Алкоголизация молодежи, как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и преступности.
Проблема употребления учащимися алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. Теоретическая часть
1.1 Социализации молодежи………………………………………………..3
1.2 Проблема алкоголизации……………………………………………….4
1.3 Причины ранней алкоголизации……………………………………….5
1.4 Особенности алкоголизации учащихся………………………………..5
1.5 Сравнительный анализ распространенности и характера ранней алкоголизации…………………………………………………………..7
ГЛАВА II. Практичесакая часть.
Подверженность молодёжи к алкоголизму………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

социология алкоголизм моя работа.docx

— 52.82 Кб (Скачать)
Алкоголизация молодежи, как социальная проблема
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2 

ГЛАВА I. Теоретическая часть 

    1. Социализации  молодежи………………………………………………..3
    2. Проблема алкоголизации……………………………………………….4
    3. Причины ранней алкоголизации……………………………………….5
    4. Особенности алкоголизации учащихся………………………………..5
    5. Сравнительный анализ распространенности и характера ранней алкоголизации…………………………………………………………..7

ГЛАВА II. Практичесакая часть.

Подверженность молодёжи к алкоголизму………………………………8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….12 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….13 
 

ВВЕДЕНИЕ

                   

    В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни  человека: от детства до старости. В  своем реферате я хочу остановимся  на  всего лишь одной возрастной группе – молодежи в возрасте от 16 до 21 года, проблемы который, как мне кажется, беспокоят многих…..

    Социализация  учащихся очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения  личности. Данный процесс чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и преступности.

    Проблема  употребления учащимися алкоголя очень  актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами.   

    Особенно  губительно  злоупотребление  алкоголя в  молодежной   среде - поражается  и  настоящее,  и  будущее  общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм .

    В своей работе я хотела бы указать на то, что алкоголизм наносит большой урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям. 

    Цель  работы – рассмотреть такую проблему социализации молодежи, как алкоголизм 

    Задачи:

  • Выявить особенности социализации учащихся;
  • Изучить теоретический материал и результаты различных исследований по данной проблеме;
  • Доказать необходимость применения различных профилактических мер для остановки развития данных проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I

    1. Социализации молодежи
 

          Социализация – (от лат socialis - общественный), процесс становления личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и установок, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

    Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к  личности можно, в какой то мере, рассматривать и как процесс  социализации (влияния общества) с  одной стороны и как процесс  самосовершенствования человека изнутри, с другой.

    Социализация  человека начинается с самого раннего  возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может,  лишь изолировав себя от общества, однако в реальной жизни это сделать  практически невозможно.

    На  процесс социализации личности влияет всякого рода  факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек.

    Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.

    Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время,  в связи  с открытость границ  и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.

    Процесс социализации учащихся имеет ряд особенностей, они связаны и с гормональными изменениями в организме, черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертвам и т.д., усугубляемые переживаниями неуверенности и амбивалентности (двойственности) социального статуса учащегося-подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый). Перед учащимся стоит ряд социальных задач: освоить новые роли, перенять семейно-брачные установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни, интернализовать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально ответственного поведения.

    Для учащихся с их социальной неуверенностью характерно объединение в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников с особой молодежной субкультурой. Ценностные ориентации и нормы группы адаптируют подростка  к самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и специфически молодежные потребности в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие подростковую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью  норм взрослой жизни, резкими культурными  и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды. В таких условия группы учащихся-подростков и молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения – от социально отчужденных  форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и такие формы поведения как  курение, употребление алкоголя и наркотиков.

    Данные  формы поведения становятся проблемой  не только определенной рассматриваемой  нами группы, но и всего общества в целом.

    Именно  поэтому я считаю необходимым  не оставлять эту проблему без  внимания! 

1.2 Проблема алкоголизации

          Алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности. 
           

    Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как  существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера  ранней алкоголизации.

    К ранней алкоголизации относится  знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует  говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет.

1.3. Причины ранней алкоголизации

    Изучение  употребления алкоголя среди молодежи в  во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые  в конце 19 – начале 20 века широко проводились в Западной Европе и  Северной Америке и велись в самых  различных направлениях:

    • Изучались распространенность и характер употребления алкоголя учащимися.
    • Исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм.
    • Определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя.
    • Разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.
 

    Существенное  место среди исследований этого  периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для:

  • “укрепления здоровья”
  • “аппетита”
  • “улучшения роста”
  • “облегчения прорезывания зубов”
  • “согревания”
  • “утоления голода”
  • “успокоения”
 

    Бытовавшая  в 19 и на рубеже 20 столетия твердая  уверенность в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка.

    Современный период изучения ранней алкоголизации  отмечен многочисленными попытками  более глубоко раскрыть причины  злоупотребления спиртными напитками. Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и  пола подростков на потребление ими  спиртных напитков, Форшлунг выяснил, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию, прежде всего дочерей. Алкогольное поведение отца обуславливает таковое его дочери и имеет наибольшее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля.

    Видкри выделяет несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной среды и установками индивида в отношении алкоголизации:

  • “абстинентной культуре” соответствует остановка на полное воздержание
  • “амбивалентной культуре” – двусмысленная и противоречивая алкогольная установка
  • “либеральной культуре” – соответствует “допускающая” установка, однако запрещающая откровенное пьянство
  • “патологической культуре” – алкогольная установка, допускающая любые проявления пьянства.
 

    Автор видит причины пьянства в особенностях процесса социализации, деформировавших  культурные нормы поведения, в том  числе и потребления алкоголя.        

Таким образом,

    • экономические условия,
    • питейные обычаи,
    • неправильное воспитание,
    • дурные примеры,
    • стремление подражать старшим,
    • анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма 

все это  являлось условиями, способствующими  развитию алкоголизма в молодом  возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся  в обществе ложному мнению, что  алкоголь является "успокаивающим", "укрепляющим", "питательным" средством.  

1.4Особенности алкоголизации учащихся

    При анализе алкоголизации несовершеннолетних я исходила из важного в методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения. Это требует более широкого и глубокого подхода к рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и клинической наркологии.

    Практически во всех социально-гигиенических и  клинико-социальных исследованиях  алкоголизации молодежи использовался  метод опроса в различных модификациях – от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического интервью.

    Попытаемся  описать характер влияния алкоголя на психику подростка. В целом  клиническая картина выраженного  опьянения подростка выглядит в  большинстве случаев так:

    • кратковременное возбуждение сменяется затем общим   угнетением,
    • оглушенностью,
    • нарастающей сонливостью,
    • вялостью,
    • замедленной бессвязной речью,
    • потерей ориентации. 

Информация о работе Алкоголизация молодежи, как социальная проблема