Безработица молодежи
Переход белорусского общества
к социально-ориентированной рыночной
экономике значительно повлиял
не только на ценностные ориентации молодежи,
но и на процесс адаптации ее в
различных сферах деятельности. Произошла
смена отношения к труду, характеру
и содержанию деятельности, а также
к тем конкретным отраслям производства,
где ранее молодежь занимала ведущие
позиции. Социологические исследования
показывают, что наибольшее влияние
на процесс профессиональной адаптации
молодежи оказывают реальные условия
и оплата труда.
Среди всех социальных групп,
которые испытывали значительные трудности
в условиях формирующихся рыночных
отношений наибольшие трудности
испытала молодежь. Ошибки в проведении
рыночных реформ в начале 90-х годов
привели значительную часть молодежи
к отчуждению от производительного
труда, особенно в реальном секторе
экономики. По данным Министерства статистики
Республики Беларусь, доля молодежи, занятой
в различных отраслях народного
хозяйства, с каждым годом уменьшается.
Особенно уменьшение доли молодежи характерно
для промышленного и аграрного
сектора экономики. Наибольшей популярностью
среди молодежи пользуется негосударственный
сектор, где доля молодежи в возрасте
до 30 лет гораздо больше по сравнению
с другими отраслями экономики.
Доля молодежи на государственных предприятиях
уменьшается, в то время как на
частных - увеличивается.
Положение молодежи на рынке
труда характеризуется противоречивостью
ситуации: с одной стороны, существует
объективная необходимость в
активном включении ее в рыночно-трудовые
отношения, а с другой - вероятность стать
безработными. Несмотря на положительные
в последние годы тенденции на рынке труда
(увеличение спроса на рабочую силу, уменьшение
в 2004 г. уровня регистрируемой безработицы
до 1,9 % к численности экономически активного
населения), сохраняется проблема занятости
молодежи, составляющей около половины
всех безработных.
Труд и занятость остаются
у молодежи одной из наиболее значимых
жизненных ценностей, и, соответственно,
создание необходимых условий для
профессиональной и трудовой самореализации
молодых людей является приоритетной
задачей государства в области
регулирования социально-трудовых
отношений.
Массовая безработица
среди молодежи, в силу специфики,
не устоявшейся еще психики, чрезмерных
амбиций новоиспеченных специалистов,
юношеского максимализма и реактивности,
является еще более глубокой проблемой.
Молодые специалисты - это гордость
и надежда любого развитого государства,
а если эта “надежда” не имеет
соответствующей социальной защищенности,
“непристроенность” молодежи превращается
в одну из наиболее значимых угроз экономической
безопасности и социальной стабильности
страны. Безработица среди молодого населения
ведет:
- к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
- снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;
- усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.
В сложившейся ситуации просто
необходимо разработать целый комплекс
мер по выводу страны из “безработного”
кризиса.
С одной стороны, в решении
данной проблемы может помочь набирающая
обороты система предпринимательства
и частного бизнеса, с другой стороны,
естественно, никак не обойтись без
помощи государства и поддержки
местных органов самоуправления.
Так как, лишь решив данную проблему
на местах, “залатав дыры” в рядах
безработных в каждом отдельном
регионе, можно говорить о снижении
уровня безработицы в стране в
целом.
Что касается проблемы увеличения
непосредственной занятости молодежи,
здесь наблюдаются свои специфические
сложности:
- молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;
- наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;
- чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;
- отсутствие четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;
- отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;
- слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.
Естественно, найдется целый
ряд подобных причин, оправдывающий
высокий процент “не пристроенной”
молодежи. Оправдывающий ли? Нет, и
еще раз нет.
Решить проблему увеличения
занятости можно, но подходить к
этому решению следует комплексно:
1. Во-первых, государство
должно позаботиться о создании
атмосферы социальной стабильности
и защищенности для рассматриваемого
слоя населения (ведь молодежь
- это будущее нации):
- пересмотреть и доработать законодательную базу;
- откорректировать политику в области трудоустройства;
- найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
- разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.
2. Во -вторых, органы местной
администрации должны активно следить
за положением на рынке труда своего региона:
- способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
- следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);
- формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
- обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;
- стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).
3. В-третьих, необходима
перестройка в образовательной
деятельности современных учебных
заведений, сегодняшний вуз должен
выпускать качественно иного
специалиста:
- выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - “Планирование профессиональной карьеры”);
- выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);
- вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.
Естественно, система мер
по снижению безработицы среди молодых
специалистов не исчерпывается приведенным
перечнем, существует огромное поле для
творческого поиска путей выхода
из сложившейся на рынке труда
ситуации. Еще раз подчеркнем, что
лишь подойдя к решению проблемы
занятости комплексно, можно будет
заметить определенные “просветы” в
“темных туннелях рядов безработных”.
Как говориться - в единстве наша
сила.
В новом докладе Международной
организации труда (МОТ) о тенденциях
в сфере занятости молодежи сообщается,
что экономический кризис привел
к росту безработицы среди
молодых людей как в промышленно
развитых, так и развивающихся
странах. Он серьезно подорвал докризисные
успехи на этом направлении и перспективы
восстановления рынка труда.
Авторы доклада отмечают,
что абсолютное число безработной
молодежи несколько снизилось - с 75,8
миллиона в 2009 до 75,1 в 2010 году. Но этот показатель
заметно хуже докризисного уровня 2007
года — 73,5 миллиона безработных. Ожидается,
что к концу 2011 года абсолютное число
безработных молодых людей в
возрасте до 24 лет составит 74,6 миллиона
- 12,6%. В период с 2008 по 2009 годы наблюдался
беспрецедентный рост безработицы
среди молодежи. В настоящее время
ситуация несколько улучшается, однако
сегодня больше молодежи уходит c рынка
труда, нежели трудоустраивается. В наибольшей
степени эта тенденция затронула регион
Европейского союза.
Эксперты отмечают, что
слишком медленное восстановление
числа достойных рабочих мест
усугубляет хроническую неспособность
мировой экономики обеспечить будущее
для всех молодых людей. Это подрывает
устойчивое развитие государств, усиливает
незащищенность современных молодых
людей, которые столкнулись одновременно
«с высоким уровнем безработицы,
бездеятельностью и нестандартными
формами работы».
В докладе также привлекается
внимание к проблеме молодых бедняков
в Южной Азии и в странах
Африки к югу от Сахары.
Авторы доклада МОТ
считают, что безработица и всеобщее
разочарование среди молодежи являются
фактором протестов и демонстраций
по всем мире. Эксперты отмечают, что падения
рынков труда в годы рецессии опасны долгосрочными
последствиями с точки зрения занятости
и вызывают недоверие к политической и
экономической системе.
Список источников:
1. Безработица молодежи [Электронный
ресурс]: статья / - Режим доступа: http://www.roman.by/r-29974.html/
(февраль. 2009) – дата доступа 02.04.2012.
2. Рост безработицы среди молодежи
достиг рекордных показателей [Электронный
ресурс]: статья / - Режим доступа: http://www.rabota.by/news/?p=8276/
(20.10.2011) – дата доступа 04.04.2012.
3. Трудоустройство молодежи на
примере студентов БГЭУ [Электронный ресурс]:
статья / Режим доступа: http://dfk-dfr.com/load/23-1-0-2334/ - дата доступа 04.04. 2012.
4. 1. Кибанов А. Я. Мотивация и
стимулирование трудовой деятельности
/ А. Я. Кибанов, Баткаева И. А., Митрофанова
Е. А., Ловчева М. В.// Учебник. – М.: ИНФРА-М,2010.
– 524 с.