Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:04, магистерская работа
Жизненное самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы выбора, формирования жизненных стратегий молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны требуют постоянного обновления методологического и теоретического подходов к их исследованию. Поиски смысла собственного существования, выбор жизненной стратегии – трудная и серьезная задача для молодых людей во все времена. Каждое новое поколение молодежи в процессе самореализации даже в стабильных обществах пересматривает сложившуюся систему ценностей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Специфика жизненных стратегий молодежи на рынке труда
1.2. Профессиональное самоопределение молодежи на рынке труда
ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1. Молодежный рынок труда и его характеристика
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда и решение проблемы занятости
2.3. Молодежная безработица и пути ее преодоления
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Специфика жизненных стратегий молодежи на рынке труда
1.2. Профессиональное самоопределение молодежи на рынке труда
ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1. Молодежный рынок труда и его характеристика
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда и решение проблемы занятости
2.3. Молодежная безработица и пути ее преодоления
Жизненное самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы выбора, формирования жизненных стратегий молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны требуют постоянного обновления методологического и теоретического подходов к их исследованию. Поиски смысла собственного существования, выбор жизненной стратегии – трудная и серьезная задача для молодых людей во все времена. Каждое новое поколение молодежи в процессе самореализации даже в стабильных обществах пересматривает сложившуюся систему ценностей. В сознании молодого поколения, его установках и ценностных ориентациях возрастает индивидуальная ответственность за собственную жизнь, поэтому особую актуальность приобретает построение жизненных стратегий молодежи и, соответственно, изучение процесса их формирования.
Жизненные цели молодежи и средства их достижения, поведенческие стратегии на рынке труда являются важными факторами ее социальной активности и в то же время индикатором перемен, происходящих в обществе. Однако внедрение рыночных отношений ослабило социальную защищенность молодежи в сфере занятости, вследствие чего значительное число молодых людей пополняет ряды безработных.
Причиной, по которой для изучения была выбрана именно эта тема, является то, что в современных украинских условиях молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров из-за разрушения традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути. В связи с этим молодежи трудно найти работу и занять достойное место в жизни общества.
Вместе с этим, растет доля выпускников высших учебных заведений, которые по окончанию вуза не могут найти работу по специальности, что свидетельствует об отсутствии связи между потребностями рынка труда и программами по подготовке специалистов в учебных заведениях. В связи с этим, повышение эффективности решения проблем в области трудоустройства молодежи является в настоящее время актуальной темой для социальной практики.
Цель исследования: теоретико-эмпирический анализ специфики процесса формирования жизненных стратегий молодежи и влияния данных стратегий на положение молодежи на рынке труда.
Молодежь – это одна из наиболее уязвимых возрастных категорий населения. Она относится к социально-демографической группе, переживающей один из важнейших жизненных периодов – вхождение в мир взрослых и адаптация к нему. Нельзя забывать о том, что именно на молодежный возраст выпадают одни из самых главных демографических и общественно значимых событий на жизненном пути человека – это окончание школы, выбор образовательного учреждения для получения профессиональной подготовки и, следовательно, выбор будущей профессии, начало карьеры – трудовой деятельности. Это основные фазы жизненного цикла человека. Молодежь должна решать вопрос о выборе профессии и определенного жизненного пути.
Молодежь в сфере занятости – одна из самых уязвимых социальных групп: нет опыта работы, нет опыта общения с работодателем и членами трудового коллектива, не сформирован стиль поведения в новой социальной роли – роли профессионала. Отсутствие профессионального опыта является трудностью, к счастью, временного характера. Опыт приходит с годами, когда молодой человек начнет осваивать полученную профессию на практике. Неквалифицированный и низкооплачиваемый труд мало кого вдохновляет на трудовые подвиги, чаще – отбивает всякую охоту трудиться. Встают другие вопросы: куда идти молодому человеку и как найти свое место в жизни.
Выявление жизненных стратегий молодежи предполагает учет как внешних влияющих на изменение жизнедеятельности молодежи, так и внутренних проявляющихся в виде жизненных планов и ценностных ориентаций. Вместе с тем, с одной стороны изменяющийся объективные и субъективные условия макросреды опосредует особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается на формирование социального облика молодого человека, так и степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодежи, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодежи. Жизненные стратегии являются комплексным феноменом и связаны с категориями, характеризующими жизнь молодежи в целом. В рамках исследования под жизненными стратегиями будем понимать жизненные планы молодежи на близкую и дальнюю перспективу развития личности, а также средства их реализации. Жизненные стратегии включают в себя социальные ориентации (направленности на достижение желаемого социального положения путем включения в те или иные социальные группы), культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов) и личные ориентации (представления интимных моментов жизни). Следовательно, они определяют личное, социальное и культурное будущее личности.
При анализе реализации молодежными группами поведенческих стратегий необходимо учесть, что в переходный период индивидуальная стратегия, прежде чем определиться в качестве таковой, неизбежно формируется как часть пересмотренной групповой стратегии. Это особенно характерно для молодежи, так как в молодежной среде групповая идентификация преобладает над индивидуально-личностной.
Основными факторами, определяющими поведение молодого человека на рынке труда, являются: ориентация на традиционную или современную ценностно-нормативную систему, уровень адаптированности к новым правилам экономического поведения.
На формирование поведенческих стратегий влияют и другие факторы, например возраст, так как между возрастом и социальными возможностями существует тесная связь. Региональные особенности рынка труда существенно влияют на социально-профессиональную мобильность молодого человека, определяют его возможности включения в новые формы занятости, а значит, и распространенность того или иного типа стратегий.
В реальном поведении молодежи на рынке труда отчетливо проявились два основных типа стратегий: пассивный и активный. Молодежь, использующая активные стратегии поведения, находится в стадии конструктивно-инновационного поиска, приверженцы пассивных стратегий – в стадии социального ожидания.
Пассивные стратегии можно подразделить на: рефлексивно-запаздывающие и умеренно-приспособительные.
Представители пассивной «рефлексивно-запаздывающей» стратегии сохраняют старое ценностное сознание, они включаются в рыночные отношения, хотя в основе этого лежит только экономическая необходимость.
Адаптация этой группы происходит на уровне приспособленности, когда личность, усваивая новые нормы, готова следовать им на уровне публичного социального поведения, не воспринимая их внутренне.
У представителей пассивной «умеренно-приспособительной» стратегии сохранилось старое ценностное сознание. Жизненная позиция этой группы не адаптирована к новым условиям, мышление носит профессионально-
Активные стратегии можно подразделить на: позитивно-карьерные, позитивно-инструментальные и криминально-карьерные.
Представители активной «позитивно-карьерной» стратегии принимают новые ценности.
Молодежь этой группы имеет новое по характеру ценностей сознание, ее мышление активно, конструктивно, контроль направлен на ситуативные конкретные проблемы, поэтому она осуществляет регуляцию деятельности, адекватную рыночным условиям.
Этот тип обладает двойной адаптированностью к новым условиям (по своим ценностям и социальным позициям), себя осознает как субъект, а общество как объект, используя его для достижения своих личных целей.
В профессиональной деятельности он направлен на создание собственного предприятия, образование ценит как средство получения больших доходов и успешной карьеры, а не как самоценность.
Данная группа — носитель достижительских стереотипов, поведение ее ориентировано на успех сейчас, без особых гарантий на будущее. Активная «позитивно-инструментальная» стратегия направлена на рациональное использование новых возможностей как самоцель.
Эта группа имеет противоречивое ценностное сознание. Но это противоречие продуктивно, поскольку ведет к теоретизации, проблематизации социальной действительности. Благодаря способности к теоретическому мышлению, его плюрализму, данный тип может не только сам адаптироваться к новым условиям, но и выполнить определенную конструктивную роль в обществе.
Двойственность позволяет ему и неадаптивно взглянуть на процессы, происходящие в обществе, и ценностно-рационально осмыслить окружающее.
К труду относится как к цели, но не как к средству, ориентирован на развитие способностей и творческое отношение к труду. Данную группу составляют, в основном, студенты. Успешная карьера и связанное с этим благосостояние — естественный, ожидаемый, но не единственный мотив социальной активности в этой группе.
Активная «криминально-карьерная» стратегия преследует цели повышения личного благосостояния за счет использования прежде всего возможностей, связанных с дезорганизацией.
Возможность получения высокого дохода зачастую связана с полулегальными и даже нелегальными способами деятельности, то есть приводит молодежь этой группы в криминальные структуры.
Ослабление институтов социального контроля создает объективные условия, когда молодые люди имеют возможность реализовать индивидуальные представления о социальном успехе на основе жизненной модели, исключающей профессиональную деятельность как условие жизни и развития.
Проблема выбора профессионального и жизненного пути со всех сторон встает перед человеком в том возрасте, когда он может быть до конца не осознают всех отдаленных последствий принятых в юности решений.Выбор профессии – первое звено в цепи последовательных жизненных выборов,связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальный благосостоянием и духовным развитием.С него начинается самостоятельный путь человека.
Первое, очень важное и самостоятельное решение молодежи приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, которых приходит с годами, а, скорее, на представлении о своем будущем и о будущем общества, в которым им придется жить. Чем более ясным и продуманным будет образ будущего в сознании молодежи, тем определенней и ответственней она может принимать решения в настоящем. Бесспорно, необходимо детально изучить планы молодежи, связанные с ближайшей жизненной перспективой- продолжением учебы, выбором профессии и места работы, чему и посвящена большая часть социологических исследований,однако полученная информация имеет ценность,ограниченную теми узкими временными и содержательными рамками, в которых заключена изучаемая перспектива, Трудно правильно оценить особенности формирования ближайших жизненных планов молодежи, когда ничего не известно о ее долговременных целях и ожиданиях, об отдаленной перспективе в профессиональной и других сферах жизни. По тому, как человек относится к своему будущему в юности, когда он определяет основные ориентиры своего жизненного пути, можно во многом судить об уровне его социальной зрелости.
Интерес к обзору информации о стратегиях поведения безработной молодёжи на рынке труда обусловлена необходимостью анализа кардинальных изменений в современной системе жизненного ориентирования личности. Изменения таких ее элементов, как образ жизни, ценности и нормы жизни, а также смысла и цели жизни, делает подвижной всю эту систему в целом. В настоящее время осуществляется переход от этих понятий к понятию стратегии, требующему нового социокультурного наполнения. Все чаще социологи оперируют такими понятиями, как стратегия жизни, стратегия поведения, так как они делают возможным изучение динамики социальной адаптации личности к новой социокультурной ситуации, как на личностном, так и на социальном уровне. Понятие стратегии объединяет в себе не только направленность на достижение желательного социально-экономического статуса, но и стремление к общественным и культурным идеалам, являясь, таким образом, комплексной характеристикой, отражающей различные стороны человеческой жизни. Например, Т.Е.Резник и Ю.М.Резник определяют понятие стратегии как «символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека его ориентиры и приоритеты. Она предполагает определение или принятие наиболее значимых ориентиров приоритетов на долговременную перспективу.
Но в нашей работе нас будут интересовать стратегии поведения на рынке труда и такой социальной группы, как молодёжи. Актуальность рассмотрения данных стратегий обусловлена тем, что проводимые в Украине реформы ведут к усилению классовой системы стратификации, соответствующей индустриальной стадии развития общества. При этом размывание старых социальных структур и формирование новых резко увеличили количество маргинальных групп. Социальные статусы, как правило, неустойчивы: высокие доходы не связаны с высшим образованием, богатство может быть не престижным, обладание властными полномочиями тоже не всегда сопряжено с высоким престижем. Сама система стратификации становится весьма условной. Жизненные цели молодежи и средства их достижения являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных перемен, происходящих в украинском обществе. Любой трудоустроенный человек, обладает свободным выбором. В ситуации свободного выбора человек выбирает цели, соответствующие желаемым стандартам удовлетворения потребностей. Но индивид, не имеющий работы лишён этого свободного выбора в удовлетворении своих потребностей и имеет свободу лишь в выборе стратегий, направленных на изменение своего положения безработного. Конечно, выбираемые молодёжью стратегии очень разнообразны и зависят от ряда изменяющихся факторов, таких как уровень образования, возраст и другие. Но для нас открытым остаётся вопрос о том, какие, же стратегии существуют среди молодёжи, какие из них чаще всего выбираемы и, несомненно, какие из выбираемых стратегий наиболее эффективные, то есть стратегии помогающие преодолеть безработицу.