Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;
·
· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;
1. Безнадзорность как социальная патология
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности
Заключение
Список использованной литературы
Составлены планы совместной работы ЦСПСиД с КДН Верх-Исетского района и с первым отделом милиции Верх-Исетского района на 2010год.
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, ЦСПСиД и ПДН первого отделения милиции, составлен план совместной работы, в котором предусматривается проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетними склонными к самовольным уходам из ЦСПСиД и правонарушениям.
Еще одним направлением в индивидуальной профилактической работе по проблеме безнадзорности является организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей из малообеспеченных семей, беспризорных и безнадзорных, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел на базе ЦСПСиД организован летний оздоровительный лагерь.
В заключение хотелось бы сказать о том, что организация профилактики безнадзорности в специализированных учреждениях должна развиваться.
Во-первых, необходимо дальнейшее
совершенствование
Во-вторых, необходима серьезная финансовая политика в этой сфере.
И, наконец, в-третьих, хочется
обратить внимание на необходимость
взаимодействия между специализированными
учреждениями для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
и правоохранительными
2.2 Алгоритм деятельности
социального педагога по
Алгоритм – программа
решения задач, точно предписывающая,
как и в какой
Алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста включает в себя три блока:
1. Диагностическая работа.
2. Собственно профилактическая работа.
3. Мониторинг и анализ
результатов профилактической
Диагностическая работа.
Диагностический этап направлен на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации [34, с. 48].
Чтобы организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних, необходимо сформировать банк данных детей и подростков группы риска. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с другими специалистами и учреждениями.
На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Происходит выявление детей группы риска [13, с. 125].
Профилактические функции
в работе с учащимися, находящимися
в трудной жизненной ситуации,
осуществляет непосредственно классный
руководитель. Он помогает получить сведения
о ребенке, о положении дел
в семье, так как чаще общается
с учащимися, их родителями и лицами,
их заменяющими, с другими родственниками.
Классным руководителям необходимо
своевременно выявлять несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства,
с целью организации
Одним из этапов диагностической
работы социального педагога является
поиск и постановка на учёт семей,
находящихся в социально
Каждый учебный год
социальный педагог, вместе с классными
руководителями выявляет учащихся, находящихся
в трудной жизненной ситуации
и нуждающихся в помощи педагогов
и представителей других структур.
Для этого составляется «Карта обследования
учащихся» и заполняется
Если ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации:
· Ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей;
· У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;
· Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;
· Ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье [31, с. 164].
На первом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями его социального окружения, членами его семьи, при наличии противоречивых характеристик, социальный педагог должен попытаться разобраться в существе этих противоречий, отражающих, по-видимому, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным руководителем родителям ребенка предлагается заполнить анкету о состоянии здоровья школьников. На семью ребенка составляется социальный паспорт семьи, в котором указывается: где проживает семья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и членов его семьи, имеются ли социальные гарантии, в какой помощи семья нуждается.
Следующим этапом является
диагностика проблем
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок, изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики:
1. Диагностика самооценки безнадзорных подростков (методика С.А. Будасси), позволяющая определить социальную адаптацию личности, являющуюся регулятором поведения [15, с. 111].
2. Тест - опросник мотивации аффилиации «ТМА» М.Ш. Магомед — Эминова, позволяющий выявить два обобщенных устойчивых мотива личности: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО) [1, с. 123].
3. Методика экспресс - диагностика эмпатии, выявляющая характеристики эмпатийного потенциала личности (И.М. Юсупов) [15, с. 398].
4. Методика диагностика межличностных отношений (ДМО) Л. Собчик, позволяющая изучить особенности межличностного взаимодействия безнадзорных подростков [1, с. 89].
При этом важнейшим инструментом
педагогической диагностики выступает
педагогическое наблюдение, которое
предопределяет успешность, как диагностики,
так и последующих мер влияния
и социально-педагогического
Для дополнения информации
о ребенке и его семье
Социальный педагог вместе
с классными руководителями посещает
семьи и оформляется акт
Важно убедить родителей сотрудничать со специалистами. Главное — установить контакт, чтобы семья видела, что ей хотят помочь. На этом этапе целесообразно проводить социальное расследование, с помощью метода нестандартизированного наблюдения.
Социальное расследование — это сбор данных о семье и детях. Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей и оказания помощи детям.
· выявление реакции членов семьи на кризис и способность преодолевать его;
· изучение ситуации семейного неблагополучия;
· сбор психологических, педагогических и медицинских сведений;
· составление предварительных индивидуальных заключений.
Следующий этап – это
разработка и утверждение программ
социально-педагогической деятельности
с ребенком или группой. По результатам
диагностики социальный педагог
определяет суть проблемы или совокупности
проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические,
социальные средства для их эффективного
разрешения как индивидуально, так
и в группах. Индивидуальные социально-педагогические
программы разрабатываются с
целью оказания своевременной социально-
Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.
Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:
· целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;
· прогнозируемости;
· измеряемости ожидаемых результатов [35, с. 211].
Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.
На каждую семью заполняется
пакет документов позволяющий анализировать
состояние клиента и его
Пакет документов:
Социальный паспорт семьи. В паспорте по датам отражается работа, ход выполнения мероприятий по плану, наблюдение за выполнением обязательств, взятых на себя членами семьи. Социальный паспорт включает в себя программу индивидуальной профилактической работы с семьёй, с конкретными мероприятиями в соответствии со своей компетенцией.
Дневник патронажа. В нем обозначаются: дата посещения; периодичность посещений семьи, которые посетили; учреждения, которые посетили; планы на неделю; время встреч с клиентом; цель и результат посещения; динамика встречи в ходе посещения; какие результаты сформировались после выполнения рекомендаций специалиста [35, с. 199].
Собственно профилактическая работа.
Профилактическая работа с безнадзорными подростками включает в себя три основных направления:
· профилактическая работа с преподавателями;
· профилактическая работа с родителями;
· профилактическая работа с подростками [31, с. 288].
Социально-педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Социальный педагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь безнадзорному несовершеннолетнему, разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: социальный педагог тесно связан с органами социальной защиты, если и ребенку и семье нужна материальная поддержка (ходатайство на оказание материальной помощи), тесно связан с работниками Дома культуры, чтобы помочь ребенку открыть свои таланты или на время забыть о семейных неурядицах, тесно связан с работниками фельдшерско-акушерского пункта, если ребенка по состоянию здоровья нужно отправить на санаторное лечение или обучение в специализированной вспомогательной школе [35, с. 186].
В целях профилактики безнадзорности
в школе создаются
Предупредительно-
Профилактическая деятельность в образовательном учреждении включает:
· составление социального паспорта школы;
· учет неблагополучных семей школы;
· привлечение к обследованию: неблагополучных семей социального педагога, родительского комитета;
· оказание психолого-педагогической помощи в работе учителей с учащимися;
· совершенствование форм совета профилактики;
· осуществления полного комплексного и системного подхода к диагностике и профилактике детей;
· привлечение детского самоуправления к организации работы с учащимися «группы риска».
Социальный педагог использует в своей практике различные формы работы с проблемной семьей.
Профилактическая работа с семьей включает в себя три основные функции:
Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема