Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;
·
· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;
1. Безнадзорность как социальная патология
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа
Безнадзорность
детей как социально-
Оглавление:
1. Безнадзорность как социальная патология
1.1
Правовые и социально-
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля, за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива, а также — в безразличии родителей, воспитателей к детям».
Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль над поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».
Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
2)
дети, оставшиеся без попечения
родителей в силу разных, не
имеющих юридической силы
3)
дети из неблагополучных,
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н. Н. Верцинская относит таких детей к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.
Актуальность исследования: вопрос детской безнадзорности отражает одну из самых тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой зависит будущее не только общества, но и страны в целом. Количество безнадзорных подростков с каждым годом увеличивается в масштабах. Сегодня в России 4 000000 безнадзорных детей; 6 000 подростков - преступников; 573 000 детей-сирот. Актуальность исследования обусловлена тем, что современный период социального развития России характеризуется деформацией семейного образа жизни, феноменом вытеснения детства из семьи, нарушением родительско-детских отношений, ростом насилия, жестокого отношения к детям, количеством неблагополучных подростков и т. д. Это неслучайно, ведь наиболее уязвимым для влияния и последствий социально-экономического кризиса в любой стране, является подрастающее поколение. Духовная жизнь подростков, в силу недостаточной сформированности социально-психологической структуры их личности, в первую очередь системы ценностей подвергается насильственному воздействию со стороны асоциальных условий проживания, кризиса образования, дегуманизации общества в целом.
В настоящее время проблему подростковой безнадзорности изучают такие отечественные исследователи как: В. П. Борисенков, С. В. Дармодехин, Э. Б. Мельникова, Л. Л. Рыбцова и др.
Объект исследования:
Предмет исследования:
Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;
·
· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение, сравнение, диагностика, наблюдение.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика младшего
безнадзорность младший подросток
Подростковый возраст
— это самый трудный и сложный
из всех детских возрастов, представляющий
собой период становления личности.
Вместе с тем это самый ответственный
период, поскольку здесь складываются
основы нравственности, формируются
социальные установки, отношения к
себе, к людям, к обществу. Кроме
того, в данном возрасте стабилизируются
черты характера и основные формы
межличностного поведения. Главные
мотивационные линии этого
В рассматриваемой литературе
хронологические границы
Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как в этот период происходит взросление ребенка, т.е. к некоторым более зрелым степеням развития. В этом отношении младший подростковый возраст можно считать полу-возрастным, т.е. детство уже ушло, но физическая, психическая и эмоциональная зрелость еще не наступила. Этот период отражается на всех сторонах развития подростка [16, с. 15].
В настоящее время имеется
множество характеристик
Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание, начало функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, тем не менее, мы не можем отрицать, что оно вносит много нового в жизни подростка [5, с. 46].
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания - и тоже в разное время у разных детей [16, с. 21].
В связи с быстрым развитием
возникают трудности
К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Эмоциональную нестабильность усиливают сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания.
По мнению западных психологов,
подростки еще бисексуальны. Тем
не менее, в этот период половая идентификация
достигает нового, более высокого
уровня. Отчетливо проявляется
Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности (действительные и мнимые). Иногда это приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
На образ физического
«Я» самосознания в целом оказывает
влияние темп полового созревания.
Дети с поздним созреванием
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувства взрослости, «Я-концепция» [36, с. 111].
Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем - как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе, как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости - особая форма самосознания; оно практически не связано с процессом полового созревания [25, с. 188].
Подросток претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [16, с. 137].
Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция - стремление быть, казаться взрослым.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я – концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» [36, с. 155].
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые [25, с. 201].
Образы «Я», которые создает
в своем сознании подросток, разнообразны
- они отражают все богатство его
жизни. Физическое «Я», то есть представления
о собственной внешней
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников [12, с. 310].
Подросток - еще не цельная, зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармоничны. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я-идеальное». При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности [36, с. 181].
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий [20, с. 345].
Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема