Безработица молодежи как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.
Задачи исследования:
- исследовать положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации;
- раскрыть сущность региональной политики в сфере занятости
молодежи;
- провести анализ тенденций развития рынка труда Брянской области;
- выявить роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи;
- проанализировать положение молодежи на рынке труда Брянской области;
- обозначить проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области;
- разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 3
1 Современное состояние проблемы безработицы молодежи 7
1.1 Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации 7
1.2 Сущность региональной политики в сфере занятости молодежи 14
1.3 Анализ тенденций развития рынка труда Брянской области 23
2 Анализ проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 30
2.1 Роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи 30
2.2 Анализ положения молодежи на рынке труда Брянской области 43
2.3 Проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области 52
3 Разработка мероприятий по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 65
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области 65
3.2 Разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области 69
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение А - Проект постановления 86
Приложение Б - Паспорт областной целевой программы 87
Приложение В - Перечень программных мероприятий 89

Файлы: 1 файл

ДипломБезработицамолодежь Брянск (1).doc

— 579.00 Кб (Скачать)

Современным студентам очень  важно знать современную ситуацию на рынке труда: какие профессии  востребованы, какие специалисты  понадобятся стране, какие программы поддержки занятости выпускников применяются, так как, получив профессию, студенты встают перед проблемой трудоустройства. Многие, закончив учебное заведение, не могут найти работу.  Большую долю общего количества безработных – 26,8% - в России составляют молодые люди до 25 лет [35, с. 111].

Уровень безработицы среди  молодежи в возрасте от  20 до 24 в  декабре 2011 г. составил 12,8%. Следует отметить, что на эту возрастную группу населения приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда. Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе от 15 до 19 (35%) в связи с тем, что большое количество молодежи в этом возрасте все еще учится и не имеет опыта трудовой деятельности. По сравнению с ноябрем 2011 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,9%, в возрасте 20-24 лет - на 0,6%.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  декабре 2011 г. составил 14,8% (в декабре 2010 г. - 15,4%), в том числе среди городского населения - 13,2% (13,3%), среди сельского населения - 18,3% (20,2%).

В численности безработных 27,6% (24% в  декабре 2010) составляют лица, не имеющие  опыта трудовой деятельности. В декабре 2011 г. их численность составила 1,3 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи, 16,8% составляет молодежь до 20 лет, 48,1% - от 20 до 24 лет, 19,5% - от 25 до 29 лет.

Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В 2010 г. уровень занятости среди населения с высшим профессиональным образованием составил  81,2%, уровень безработицы - 4,0%, со средним профессиональным образованием, соответственно, 73,5% и 5,8%, начальным профессиональным образованием - 72,4% и 7,9%. Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования, - в среднем 23,0% и 17,0% [16, с. 69].

Специалисты поясняют, что безработица  среди молодежи всегда выше, чем среди всего трудоспособного населения в целом. Они  относят  молодежь к экономически неактивному населению, но сразу же поясняют, что если взять выпускников ВУЗов, людей в возрасте от 24 до 27, то уровень их безработицы мало отличается от среднего уровня по всем трудоспособным гражданам.

В период экономического спада ситуация с молодежной безработицей не стала  критической, но риск безработицы для  выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений повысился. Молодые специалисты быстро осознали новые реалии, что им не предложат такой зарплаты как раньше, поэтому массовой молодежной безработицы удалось избежать. К тому же на отдельных специалистов всегда есть спрос [31, с. 92].

Среди молодых специалистов с высшим профессиональным образованием низкий уровень безработицы отмечается в группах по следующим направлениям подготовки: информатика и вычислительная техника; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, транспортные средства, физико-математические специальности; гуманитарные науки, здравоохранение, экономика и управление.

Самый низкий уровень безработицы (1,2%) отмечается среди специалистов с высшим профессиональным образованием по направлению здравоохранение.

В группах специалистов по направлениям сельское и рыбное хозяйство, гуманитарные науки, экономика и управление  уровень безработицы выше, чем в среднем по группе населения с высшим образованием.

Если анализировать безработицу  среди специалистов со средним профессиональным образованием, то можно отметить высокий уровень безработицы по направлениям экономика и управление, гуманитарные науки, сельское и рыбное хозяйство (7,4-7,2%), технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, строительство и архитектура (6,8-6,7%).

Среди населения с начальным профессиональным образованием наибольший уровень безработицы наблюдается в группах профессий для сельского хозяйства, для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, должностей служащих - 10,2-9,6% [16, с. 70].

Каждый 10-й выпускник считает, что он не сможет трудоустроиться самостоятельно и нуждается в дополнительной помощи. Государство не может закрыть глаза на проблему безработицы среди молодежи. Уже работают стандартные мероприятия в сфере содействия занятости населения. 

В различных регионах большое внимание уделяется мерам по защите безработной молодежи. Показателен московский опыт. Московская Дума еще в апреле 2009 приняла поправки в местный «Закон о трудоустройстве». К ранее существовавшим льготным категориям населения (инвалиды, несовершеннолетние, дети сироты и т.д.) добавились выпускники ВУЗов, ищущие работу впервые, а также выпускники ВУЗов, имеющие трудовой стаж. Если у работодателя более ста работников, то устанавливается квота в 2% для инвалидов и еще 2% – для молодежи, но нарушение этого пункта грозит всего лишь незначительным ежемесячным штрафом в 2-3 тыс. рублей за каждое рабочее место.

В конце апреля 2009 г. было разработано  Положение «Об организации временного трудоустройства выпускников ВУЗов  и колледжей столицы». Им будут предлагать вновь созданные или специально организованные рабочие места. Кроме того, в 2010г. Московским правительством было принято решение о «размораживании» около 15 тысяч дополнительных вакансий, имеющихся в органах исполнительной власти города, которые уже начали замещаться выпускниками ВУЗов. Также есть спецпрограмма «Стажировка», направленная на снижение напряженности на рынке труда, она работает с 2009 года.

Особое место в содействии в  трудоустройстве молодежи занимают ярмарки вакансий. Ежегодно Департамент труда и занятости населения города Москвы проводит ярмарки вакансий для молодежи. Ставится цель предложить каждому выпускнику минимум одно рабочее место в соответствии с полученной им профессией и квалификацией [16, с. 70].

Важной мерой в решении проблемы занятости среди молодежи будет принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия. В перспективе предполагается создание в РФ более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников ВУЗов.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что трудоустройство молодых  граждан остается сложной и актуальной задачей на сегодняшний день. Проблема настолько важна и многогранна, что требует скоординированных действий всех заинтересованных учреждений и ведомств.

1.2 Сущность региональной  политики в сфере занятости  
молодежи

В настоящее время практически  во всех субъектах Российской Федерации  реализуются целевые программы  для молодежи. Всего в субъектах Российской Федерации реализуется более 286 программ, в которых отражены меры государственной политики в отношении региональной молодежи [20, с. 17].

Программный механизм рассматривается  в качестве важнейшего средства решения  молодежных проблем субъекта. Комплексный характер региональных программ способствует реализации основных направлений молодежной политики субъекта, позволяет расставить наиболее важные акценты во временной перспективе (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы), учитывает влияние государственных мер на стабилизацию или модернизацию социально-экономической, социально-политической, социокультурной сфер регионального пространства.

Особое внимание в деятельности органов законодательной и исполнительной власти уделяется решению наиболее острых вопросов, касающихся жизнедеятельности молодежи конкретного региона. С целью привлечения дополнительных ресурсов (материальных, профессиональных, организационных, др.) разрабатываются и внедряются в практику работы с молодежью, программы направленные на социальную поддержку отдельных категорий молодежи (склонных к употреблению ПАВ, находящихся в трудной жизненной ситуации, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодых людей с инвалидностью, молодых семей и т. д.). Особое внимание уделяется работе с социально активной и перспективной молодежью (студенты и выпускники учреждений профессионального образования, участники детских и молодежных общественных объединений, др.) [28, с. 56].

Широта тематических направлений  программ объясняется заинтересованностью регионов в развитии молодежи во всех направлениях: здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья [33, с. 174].

Проблема трудоустройства  молодежи, завершившей профессиональное обучение в образовательных учреждениях, не теряет своей актуальности.

Региональная политика в  сфере занятости молодежи Брянской области проводилась в рамках аналитической ведомственной целевой программе «Содействие занятости населения Брянской области (2009–2011 годы)».

17 декабря 2008 года приказом  управления государственной службы  занятости населения Брянской  области № 348 утверждена аналитическая  ведомственная целевая программа  «Содействие занятости населения  Брянской области на 2009-2011 годы»  и внесена в реестр аналитических ведомственных целевых программ Брянской области, реализуемых в 2009 - 2011 годах (с учетом внесенных изменений приказом управления государственной службы занятости населения Брянской области № 379 от 27 декабря 2010 года).

На региональном рынке труда мероприятия активной политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан осуществляются в соответствии с аналитической ведомственной целевой программой «Содействие занятости населения Брянской области на 2009-2011 годы». Программа разработана в соответствии со статьями 7.1 и 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и постановлением администрации Брянской области от 16 августа 2005 года № 456 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ». Реализация программы направлена на обеспечение защиты населения от безработицы, содействие в трудоустройстве и обеспечение социальной поддержки безработным гражданам.

Программа «Содействие занятости  населения Брянской области на 2009-2011 годы» в 2011 году предусматривала [50]:

- трудоустроить при содействии службы занятости более 33,0 тыс. человек;

- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда около 4 тысяч человек;

- оказать содействие самозанятости 531 безработному гражданину и т. д.

Выполнение контрольных показателей  за 2011 год составило:

- трудоустроено около 33,7 тысяч  человек, контрольный показатель  выполнен на 102,0 %,

- к общественным работам приступили 5985 человек, что составляет 100,9 %,

- трудоустроено граждан, испытывающих  трудности в поиске работы 603 человека, задание выполнено на 100,5%,

- трудоустроено несовершеннолетних  граждан в возрасте от 14 до 18 лет,  желающих работать в свободное  от учебы время – 5826 человек. Контрольный показатель выполнен на 100,1 %,

- трудоустроено выпускников в  возрасте 18-20 лет - 101 человек. Контрольный  показатель выполнен на 101,0 %,

- приступили к профессиональному  обучению 3848 человек, что составляет 103,4 % контрольного показателя и др.

Основным критерием оценки эффективности  реализации переданных полномочий в  области содействия занятости населения  является анализ выполнения нормативов обеспеченности государственными услугами программ активной политики занятости  в разрезе ГКУ ЦЗН.

При определении нормативов обеспеченности государственными услугами управление ГСЗН Брянской области руководствовалось, методикой определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 618.

По итогам работы областной государственной  службы занятости населения в 2011 году нормативы обеспеченности государственными услугами выдержаны и сложились следующим образом [50]:

- предоставление государственных услуг по организации временного трудоустройства граждан в целом по области – 0,61 при плановом – 0,45. Большинство ГКУ ЦЗН значительно перевыполнили этот показатель. Ниже планового сложился показатель в ГКУ ЦЗН г. Брянска, г. Дятьково, г. Клинцы;

- предоставление государственных услуг по профессиональному обучению безработных граждан в целом по области – 0,349 при плановом 0,24. Перевыполнен показатель в ГКУ ЦЗН Брянского, Мглинского, Навлинского, Погарского, Почепского, Стародубского, Унечского районов, а также г. Брянска. Ниже планового сложился показатель в ГКУ ЦЗН Злынковского, Клетнянского районов, а также в Рогнединском отделе;

- предоставление государственных услуг по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время в целом по области – 0,0918 при плановом - 0,0917. Всеми ГКУ ЦЗН области соблюден норматив обеспеченности данной государственной услугой;

- предоставление государственных услуг по организации профессиональной ориентации граждан – 0,853 при плановом – 0,461. Всеми ГКУ ЦЗН области был соблюден норматив обеспеченности. Вместе с тем, значительно выше планового он сложился в ГКУ ЦЗН Гордеевского, Карачевского, Комаричского, Красногорского, Навлинского, Стародубского, Суражского Трубчевского районов, г. Сельцо, а также Жирятинского и Рогнединского отделов;

- предоставление государственных услуг по организации социальной адаптации безработных граждан в целом по области – 0,3 при плановом – 0,2. Показатель выполнен почти всеми центрами занятости населения области. Ниже планового сложился показатель в ГКУ ЦЗН Злынковского района;

Информация о работе Безработица молодежи как социальная проблема