложение Б - Паспорт областной целевой программы 87
Приложение В - Перечень программных мероприятий 89
Современным студентам очень
важно знать современную
Уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 20 до 24 в декабре 2011 г. составил 12,8%. Следует отметить, что на эту возрастную группу населения приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда. Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе от 15 до 19 (35%) в связи с тем, что большое количество молодежи в этом возрасте все еще учится и не имеет опыта трудовой деятельности. По сравнению с ноябрем 2011 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,9%, в возрасте 20-24 лет - на 0,6%.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в декабре 2011 г. составил 14,8% (в декабре 2010 г. - 15,4%), в том числе среди городского населения - 13,2% (13,3%), среди сельского населения - 18,3% (20,2%).
В численности безработных 27,6% (24% в декабре 2010) составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В декабре 2011 г. их численность составила 1,3 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи, 16,8% составляет молодежь до 20 лет, 48,1% - от 20 до 24 лет, 19,5% - от 25 до 29 лет.
Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В 2010 г. уровень занятости среди населения с высшим профессиональным образованием составил 81,2%, уровень безработицы - 4,0%, со средним профессиональным образованием, соответственно, 73,5% и 5,8%, начальным профессиональным образованием - 72,4% и 7,9%. Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования, - в среднем 23,0% и 17,0% [16, с. 69].
Специалисты поясняют, что безработица среди молодежи всегда выше, чем среди всего трудоспособного населения в целом. Они относят молодежь к экономически неактивному населению, но сразу же поясняют, что если взять выпускников ВУЗов, людей в возрасте от 24 до 27, то уровень их безработицы мало отличается от среднего уровня по всем трудоспособным гражданам.
В период экономического спада ситуация
с молодежной безработицей не стала
критической, но риск безработицы для
выпускников средних
Среди молодых специалистов с высшим профессиональным образованием низкий уровень безработицы отмечается в группах по следующим направлениям подготовки: информатика и вычислительная техника; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, транспортные средства, физико-математические специальности; гуманитарные науки, здравоохранение, экономика и управление.
Самый низкий уровень безработицы (1,2%) отмечается среди специалистов с высшим профессиональным образованием по направлению здравоохранение.
В группах специалистов по направлениям сельское и рыбное хозяйство, гуманитарные науки, экономика и управление уровень безработицы выше, чем в среднем по группе населения с высшим образованием.
Если анализировать
Среди населения с начальным профессиональным образованием наибольший уровень безработицы наблюдается в группах профессий для сельского хозяйства, для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, должностей служащих - 10,2-9,6% [16, с. 70].
Каждый 10-й выпускник считает, что он не сможет трудоустроиться самостоятельно и нуждается в дополнительной помощи. Государство не может закрыть глаза на проблему безработицы среди молодежи. Уже работают стандартные мероприятия в сфере содействия занятости населения.
В различных регионах большое внимание уделяется мерам по защите безработной молодежи. Показателен московский опыт. Московская Дума еще в апреле 2009 приняла поправки в местный «Закон о трудоустройстве». К ранее существовавшим льготным категориям населения (инвалиды, несовершеннолетние, дети сироты и т.д.) добавились выпускники ВУЗов, ищущие работу впервые, а также выпускники ВУЗов, имеющие трудовой стаж. Если у работодателя более ста работников, то устанавливается квота в 2% для инвалидов и еще 2% – для молодежи, но нарушение этого пункта грозит всего лишь незначительным ежемесячным штрафом в 2-3 тыс. рублей за каждое рабочее место.
В конце апреля 2009 г. было разработано
Положение «Об организации
Особое место в содействии в трудоустройстве молодежи занимают ярмарки вакансий. Ежегодно Департамент труда и занятости населения города Москвы проводит ярмарки вакансий для молодежи. Ставится цель предложить каждому выпускнику минимум одно рабочее место в соответствии с полученной им профессией и квалификацией [16, с. 70].
Важной мерой в решении проблемы занятости среди молодежи будет принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия. В перспективе предполагается создание в РФ более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников ВУЗов.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что трудоустройство молодых граждан остается сложной и актуальной задачей на сегодняшний день. Проблема настолько важна и многогранна, что требует скоординированных действий всех заинтересованных учреждений и ведомств.
В настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются целевые программы для молодежи. Всего в субъектах Российской Федерации реализуется более 286 программ, в которых отражены меры государственной политики в отношении региональной молодежи [20, с. 17].
Программный механизм рассматривается в качестве важнейшего средства решения молодежных проблем субъекта. Комплексный характер региональных программ способствует реализации основных направлений молодежной политики субъекта, позволяет расставить наиболее важные акценты во временной перспективе (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы), учитывает влияние государственных мер на стабилизацию или модернизацию социально-экономической, социально-политической, социокультурной сфер регионального пространства.
Особое внимание в деятельности
органов законодательной и
Широта тематических направлений программ объясняется заинтересованностью регионов в развитии молодежи во всех направлениях: здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья [33, с. 174].
Проблема трудоустройства молодежи, завершившей профессиональное обучение в образовательных учреждениях, не теряет своей актуальности.
Региональная политика в сфере занятости молодежи Брянской области проводилась в рамках аналитической ведомственной целевой программе «Содействие занятости населения Брянской области (2009–2011 годы)».
17 декабря 2008 года приказом
управления государственной
На региональном рынке труда мероприятия активной политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан осуществляются в соответствии с аналитической ведомственной целевой программой «Содействие занятости населения Брянской области на 2009-2011 годы». Программа разработана в соответствии со статьями 7.1 и 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и постановлением администрации Брянской области от 16 августа 2005 года № 456 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ». Реализация программы направлена на обеспечение защиты населения от безработицы, содействие в трудоустройстве и обеспечение социальной поддержки безработным гражданам.
Программа «Содействие занятости населения Брянской области на 2009-2011 годы» в 2011 году предусматривала [50]:
- трудоустроить при содействии службы занятости более 33,0 тыс. человек;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда около 4 тысяч человек;
- оказать содействие самозанятости 531 безработному гражданину и т. д.
Выполнение контрольных
- трудоустроено около 33,7 тысяч
человек, контрольный
- к общественным работам
- трудоустроено граждан,
- трудоустроено
- трудоустроено выпускников в возрасте 18-20 лет - 101 человек. Контрольный показатель выполнен на 101,0 %,
- приступили к
Основным критерием оценки эффективности реализации переданных полномочий в области содействия занятости населения является анализ выполнения нормативов обеспеченности государственными услугами программ активной политики занятости в разрезе ГКУ ЦЗН.
При определении нормативов обеспеченности государственными услугами управление ГСЗН Брянской области руководствовалось, методикой определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 618.
По итогам работы областной государственной службы занятости населения в 2011 году нормативы обеспеченности государственными услугами выдержаны и сложились следующим образом [50]:
- предоставление государственных услуг по организации временного трудоустройства граждан в целом по области – 0,61 при плановом – 0,45. Большинство ГКУ ЦЗН значительно перевыполнили этот показатель. Ниже планового сложился показатель в ГКУ ЦЗН г. Брянска, г. Дятьково, г. Клинцы;
- предоставление государственных услуг по профессиональному обучению безработных граждан в целом по области – 0,349 при плановом 0,24. Перевыполнен показатель в ГКУ ЦЗН Брянского, Мглинского, Навлинского, Погарского, Почепского, Стародубского, Унечского районов, а также г. Брянска. Ниже планового сложился показатель в ГКУ ЦЗН Злынковского, Клетнянского районов, а также в Рогнединском отделе;
- предоставление государственных услуг по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время в целом по области – 0,0918 при плановом - 0,0917. Всеми ГКУ ЦЗН области соблюден норматив обеспеченности данной государственной услугой;
- предоставление государственных услуг по организации профессиональной ориентации граждан – 0,853 при плановом – 0,461. Всеми ГКУ ЦЗН области был соблюден норматив обеспеченности. Вместе с тем, значительно выше планового он сложился в ГКУ ЦЗН Гордеевского, Карачевского, Комаричского, Красногорского, Навлинского, Стародубского, Суражского Трубчевского районов, г. Сельцо, а также Жирятинского и Рогнединского отделов;
- предоставление государственных услуг по организации социальной адаптации безработных граждан в целом по области – 0,3 при плановом – 0,2. Показатель выполнен почти всеми центрами занятости населения области. Ниже планового сложился показатель в ГКУ ЦЗН Злынковского района;
Информация о работе Безработица молодежи как социальная проблема