Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.

Задачи исследования:

· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;

·

· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;

Оглавление

1. Безнадзорность как социальная патология

1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 80.52 Кб (Скачать)

Выделяются следующие  основные направления деятельности по профилактике безнадзорности детей:

1.  Диагностическое.

2.  Собственно профилактическое.

3.  Мониторинг и анализ результатов профилактической работы [34, с. 47].

Диагностическое направление  деятельности по профилактике безнадзорности детей.

Диагностическая функция  – одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому  письму «О социально – педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально- бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Диагностика – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте [34, с. 71].

Алгоритм процедур диагностического этапа предполагает:

·  постановка ребенка на учет;

·  ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

·  измерение и анализ показателей;

·  формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.

В рамках социально –  педагогической диагностики личности необходимо:

·  выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;

·  уточнение социальной ситуации развития;

·  определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п. );

·  ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к  числу документов внутреннего пользования.

Результаты диагностической  деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», Медико-псилолого-педагогическую характеристику личности и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет.

Для составления этих и  подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических  методик: социально-пихологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских [34, с.73].

Собственно профилактическое направление.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации  благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются [34, с. 88].

Включает в себя:

·  работу с подростками;

·  работа с родителями;

·  работа с педагогическим коллективом.

Мониторинг и анализ результатов  профилактической работы.

Завершающий этап деятельности по профилактике безнадзорности детей, на котором анализируются итоги  деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков [34, с. 46].

Итак, в процессе работы с  безнадзорными детьми и подростками  педагоги, социальные работники и  др. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны быть задействованы государственные  структуры. В системе мер по защите детства главная роль отводится  правовой базе, включающей международное  законодательство, государственные  законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. [31, с. 347].

Сегодня эта правовая база представлена в текстах важнейших  российских законах: «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

В организации профилактики безнадзорности и подростков участвуют  все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности [31, с. 350].

Есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом  развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно не только развиваться этому  направлению работы с детьми и  подростками с отклоняющимся  поведением, но и укрепят всю систему  социальной защиты. 

 

 

ГЛАВА 2. Опыт профилактики безнадзорности детей младшего подросткового  возраста в образовательном учреждении  

 

2.1 Анализ профилактики  безнадзорности детей младшего  подросткового возраста в ГОУ  СО ЦСПСиД «Каравелла» 

 

Полное наименование центра – «Государственное Областное Учреждение социального обслуживания «ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга», сокращенное наименование – ГОУ СО ЦСПСиД «Каравелла» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Учреждение предназначено для временного проживания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Время проживания детей в стационаре от полу года и до определения в семью (приемную или родную) или определения в детский дом. Если в детском доме нет путевок и нет возможности вернуть ребенка в семью, то ребенок проживает в стационаре до установления родительских прав над ребенком.

В качестве специализированного  структурного подразделения социального  приюта для детей образовано отделение, осуществляющее функции, аналогичные  функциям социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних (с  соответствующей структурной организацией), которое осуществляет профилактику безнадзорности, работу с семьями  несовершеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, обеспечивает им социальную помощь и социальный патронаж несовершеннолетних.

За время своего существования  ЦСПСиД «Каравелла» оказал помощь более 100 детям и подросткам от 3-18 лет по разным направлениям. Это позволило вернуть многих детей к нормальной жизни, они учатся в школе, у них восстановлено жилье, пенсия и т.д. Более 30 детей вернулись в свои родные, обновленные семьи; многие дети отданы под опеку родственникам, часть детей были усыновлены гражданами Свердловской области, часть - остались жить в муниципальном детском доме.

Центр включает в себя следующие  структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение; группу длительного пребывания; семейную воспитательную группу; отделение перевозки несовершеннолетних и иные подразделения, отвечающие целям и задачам центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Одним из направлений деятельности ЦСПСиД, является профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних. Для работы в этом направлении в ЦСПСиД составлена программа работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в условиях ЦСПСиД «Безнадзорный ребенок», которая включает весь комплекс мер по профилактике безнадзорности и правонарушений воспитанников ЦСПСиД. Целью программы является создание эффективной системы в работе «ЦСПСиД «Каравелла» по профилактике безнадзорности и правонарушений.

На основании программы  составлен план по реализации мер  по профилактике безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних.

Согласно этому плану  основные задачи ЦСПСиД направлены на:

·  выявление причин и условий, способствующих безнадзорности;

·  создание необходимых условий жизнеобеспечения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

·  обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

·  социальная (медицинская, психологическая, педагогическая) реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

·  усиление мер по выявлению безнадзорных несовершеннолетних и работы с их семьями;

·  выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений;

·  работа с семьей;

·  профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из Социально – реабилитационного Центра;

·  содействие возвращению несовершеннолетних в семью.

В соответствии с поставленными  задачами специалисты Центра работают в постоянном взаимодействии с учреждениями город, а именно: школами, управлением  социальной защиты населения, управлением  образования, комиссией по делам  несовершеннолетних и защите их прав, комитетом по молодёжной политике, органами службы занятости, органами внутренних дел.

Для осуществления вышеуказанных  задач, используются различные методы и формы работы.

Как одно из направлений  в профилактической работе можно  выделить выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально  опасном положении. Для этого  специалистами учреждения совместно  с ПДН проводятся рейды.

Уже сегодня на учете в  ЦСПСиД состоит более 30 неблагополучных семей, в которых живет более 40 детей и подростков. Под постоянным контролем социальных педагогов находятся более 10 семей тяжелой категории, в 7 семьях находящихся под эпизодическим контролем наметилось положительная тенденция улучшения положения с детьми. В течение работы ЦСПСиД 16% неблагополучных семей в результате реабилитационной работы с ними восстанавливаются. В таких семьях детям созданы нормальные условия для жизни, их не пришлось устраивать в учреждения для сирот.

При поступлении безнадзорного  ребенка в ЦСПСиД ему оказывается необходимая помощь:

·  социально-медицинская (мед. осмотр, лечение по показаниям в ЛПУ, оздоровительные мероприятия);

·  социально – психологическая (психокоррекционные мероприятия);

·  социально- педагогическая (инд. беседы, социально-педагогическая коррекция, трудотерапия, обучение несовершеннолетних).

После оказания необходимой  помощи проводится работа по дальнейшему  жизнеустройству несовершеннолетних. Многие несовершеннолетние возвращаются к месту проживания в семью. Решение  о передаче ребенка в семью  принимается совместно с инспектором  ПДН, на что дается письменное разрешение.

Большинство детей возвращаются к месту проживания в течение 1 месяца.

Во время пребывания и  после возвращения несовершеннолетних в семью специалисты ЦСПСиД осуществляют контрольный патронаж семьи. Кроме посещения семьи безнадзорного, специалисты по социальной работе, психологи, воспитатели проводят беседы и консультации с родителями. Организована информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказывается им соответствующая психолого-педагогическая и социально-правововая помощь в воспитании детей, в том числе посредством формирования групп родительской поддержки.

В 2008 году работа с семьей дополнена:

·  Организацией совместной деятельности родителей и детей, посещающих ЦСПСиД в выходные, праздничные дни в условиях Центра.

·  Работой «Заочной школы для родителей», где специалисты Центра разрабатывают курс лекций, полезные советы, и распространяют их среди родителей, а также проводят открытые занятия с детьми для родителей.

Основными методами работы в Центре являются групповая и  индивидуальная работа с подростками.

Одним из этапов профилактики безнадзорности в ЦСПСиД является, прежде всего, индивидуальная профилактическая работа с отдельно взятым ребенком, нуждающимся в индивидуальном подходе и решении проблем касающихся профилактики безнадзорности.

Индивидуальная работа проводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающих  социально-психологических проблем  у ребят.

Групповая работа включает следующие методы и техники:

1.  Настройки (техники, помогающие расслабиться, собраться с мыслями и настроиться на работу).

2.  Беседы (на выбранную ребятами тему).

3.  Дискуссии (круг обсуждения, круг выяснения эмоционального состояния и переживания).

4.  Игры (разминочные, на снятие агрессии, на сплочение, коммуникативные, сюжетно-ролевые, проблемные).

5.  Мозговой штурм.

6.  Групповые рисунки, коллективные поделки.

7.  Чаепитие (создание более теплой и уютной атмосферы, ведутся беседы, отмечаются праздники, дни рождения).

8.  Туристические походы.

В рамках групповой профилактической работа в Центре проводятся:

·  лекции и тематические семинары по определенным темам среди несовершеннолетних ЦСПСиД;

·  групповые занятия с несовершеннолетними по профилактике алкогольной зависимости, наркомании и табакокурения.;

·  беседы с сотрудниками Центра, непосредственно работающих с детьми, с целью ознакомления несовершеннолетних с существующими актами, касающимися профилактики безнадзорности и беспризорности.

В 2007 году с целью профилактики, в рамках межведомственного взаимодействия, был составлен план совместной работы ЦСПСиД с первым отделом милиции ОВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

В 2007 году в соответствии с данным планом проводились:

·  лекции и беседы для воспитанников ЦСПСиД и их родителей: «Права несовершеннолетних детей», «Основы конституционного права несовершеннолетних», «Права и обязанности родителей»;

·  заседания совета профилактики безнадзорности и правонарушений;

·  совместные рейды по розыску самовольно ушедших воспитанников ЦСПСиД, находящихся в группе розыска ОВД;

·  индивидуальные беседы с воспитанниками ЦСПСиД, склонными к совершению самовольных уходов и правонарушений.

Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема