Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;
·
· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;
1. Безнадзорность как социальная патология
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности
Заключение
Список использованной литературы
· образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
· психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);
· посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением) [27, с. 99].
Для планирования работы с
семьями два раза в год совместно
с классными руководителями, социальным
педагогом, директором и завучем
школы составляется программа работы
с семьей, в которой фиксируются
все виды работы с семьей и ребенком,
ответственные за их выполнение и
достигнутый результат. Программа
работы в течение полугода может
варьироваться в связи с
Основными методами профилактики безнадзорности подростков является групповая и индивидуальная работа с подростками.
Наиболее перспективной формой работы является индивидуальная работа с подростками. Она проводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающих проблем. Эффективными методами педагогической поддержки являются: консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации. А также: посещение уроков в классе у ребенка с целью анализа, контроль за внеклассной занятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещению уроков, приглашение на Совет школы и заседание Общественной инспекции по делам несовершеннолетних, Комиссии по делам несовершеннолетних с отчетом, организация летнего отдыха детей, трудоустройство по линии молодежной биржи занятости [13, с. 217].
Индивидуальная
1. Выявление причин отклонений в поведении.
2. Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком.
3. Приглашение на
4. Беседы инспектора ПДН;
5. Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
6. Направление ходатайств в КДН;
7. Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся;
8. Профориентационная работа.
9. Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
· вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
· вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
· охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
· оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города [27, с. 351].
Групповая работа включает следующие технологии:
· беседа,
· дискуссия,
· игры (на знакомство и сплочение, сюжетно-ролевые, коммуникативные).
· тренинги (поведения, личностного роста, видеотренинг).
Данная работа позволяет сформировать навыки адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов [27, с. 304].
Работа группы само - и
взаимопомощи, позволяет привлечь подростков
к различным видам
3. Мониторинг и анализ
результатов профилактической
На данном этапе проводится
сравнительный анализ и дается оценка
эффективности программы по профилактики
безнадзорности. А также происходит
определение эффективности
Включает в себя заключительное анкетирование и тестирование с целью диагностики произошедших изменений в личности и отношениях участников за время профилактической работы.
Для мониторинга профилактической
работы с подростком можно воспользоваться
теми апробированным и утвержденным
пакетом психолого-
Критерии эффективности:
· уменьшение факторов риска безнадзорности;
· усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения (повышение посещаемости ОУ; уменьшение совершаемых правонарушений подростками и др.);
Данный алгоритм деятельности
социального педагога по профилактике
безнадзорности детей младшего подросткового
возраста может использоваться как
самостоятельный и, будучи встроенным,
в общую систему обучения специалистов
методам первичной профилактики
в образовательной среде, способствует
повышению готовности специалистов
ОУ к осуществлению
Заключение
Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального контроля и самоконтроль.
Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития.
Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.
В ходе курсовой работы были
полностью реализованы
В курсовой работе рассмотрены
теоретические аспекты
В практической части курсовой работы проанализировано содержание профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста в ГОУ СО ЦСПСиД «Каравелла» и составлен алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста.
Выделено три основных направления деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности младшего подросткового возраста: диагностическое, собственно профилактическое и мониторинг и анализ результатов профилактической работы.
Проведенное исследование с безнадзорными детьми младшего подросткового возраста, что дети данной категории нуждаются в психологической, социальной, педагогической помощи.
Состояние и динамика детской
безнадзорности и бродяжничества в
РФ можно охарактеризовать как стабильно
тяжелое. Подобная медицинская терминология
вполне уместна, поскольку речь идет
о тяжелом общественном недуге, поражающем
людей и общество своими типично
негативными свойствами и проявлениями.
В отношении к данному
Список использованной литературы
1. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / авт.-сост. А. Карелин. – М. : Эксмо, 2009. – 416 с.
2. Борисенков, В. П. Проблема безнадзорности в России [Текст] / В. П. Борисенков // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 25–26.
3. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст] : пособие / В. Г. Бочарова. – М. : Аргус, 1994. – 207с.
4. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов – М. : Академия, 2002. – 268 с.
5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / под ред. Гамезоидр - М. : 1984. – 428 с.
6. Гоголева, А. В. Дисфункциональная семья как фактор безнадзорности [Текст] : Изд-во Удмуртского государственного университета / А. В. Гоголева. – Ижевск. : 1998. – 62 с.
7. Дармодехин, С. В. Безнадзорность детей в России [Текст] / С. В. Дармодехин // Педагогика. – 2001. – № 5. – С. 4.
8. Демина, В. С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения [Текст] / В. С. Демина // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. – № 20. – С. 17
9. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей [Текст] / Под ред. А. П. Майорова. – М. : Инфра-М, 2001. – 316 с.
10. Зайцева, Н. М. Первые шаги [Текст] / Н. М. Зайцева // Социальная работа. – 2007. – № 3. – С. 40–42.
11. Колесов, Д. П. Современный подросток [Текст] : учебное пособие / Д. П. Колесов. – М. : МПСИ Флинта, 2003. – 325 с.
12. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1991. – 386 с.
13. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция [Текст] : учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. – М. : Аверсов, 2008. – 291 с.
14. Кошкина, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей [Текст] / В. С. Кошкина – М. : 2002. – Режим доступа: http://pedsovet. org/forum/lofiversion/index.
15. Кудрина, Г. Я. Диагностические методы обследования детей [Текст] / Г. Я. Кудрина. – Иркутск, 1992. – 157 с.
16. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1999. – 336 с.
17. Миронов С. И. О положении детей в Российской Федерации [Текст] / С. И. Миронов // Известия. – 2005. – № 7. – С. 11–14.
18. Мельникова, Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков [Текст] / Э. Б. Мельникова // Правозащитник. – 1999. – № 2. – С. 86.
19. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. Н. Алмазов [и др.] ; под ред. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1997. – 475 с.
21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. – М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
22. Пищулин, Н. П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности [Текст] / Н. П. Пищулин //МК. – 2004. – №3. – С. 36.
23. Поливанова, Л. Б. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / Л. Б. Поливанова // Вопросы психологии. – 1992. – N5. – С. 65.
24. Попова, С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя [Текст] / С. И. Попова. – М. : 2005. – 176 с.
25. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 385 с.
26. Ретуш, Л. А. Наш проблемный подросток: понять и договориться [Текст] / под ред. Л. А. Ретуш. – С-Пб. : 2001. – 297 с.
27. Рыбцова Л. Л. Основы практики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие для вузов / Ф. А. Мусаева. – М. : Академический проспект, 2003. – 408 с.
28. Семейное законодательство Российской Федерации [Текст] : сб. нормат. док. – М. : Вершина, 2003. – 160 с.
29. Словарь по социальной педагогике[Текст] : учеб. пособие для вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
30. Словарь социального педагога и социального работника [Текст] / под ред. И. И. Калачевой, Я. Л. Коломенского, А. И. Левко. – Мн. : БелЭн, 2003. – 256 с.
31. Теория и практика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / авт.-сост. В.В. Зикратов, С.Г. Четверных. – Барнаул : 2007. – 354 с.
32. Фалько, В. В. Социально-психологические особенности современного ребенка–беспризорника. Межрегиональная научно-практическая конференция «Уличная социальная работа: теория и практика [Текст] / В. В. Фалько. – Тюмень : Вектор Бук, 2004. 291 с.
33. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) [Текст] // СЗ РФ. – 1999. - №26
34. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2002. - 272 с.
35. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П.А. Шептенко. – М. : Академия, 2001. – 286 с.
36. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1995. – 362 с.
Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема