Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:04, магистерская работа
Жизненное самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы выбора, формирования жизненных стратегий молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны требуют постоянного обновления методологического и теоретического подходов к их исследованию. Поиски смысла собственного существования, выбор жизненной стратегии – трудная и серьезная задача для молодых людей во все времена. Каждое новое поколение молодежи в процессе самореализации даже в стабильных обществах пересматривает сложившуюся систему ценностей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Специфика жизненных стратегий молодежи на рынке труда
1.2. Профессиональное самоопределение молодежи на рынке труда
ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1. Молодежный рынок труда и его характеристика
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда и решение проблемы занятости
2.3. Молодежная безработица и пути ее преодоления
В условиях неопределенности, свойственной сегодня всем сферам жизнедеятельности молодежи, выбор образовательных стратегий приобретает все более непредсказуемый,а потому рискованный характер.
Жизненные цели и планы имеют достаточно определенную предметную очерченность, могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути. Жизненные планы являются средствами осуществления жизненных целях, их конкретизацией в хронологическом и в содержательном аспектах, они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целях как основных ориентиров жизненного пути в будущем.
Ценностные ориентации, цели и планы являются последовательными ступенями субъективной регуляции жизнедеятельности человека. Ориентации определяют порядок предпочтения тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которых человек предполагает сконцентрировать свои силы и энергию. Постановка целей предполагает знание не только направления деятельности, но и ее идеального результата, которому соответствует определенное событие жизненного пути, определяющее зону обозримого будущего в данной сфере жизнедеятельности от будущего, которое еще не основано человеком. Жизненная цель – это предметная и хронологическая граница актуального будущего, непосредственно связано с заботами и проблемами настоящего. Человек может иметь достаточно четкое представление о сферах и направлениях деятельности, не имея при этом конкретных жизненных целей. Кроме того, жизненные цели могут не соответствовать способностям и возможностям самого индивида или условиям той социальной среды, в которой он живет. Следовательно, наряду с противоречивостью ценностных ориентаций в качестве проявления недостаточной сформированности представлений человека о своем будущем следует рассматривать неадекватность жизненных целей. Знание цели недостаточно для успешной деятельности, если нет ясного представления о средствах ее достижения. Абстрактность жизненных планов связана с отсутствием представлениях о тех событиях, которые должны предшествовать достижению жизненной цели. Неадекватность жизненных целей и абстрактность жизненных планов могут проявляться в различных жизненных ситуациях. Одной из наиболее распространенных является ситуация выбора профессии, когда из тысяч профессий нужно выбрать одну, наиболее соответствующую склонностям и способностям, определить учебное заведение, конкретную специальность, согласовать свой выбор с планами и ожиданиями в различных сферах жизни. И если жизненные цели определены неадекватно – их содержание не связано с выбором профессии, а сроки реализации иллюзорны – это будет иметь существенные последствия для всего дальнейшего жизненного пути человека. Прежде чем обратится к проблемам профессионального самоопределения личности в том аспекте, который связан с изучением представлением о будущем, необходимо рассмотреть вопрос о том, как эти преставления интегрируются в целостную систему, объединяющую ценностные ориентации, жизненные цели и планы. В систему представлений о будущем включаются и другие компоненты, среди которых, с одной стороны, мечты, фантазии, составляющие желаемую, но не обязательно успешно осуществимую картину будущего, а с другой – тревоги и опасения, ожидания неприятных событий, которые с определенной вероятностью могут произойти в жизни каждого человека и которых, по возможности, ему следует избегать. Также одно из важных понятий в определении жизненного пути человека жизненная перспектива. Жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию – регулятивную. Если человек ожидает утраты и неудачи, и при этом в арсенале программных событий не находит того, что могло бы предотвратить или преодолеть последствия ожидаемых потерь, его жизненная перспектива утрачивает положительную регулятивную функцию и может дезорганизовать поведение. Следовательно, ключевым моментом в исследовании жизненной перспективы человека должны стать те конкретные цели и планы, с помощью которых он намерен воплотить в действительность свои жизненные ценности. Жизненная перспектива – не раз и навсегда выработанная стратегия. Каждому качественно новому этапу жизненного пути должно соответствовать специфическое содержание перспективы, в которой одни компоненты сохраняют преемственность, а другие – отражают реальные изменения в окружающем мире и в самом человеке. В исследовании жизненного пути обнаружены факты, свидетельствующие о том, что в жизни каждого человека существуют критические моменты, связанные с изменениями жизненной перспективы, в этих жизненных ситуациях одни люди способны перестраивать свою перспективу, повышая мотивацию достижения, а другие впадают в состояние стресса, характеризующееся чувством опасности и повышенной тревожности. По разным линиям жизненные критические моменты возникают в разно время, но есть такие периоды жизни, в которые эти моменты концентрируются, пересекаются, порожная целый комплекс жизненных проблем, требующих формирования и перестройки жизненной перспективы.
Первым из этих периодов жизни человека являются годы юности, на которые выпадает, пожалуй, один из наиболее ответственных жизненных выборов – выбор профессионального пути, имеющий кардинальное значение для всей дальнейшей жизни. Причет этот выбор необходимо осуществить еще в период обучения в школе. При этом молодежь должна осознавать, что выбор профессии – это не только предпосылка успешной самореализации в будущей трудовой деятельности, но и одно из важнейших средств обеспечения успеха и в других сферах жизни.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одного из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.
Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которую ключевую позицию занимает детерминация будущим – жизненными целями, планами и ориентациями. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.
Обращаясь к современному положению дел в области профессионального самоопределения молодежи, исследователи подчеркивают многогранность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующей личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути. Об этом пишет В.А Ядов, подчеркивая, что при исследовании самоопределении личности «особенно ощущается плодотворность междисциплинарного подхода к проблеме. В самом деле, работы социологов показывают нам, насколько велико значение в структуре ценностно-нормативного сознания и в определении жизненных путей индивидов общесоциальных и конкретных условий их жизнедеятельности.
Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствует определенная социальная ситуация, своя среда и атмосфера. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основных стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, и частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.
На стадии профессионального обучения многие учащиеся студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора. Падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний год профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально – профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией.
После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется ситуация профессионального развития: новый разновозрастной коллектив и социально – профессиональные ценности, иные социальная роль и иерархическая система производственных отношений, принципиально новый вид текущей деятельности – профессиональной.
Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. Наступает время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но не они становятся факторами кризисных явлений. Основная причина – психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям молодого специалиста вызывает кризис профессиональных экспектаций.
Выбор профессии – это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно – нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, – с другой. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности.
Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире.
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи:
1. Позиция старших членов семьи (или лиц, их заменяющих).
2. Позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга внесемейного общения.
3. Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если таковой имеется.
4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося, оптанта (включая и случай их полной неопределенности). Общая структура полного личного профессионального плана (как образа желаемого будущего) может быть представлена так:
- главная цель (что молодой человек предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело, или у него нет помыслов этого рода, каким хочет быть, кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития);
- представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей.
- представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей.
- представление о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия);
- представление о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, терпение, настойчивость);
- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
Нелишне отметить, что молодежь иногда скрывает наиболее дорогие для них жизненные планы, если не уверены, что взрослые или сверстники имеют достаточно такта, чтобы с пониманием и сочувствием к ним отнестись.
5. Способности, умения, достигнутый уровень развития молодого человека как субъекта деятельности. Это – звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.
6. Уровень притязаний молодого человека на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, завышенные или заниженные притязания – важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.
7. Информированность.
8. Склонности к тем или иным видам деятельности.
Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы молодого человека могут возникнуть под влиянием предрассудков, престижности и не согласовываться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласовываться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «тянут» товарищи, друзья…
По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы, несомненно, связанные с индивидуальными характеристиками:
1) определившиеся(30%);
2) колеблющиеся(30%);
3) неустойчивые(15%);
4) пассивные(25%).
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них у представителей прежних выпусков. Дело, таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требования, предъявляемые к работнику, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида. Работа также задает некоторый «социальный фон» жизни людей. Разнообразные виды профессиональной деятельности отражают уровень развития общества, характер стоящих перед ним задач, а оценка профессий в общественном сознание позволяет судить о степени их «престижности». Она является существенным фактором в выборе профессии, учебного заведения, места предполагаемой работы, формировании чувства удовлетворенности трудом.
Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющий сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.