Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;
·
· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;
1. Безнадзорность как социальная патология
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности
Заключение
Список использованной литературы
Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике безнадзорности детей:
1. Диагностическое.
2. Собственно профилактическое.
3. Мониторинг и анализ результатов профилактической работы [34, с. 47].
Диагностическое направление деятельности по профилактике безнадзорности детей.
Диагностическая функция – одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально – педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально- бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
Диагностика – общий способ
получения исчерпывающей
Алгоритм процедур диагностического этапа предполагает:
· постановка ребенка на учет;
· ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
· измерение и анализ показателей;
· формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.
В рамках социально – педагогической диагностики личности необходимо:
· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
· уточнение социальной ситуации развития;
· определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п. );
· ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.
В числе обязательных документов,
составляемых социальным педагогом, -
медико-психолого-
Результаты диагностической
деятельности оформляются социальным
педагогом в единую «Карту-характеристику
личности», Медико-псилолого-
Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-пихологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских [34, с.73].
Собственно профилактическое направление.
Профилактическая
Включает в себя:
· работу с подростками;
· работа с родителями;
· работа с педагогическим коллективом.
Мониторинг и анализ результатов профилактической работы.
Завершающий этап деятельности по профилактике безнадзорности детей, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков [34, с. 46].
Итак, в процессе работы с безнадзорными детьми и подростками педагоги, социальные работники и др. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны быть задействованы государственные структуры. В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. [31, с. 347].
Сегодня эта правовая база представлена в текстах важнейших российских законах: «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.
В организации профилактики
безнадзорности и подростков участвуют
все подразделения органов
Есть основания надеяться,
что в скором времени в социально-
ГЛАВА 2. Опыт профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста в образовательном учреждении
2.1 Анализ профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста в ГОУ СО ЦСПСиД «Каравелла»
Полное наименование центра – «Государственное Областное Учреждение социального обслуживания «ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга», сокращенное наименование – ГОУ СО ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Учреждение предназначено для временного проживания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Время проживания детей в стационаре от полу года и до определения в семью (приемную или родную) или определения в детский дом. Если в детском доме нет путевок и нет возможности вернуть ребенка в семью, то ребенок проживает в стационаре до установления родительских прав над ребенком.
В качестве специализированного
структурного подразделения социального
приюта для детей образовано отделение,
осуществляющее функции, аналогичные
функциям социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних (с
соответствующей структурной
За время своего существования ЦСПСиД «Каравелла» оказал помощь более 100 детям и подросткам от 3-18 лет по разным направлениям. Это позволило вернуть многих детей к нормальной жизни, они учатся в школе, у них восстановлено жилье, пенсия и т.д. Более 30 детей вернулись в свои родные, обновленные семьи; многие дети отданы под опеку родственникам, часть детей были усыновлены гражданами Свердловской области, часть - остались жить в муниципальном детском доме.
Центр включает в себя следующие
структурные подразделения: приемное
отделение; отделение социальной диагностики;
отделение социально-правовой помощи;
отделение социальной реабилитации,
включающее стационарное отделение; группу
длительного пребывания; семейную воспитательную
группу; отделение перевозки
Одним из направлений деятельности ЦСПСиД, является профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних. Для работы в этом направлении в ЦСПСиД составлена программа работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в условиях ЦСПСиД «Безнадзорный ребенок», которая включает весь комплекс мер по профилактике безнадзорности и правонарушений воспитанников ЦСПСиД. Целью программы является создание эффективной системы в работе «ЦСПСиД «Каравелла» по профилактике безнадзорности и правонарушений.
На основании программы составлен план по реализации мер по профилактике безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних.
Согласно этому плану основные задачи ЦСПСиД направлены на:
· выявление причин и условий, способствующих безнадзорности;
· создание необходимых условий жизнеобеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;
· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
· социальная (медицинская, психологическая, педагогическая) реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
· усиление мер по выявлению безнадзорных несовершеннолетних и работы с их семьями;
· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений;
· работа с семьей;
· профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из Социально – реабилитационного Центра;
· содействие возвращению несовершеннолетних в семью.
В соответствии с поставленными задачами специалисты Центра работают в постоянном взаимодействии с учреждениями город, а именно: школами, управлением социальной защиты населения, управлением образования, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитетом по молодёжной политике, органами службы занятости, органами внутренних дел.
Для осуществления вышеуказанных задач, используются различные методы и формы работы.
Как одно из направлений в профилактической работе можно выделить выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Для этого специалистами учреждения совместно с ПДН проводятся рейды.
Уже сегодня на учете в ЦСПСиД состоит более 30 неблагополучных семей, в которых живет более 40 детей и подростков. Под постоянным контролем социальных педагогов находятся более 10 семей тяжелой категории, в 7 семьях находящихся под эпизодическим контролем наметилось положительная тенденция улучшения положения с детьми. В течение работы ЦСПСиД 16% неблагополучных семей в результате реабилитационной работы с ними восстанавливаются. В таких семьях детям созданы нормальные условия для жизни, их не пришлось устраивать в учреждения для сирот.
При поступлении безнадзорного ребенка в ЦСПСиД ему оказывается необходимая помощь:
· социально-медицинская (мед. осмотр, лечение по показаниям в ЛПУ, оздоровительные мероприятия);
· социально – психологическая (психокоррекционные мероприятия);
· социально- педагогическая (инд. беседы, социально-педагогическая коррекция, трудотерапия, обучение несовершеннолетних).
После оказания необходимой
помощи проводится работа по дальнейшему
жизнеустройству
Большинство детей возвращаются к месту проживания в течение 1 месяца.
Во время пребывания и
после возвращения
В 2008 году работа с семьей дополнена:
· Организацией совместной деятельности родителей и детей, посещающих ЦСПСиД в выходные, праздничные дни в условиях Центра.
· Работой «Заочной школы для родителей», где специалисты Центра разрабатывают курс лекций, полезные советы, и распространяют их среди родителей, а также проводят открытые занятия с детьми для родителей.
Основными методами работы в Центре являются групповая и индивидуальная работа с подростками.
Одним из этапов профилактики безнадзорности в ЦСПСиД является, прежде всего, индивидуальная профилактическая работа с отдельно взятым ребенком, нуждающимся в индивидуальном подходе и решении проблем касающихся профилактики безнадзорности.
Индивидуальная работа проводится
в виде индивидуальных консультаций
с целью решения возникающих
социально-психологических
Групповая работа включает следующие методы и техники:
1. Настройки (техники, помогающие расслабиться, собраться с мыслями и настроиться на работу).
2. Беседы (на выбранную ребятами тему).
3. Дискуссии (круг обсуждения, круг выяснения эмоционального состояния и переживания).
4. Игры (разминочные, на снятие агрессии, на сплочение, коммуникативные, сюжетно-ролевые, проблемные).
5. Мозговой штурм.
6. Групповые рисунки, коллективные поделки.
7. Чаепитие (создание более теплой и уютной атмосферы, ведутся беседы, отмечаются праздники, дни рождения).
8. Туристические походы.
В рамках групповой профилактической работа в Центре проводятся:
· лекции и тематические семинары по определенным темам среди несовершеннолетних ЦСПСиД;
· групповые занятия с несовершеннолетними по профилактике алкогольной зависимости, наркомании и табакокурения.;
· беседы с сотрудниками Центра, непосредственно работающих с детьми, с целью ознакомления несовершеннолетних с существующими актами, касающимися профилактики безнадзорности и беспризорности.
В 2007 году с целью профилактики,
в рамках межведомственного
В 2007 году в соответствии с данным планом проводились:
· лекции и беседы для воспитанников ЦСПСиД и их родителей: «Права несовершеннолетних детей», «Основы конституционного права несовершеннолетних», «Права и обязанности родителей»;
· заседания совета профилактики безнадзорности и правонарушений;
· совместные рейды по розыску самовольно ушедших воспитанников ЦСПСиД, находящихся в группе розыска ОВД;
· индивидуальные беседы с воспитанниками ЦСПСиД, склонными к совершению самовольных уходов и правонарушений.
Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема