Безработица молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:04, магистерская работа

Краткое описание

Жизненное самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы выбора, формирования жизненных стратегий молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны требуют постоянного обновления методологического и теоретического подходов к их исследованию. Поиски смысла собственного существования, выбор жизненной стратегии – трудная и серьезная задача для молодых людей во все времена. Каждое новое поколение молодежи в процессе самореализации даже в стабильных обществах пересматривает сложившуюся систему ценностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Специфика жизненных стратегий молодежи на рынке труда
1.2. Профессиональное самоопределение молодежи на рынке труда
ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1. Молодежный рынок труда и его характеристика
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда и решение проблемы занятости
2.3. Молодежная безработица и пути ее преодоления

Файлы: 1 файл

Начала.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Молодые люди, еще не имеющие профессии, также должны решать вопрос о выборе жизненного пути, приобретении специальности, поиска средств к существованию. Специфика их жизни (учеба, быт, потребление общение) дает им сведения не столько о содержательном и производительном труде, сколько о его следствиях, обеспечивающих социальное положение индивида в обществе (материальная обеспеченность, уровень образования, престижность) Само понятие «молодой специалист», предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое.

Сегодня «молодой специалист» – выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Кроме этого, отметим, что на рынке труда молодежь должна конкурировать со старшим, более опытным поколением, ведь большинство работодателей при устройстве на работу больше интересует стаж работы, чем образование. Поэтому большинство молодых людей с высшим образованием идут работать либо в другие отрасли, либо устраиваются на работу в той сфере деятельности, где они получали образование, но на должность, которую можно было получить и без высшего образования. В результате они начинают свой карьерный рост с низов, тем самым, теряя свои знания и время.

Задача выбора профессии и поиска места работы осложняется тем, что качественные характеристики образования современной молодежи часто не соответствуют характеру и содержанию труда. Академические знания в обыденной жизни часто не находят практического применения. Поэтому очень немногие молодые люди связывают возможность служебной карьеры с уровнем образования и степенью квалификации.

В середине 90-х годов довольно распространенным явлением стали ситуации, при которых полученная специальность оказывалась невостребованной а профессиональное будущее большей части молодости характеризовалось как неопределенное. Проводимое в этот период исследования показывали, что большинство молодежи испытывает дефицит инструментальных знаний и практических навыков, которые могли б обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда. Наличие конкурентного рынка привело к тому, что вначале 2000-х гг. немало выпускников вузов, средней школы, начальной профессиональной школы оставались нетрудоустроенными.

Ежегодно 15 млн. человек меняли место работы, из них только около 4 млн. обращались в службы занятости. Изменение потребностей рыночной экономики и производства, новые формы и средства накопления и передачи опыта и знаний, другие факторы актуализируют проблемы профессионального самоопределения молодежи.

Возможность выбора профессии рассматривается нами как условие жизненного самоопределения личности и успешной интеграции ее в общество. Для общества переходного типа, предпочтительная модель прагматического выживания, основу которой составляют самоактуализация, саморегуляция, самосознание, самообладание и самоопределение (самостоятельный выбор каждым своего жизненного пути,целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни).

Зачастую проблемы профессионального самоопределения обусловлены неравенством стартовых позиций. Важнейшими показателями успешного социального старта молодежи является уровень образования, который достигнут к моменту социального самоопределения. Но выражающийся в показателях среднего числа лет обучения, он не отражает в полной мере качественных достижений конкретного молодого человека в образовании, следовательно, и вариантов возможного профессионального самоопределения. Уместно задать вопрос: готовит ли ВУЗ своих студентов к восприятию будущей профессии. Ведь знания, навыки и умения, которые приобретаются и совершенствуются в ВУЗЕ, имеют вполне конкретное предназначение – обеспечить выбор профессии и успешность деятельности. Поэтому развитие способностей, приобретает особою остроту именно в связи с данной проблемой. В решении ее выделяют два подхода.Первый диагностический, сводит выбор профессии к определению профессиональной пригодности.С помощью тестов измеряются способности юноши и девушек, и на основе сопоставления полученных данных. С требованиями профессии выносится заключение об их профессиональной пригодности-непригодности к тому или иному виду деятельности. Второй подход – воспитательный – ставит целью подготовку молодых к будущей профессиональной жизни, их самоопределение. Исходя из этого, изучается развитие личности в процессе овладения разными видами деятельности, реализуются конкретные меры по «вхождению» ее в профессию.

Проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей. Существуют различные модели профессионального самоопределения молодежи. Первая модель: значительная часть молодежи из числа оканчивающих полную среднюю школу ориентирована на высшее образования. При этом содержание и характер труда не являются доминирующими мотивами выбора профессии, что чревато «издержками» в будущем. Вторая модель: не определенные конкретные формы профессионального образования и формы его получения. Ситуация находится во власти случая, а определяющем фактором становится возможность поступить в то или иное профессиональное учебное заведение. Третья модель: поиск работы. Модель более распространена в крупных городах и областных центрах, где вероятность найти работу намного выше, чем в малых городах и сельской местности. Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привёл к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и болезненной данная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только представление тех или иных гарантий занятости молодёжи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общества. Государство и общество не должны пассивно ожидать самонастройки молодёжного рынка труда: требуется обоснованная политика регулирования молодёжной занятости и достижения его эффективного уровня.

Большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодёжные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам ещё на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условия труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объёме, увязать притязания новичка на высокую его способностей и возможностей с реальными достижениями.

Представляется недостаточно аргументированной однозначная трактовка способности молодёжи к инновациям, так как привести новые идеи в деятельность организации могут лишь те люди, которые хорошо знакомы с существующим положением вещей, видят все достоинства и недостатки создавшейся ситуации. Этого не сможет сделать молодой специалист, как бы ни были глубоки его теоретические знания и широк кругозор. Социологические исследования показывают, что в практической деятельности молодёжь часто оказывается более консервативной, чем работники средних и даже старших возрастных групп, так как отсутствие трудового и жизненного опыта не позволяет её грамотно прогнозировать возможные последствия изменений. Другое дело, что молодые сотрудники могут оказаться менее сопротивляемыми инновациям, но не столько по приверженности им, сколько по недостаточной приверженности старому. Это качество молодёжи оказывается наиболее востребованным в условиях стратегии слияния и поглощений, когда доминирующая организация стремится избавиться от кадровых сотрудников поглощённых компаний, опасаясь влияния чужой организационной культуры. В этих условиях у молодёжи окажется больше шансов сохранить рабочие места за счет готовности к адаптации.

Традиционно приписываемый молодёжи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных украинских условиях уже не является бесспорным. Всё большие контингенты молодёжи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но законченного общего среднего образования. Это обусловлено в значительной мере тем, что принятый закон об обязательном среднем образовании перестал выполняться: теперь государство практически сняло с себя обязательства по обеспечению действия этого закона. Кроме того, наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в профессиональных учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности делает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень подготовки молодых специалистов, не подкреплённый соответствующим развитием трудовых умений и навыков. Это в итоге сказывается на возможностях их реального трудоустройства.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть всё то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодёжи на рынке труда. Вместе с тем, является очевидным, что социализация человека в обществе, хотя и сопряжена с возрастом, протекает у отдельных людей индивидуально. Явления инфантилизма и социальной незрелости могут сохраниться у человека до конца его трудовой жизни, а могут быть преодолены в достаточно раннем возрасте, на стадии профессионального обучения и становления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наёмного работника и члена трудового коллектива.

Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодёжи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. В данном случае общество сталкивается с социально-психологическими, а не только с экономическими факторами, влияющими на молодого человека в процессе выбора будущей профессии. Современному работнику уже мало знать и уметь, для него важнейшим становится момент самовыражения.

Всё это достаточно ярко проявляется и в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор престижной профессии. При этом реальная возможность трудоустройства либо игнорируется (решение проблемы откладывается на срок завершения обучения или осуществляется нерыночными методами через родных и знакомых), либо становится новым стимулом к дальнейшему самоутверждению. Это тем более возможно, что именно в молодом возрасте (в силу недостаточной социализации и необремённости житейскими обязательствами) человек может выдвинуть для себя на первый план удовлетворение потребностей высшего уровня – в самореализации и самосовершенствовании, развитии своих способностей.

2.1. Молодежный рынок труда и его характеристика

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и других учебных заведений, а так же выпускники школ и гимназий. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Необходимость анализа положения молодежи на рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют немалый процент трудоспособного населения, во-вторых, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.

Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью несформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.

Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.

Молодежный рынок труда имеет свою специфику. Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане. Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений. В-третьих, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. В-четвёртых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Информация о работе Безработица молодежи