Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;
·
· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;
1. Безнадзорность как социальная патология
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности
Заключение
Список использованной литературы
Есть еще одно объяснение, почему безнадзорный ребенок, подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности. Другими словами, безнадзорный - не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи [9, с. 301].
Социальная, личностная характеристика безнадзорного, бесспорная его принадлежность к группе социального риска объясняет, почему он опасен для общества не только современного, но и будущего.
Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства безнадзорных детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей [2, с. 25].
Отношение к безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом [18, с. 86].
1.3 Причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста и направления ее профилактики
Социальное сиротство является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. В разных странах специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы [22, с. 36].
Распространение явления
социального сиротства в нашей
стране обусловлено комплексом особых
условий и процессов в
Наиболее существенным признаком
последних лет стало
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации.
Резкое падение жизненного
уровня населения вызвало такое
явление, как отказ от ребенка
в связи с отсутствием
В решении Межведомственной
комиссии по делам несовершеннолетних
при Правительстве РФ от 7 июля 1998
г. генезис детской беспризорности
и безнадзорности определен следующим
образом: "Детская безнадзорность
и беспризорность - следствие современной
социально-экономической и
Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее серьезных негативных социальных явлений, одним из которых и является детская безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.
Речь идет об особенностях воспитания современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Это положение, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка» и нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание.
Процесс самоутверждения
ребенка - основа его нормального
развития. Однако низкая духовная культура
поведения, поступков, мышления, несмотря
на провозглашенное законом
Как отмечают психологи, у
большинства трудных детей и
подростков блокирована одна из фундаментальных
потребностей человека - потребность
в уважении и любви. Отсутствие возможности
удовлетворить такую
Из условий, порождающих
социальное сиротство, одним из основополагающих
является кризис современной семьи.
Кризис современной семьи негативно
отразился на состоянии детства
в стране, приведя к росту социального
сиротства и увеличению числа
таких специфических
В числе существенных факторов следует выделить следующие кризисные явления в семье:
· нарушение ее структуры и функций;
· рост числа разводов и количества неполных семей;
· асоциальный образ жизни ряда семей, что, в свою очередь, стимулирует развитие аналогичных процессов и в детской среде;
· падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей;
· нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;
· распространение жестокого обращения с детьми в семьях интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент становится все более привычным явлением. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет [6, с. 44].
В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорным [6, с. 48].
Отторжение, неприятие ребенка родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением. К детям в таких семьях не только не проявляют заботы, но и постоянно подвергают их телесным пыткам.
Другой причиной безнадзорности является школьная дезадаптация. Школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между родителями и детьми [9, с. 114].
Школьная дезадаптация имеет свои причины, и все они с неизбежностью отражаются на детях:
· Разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие).
· Социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);
Основная причина
К причинам этой категории
можно отнести низкий материальный
уровень, многодетность, неполные семьи,
при условии отсутствия в этих
семьях химической зависимости и
явной асоциальности. Конечно, перечисленные
факторы увеличивают
Таким образом, при отсутствии
семейной дисфункции в этом случае
мы можем говорить лишь условно, имея
в виду отсутствие угрозы жизни здоровья
ребенка внутри семьи. Рассматривая
же ситуацию с точки зрения социального
педагога, можно с уверенностью говорить
о нарушении внутрисемейной коммуникации,
взаимопонимания между
Можно предположить, что
даже после преодоления
В последнее время, по словам сотрудника МВД, все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей. Все чаще на социальное дно попадают дети из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети – сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки – это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся. Среди таких детей, по словам специалиста центра, немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание [2, с. 26].
Обобщая вышесказанное, можно
следующие причины
· социально-экономические (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
· социально-педагогические (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
· социально-психологические (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
· психолого-педагогические (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Таковы в общих чертах причины детской безнадзорности в современной России.
Проблема безнадзорных детей — это комплексная социальная проблема. Как видно из вышеизложенного, какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Планируя работу с несовершеннолетними, для того, чтобы помочь ему преодолеть социальную дезадаптацию, необходимо ясно представлять, почему подросток оказался в социально опасной ситуации [31, с. 341].
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с ними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.
Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема