Алкоголизация молодежи, как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и преступности.
Проблема употребления учащимися алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. Теоретическая часть
1.1 Социализации молодежи………………………………………………..3
1.2 Проблема алкоголизации……………………………………………….4
1.3 Причины ранней алкоголизации……………………………………….5
1.4 Особенности алкоголизации учащихся………………………………..5
1.5 Сравнительный анализ распространенности и характера ранней алкоголизации…………………………………………………………..7
ГЛАВА II. Практичесакая часть.
Подверженность молодёжи к алкоголизму………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

социология алкоголизм моя работа.docx

— 52.82 Кб (Скачать)

    Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который  способно вызвать у подростка  хотя бы однократное употребление вина или даже пива. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких  органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. Попав в организм, он достаточно медленно (со скоростью 0,1 г  на 1 кг массы тела в час) расщепляется в печени. И только 10 процентов  от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде. Оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость «молодых» тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму.

       Неоднократное или частое употребление  алкоголя оказывает буквально  опустошающее воздействие на  психику подростка. При этом  задерживается не только развитие  высших форм мышления, выработка  этических и нравственных категорий  и эстетических понятий, но  и утрачиваются уже развившиеся  способности. Подросток, что называется  «тупеет» и интеллектуально, и  эмоционально, и нравственно. 

       Алкоголь ослабляет организм, тормозит  формирование и созревание его  органов и систем, а в некоторых  случаях, например при злоупотреблении,  и вовсе останавливает развитие  некоторых функций высшей нервной  системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на  него алкоголь. Кроме того, употребление  алкогольных напитков подростками  значительно быстрее, чем у  взрослых, ведет к формированию  у них алкоголизма.

    В клинической литературе перечисляются  различные черты молодых алкоголиков. В наблюдениях М. Хардиман в качестве характерных черт личности пациентов были отмечены: возбудимость, агрессивность, импульсивность, депрессивные реакции; сексуальные извращения и др.

    П. Петронис отмечает рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, свойственных пубертатному возрасту, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, асоциальные тенденции, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями. М. А. Чалисов с соавторами и В. В. Веселовский с соавторами находят у юношей, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых – агрессивности.

    Кратко  опишем характерологические черты  молодых алкоголиков.

    Лживость больных алкоголизмом хорошо знакома клиницистам и психологам. У подростков же она особенно непоследовательна и эмоциональна. Наиболее демонстративно она выражается в стремлении скрыть истинные причины и размеры пьянства.

    Как характерную черту, необходимо отметить неустойчивость настроения. Так, вкрадчивость и подобострастие в ситуациях, сулящих выпивку, резко сменяются гневными вспышками и агрессивностью, если ей препятствуют. Брутальные аффекты особенно легко развиваются в кругу близких, редко сменяясь даже при посторонних хотя бы формальной вежливостью.

    Подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в "своем кругу". Нередко они весьма заботливы к себе подобным, например, целыми "делегациями" навещают товарищей, находящихся на стационарном лечении от алкоголизма. Вообще они легко находят общий язык со злоупотребляющими алкоголем и быстро сближаются с ними, формируя своеобразное сообщество, где господствуют особые нормы взаимоотношений и "кодекс чести", основанные на употреблении спиртных напитков.

    Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны  – часто наигранные и компенсаторные – бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью.

Таким образом, социальное поведение учащихся, подверженных влиянию алкоголя, принципиально  меняется. 

1.5 Сравнительный анализ распространенности и характера ранней алкоголизации

    Наиболее  трудно сопоставимы между собой  данные о распространенности и частоте  употребления алкогольных напитков среди молодежи.  Авторы не только различных стран, но даже одной и  той же страны в один и тот же исторический период использовали качественно  отличные друг от друга методы выявления  употребляющих и не употребляющих  алкоголь, различные классификации  по возрасту и т.д.

    Не смотря на разноплановость критериев выявления злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом в подростково-юношеском возрасте, данные различных авторов все-таки позволяют судить о том, что их число достаточно велико. Анализ материалов, свидетельствует, что за последние 100 лет независимо от уровня употребления и злоупотребления спиртными напитками показатели распространения собственно алкоголизма у молодежи сохраняются на достаточно стабильном уровне, не превышающем 5% больных до 20 лет и 8-10% больных до 25 лет (Россия). Этот факт имеет принципиальное значение, так как свидетельствует о динамике возникновения и развития ранних форм алкоголизма в целостной структуре алкогольной заболеваемости. Пьянство исподтишка и острая потребность в первой рюмке указывают на растущую зависимость. Пьющий испытывает чувство вины, но не может обсудить свою проблему с другими.

       Ученые всего мира на протяжении  почти сорока лет все громче  и тревожнее заявляют об опасности,  которая подстерегает подрастающее  поколение – детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем  размахе потребления спиртных  напитков несовершеннолетними. Так  в США (штат Нью-Йорк) 91% 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки. В Канаде около 90% учащихся 7-9 классов употребляют спиртные напитки. В ФРГ 1% детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией.

    Мальчики  чаще девочек употребляют основные виды спиртных напитков, причем с возрастанием их крепости эта разница становится существенной. Среди городских школьников распространено потребление преимущественно  слабых алкогольных напитков – пива, вина, учащиеся же сельских школ более  знакомы со вкусами крепких спиртных напитков.

Не лучше  положение и в России. С каждым годом количество алкоголя, употребляемого нашими соотечественниками, растет.

    По  данным исследования Министерства науки  и просвещения педагогического  института (ESPAD) опубликованным в выше упомянутом источнике (было исследовано 1507 учащихся 10-ых классов России) наглядно представляется следующая картина: 

    Диаграмма 1.

    Употребление  алкоголя учащимися.

    

    Из 80,4% употребляющих алкогольные напитки  учащихся

         2,7% - употребляют их раз в 2-3 месяца;

                  23,4% - 1-2 раза в месяц;

                  3,9% - 1-2 раза в неделю.

    Об  объективности результатов данного  исследования можно судить при прямом общении с учащимися. Мое личное мнение, цифры данного опроса явно занижены, особенно, что касается частоты  употребления алкоголя.

Поэтому проблема ранней алкоголизации стоит  в нашем обществе также остро, как и проблема курения, и наркомании среди учащихся

Глава II Практичесакая часть. Подверженность молодёжи к алкоголизму.

 

В своей  практической части я решила осуществить  расчет выборочной совокупности.

      Генеральной совокупностью в данном исследовании является население в возрасте от 16 от 25 лет. Я опросила круг своих  друзей и знакомых. Выборочная совокупность равна 30 человек: 15 мужского пола и 15 женского. Я проводила выборочное исследование при помощи анкетирования. Данным исследованием я  хочу обратить внимание общества на проблему алкоголизма среди молодежи.

      Для проведения анкетирования мною использовалась анкета, приведенная ниже:

      Дорогой друг!

Прошу  Вас ответить на вопросы данной анкеты, анонимность и конфиденциальность гарантируется. Большинство вопросов подразумевают выбор одного из предложенных вариантов, не относящиеся к Вам  вопросы можете пропускать. Заранее  благодарю!

Ваш пол:

а) мужской 

б) женский

Употребляете  ли вы алкоголь?

а) да

б) нет

С какой  целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)

а) чтобы  снять напряжение (стресс)

б) чтобы  повысить своё настроение

в) чтобы  поддержать компанию

г) ваш  вариант ответа ________________________________________

 
 

Всегда  ли Вы можете отказаться от предложения  выпить?

а) да

б) нет

 

Как часто  Вы употребляете спиртные напитки?

а) ежедневно

б) не более  трех раз в неделю

в) не более  двух раз в месяц

 

Какие спиртные напитки вы предпочитаете?

а) водка

б) пиво

в) вино

г) джины, коктейли

д) свой вариант ________________________________________________

 

Знаете  ли вы о вреде, наносимым организму  алкоголем?

а) да

б) нет

 

Считаете  ли вы, что выпиваемые вами спиртные напитки вредят вашему здоровью?

а) да

б) нет

 

Нравится  ли вам состояние алкогольного опьянения?

а) да

б) нет

 

Какие чувства вызывает у вас человек, отказывающийся от спиртного во время  застолья?

а) удивление

б) недовольство

в) обиду, что отказывается выпить с вами

г) жалость

д) свой вариант _______________________________________________

 

Во сколько  лет вы впервые попробовали алкогольный  напиток?

а) до 12 лет

б) 12 – 16 лет

в) 17 – 20 лет

г) после 21

 

      После сбора и обработки анкет, информации была сведена в следующую таблицу:

Вопрос№ Вариант ответа Кол-во ответов Процентное  отношение Общее процентное соотношение
    Муж. Жен. Муж. Жен.  
1. а) 14 13 93% 86% 90%
  б) 1 2 7% 14% 10%
2. а) 5 7 33% 46% 40%
  б) 7 8 46% 53% 50%
  в) 7 3 46% 20% 30%
  г) 3 2 20% 13% 16,6%
3. а) 12 14 80% 93% 86,6%
  б) 3 1 20% 6,7% 13,3%
4. а) 1 0 6,7% 0% 3,3%
  б) 10 7 67% 46% 56,6%
  в) 5 7 33% 46% 40%
5. а) 5 0 33% 0% 16,6%
  б) 10 1 67% 6,7% 36,6%
  в) 4 0 26,7% 0% 13,3%
  г) 4 7 26,7% 46% 36,6%
6. а) 15 14 100% 93% 96,6%
  б) 0 0 0% 0% 0%
7. а) 5 6 33% 40% 36,6%
  б) 10 9 67% 60% 63,3%
8. а) 11 8 73,3% 53% 63,3%
  б) 4 7 26,7% 47% 36,6%
9. а) 5 4 33% 26,7% 30%
  б) 0 2 0% 13% 6,6%
  в) 1 2 6,7% 13% 10%
  г) 2 0 13% 0% 13,3%
10. а) 2 1 13% 6,7% 10%
  б) 10 12 67% 80% 73,3%
  в) 2 2 13% 13% 13,3%
  г) 0 0 0% 0% 0%

Информация о работе Алкоголизация молодежи, как социальная проблема