Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.

Задачи исследования:

· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;

·

· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;

Оглавление

1. Безнадзорность как социальная патология

1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 80.52 Кб (Скачать)

·  образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

·  психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);

·  посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением) [27, с. 99].

Для планирования работы с  семьями два раза в год совместно  с классными руководителями, социальным педагогом, директором и завучем  школы составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются  все виды работы с семьей и ребенком, ответственные за их выполнение и  достигнутый результат. Программа  работы в течение полугода может  варьироваться в связи с изменившимися  условиями, но обязательно два раза в год заслушивается на Совете школы и заседании Общественной инспекции по делам несовершеннолетних о выполнении данной программы [4, с. 115].

Основными методами профилактики безнадзорности подростков является групповая  и индивидуальная работа с подростками.

Наиболее перспективной  формой работы является индивидуальная работа с подростками. Она проводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающих  проблем. Эффективными методами педагогической поддержки являются: консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации. А также: посещение уроков в классе у ребенка с целью анализа, контроль за внеклассной занятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещению уроков, приглашение на Совет школы и заседание Общественной инспекции по делам несовершеннолетних, Комиссии по делам несовершеннолетних с отчетом, организация летнего отдыха детей, трудоустройство по линии молодежной биржи занятости [13, с. 217].

Индивидуальная профилактическая работа с подростками предполагает:

1. Выявление причин отклонений  в поведении.

2. Беседы социального  педагога, педагога-психолога, классного  руководителя, администрации школы  с подростком.

3. Приглашение на Координационный  совет по профилактике правонарушений;

4. Беседы инспектора ПДН;

5. Вовлечение в творческую  жизнь класса, школы, в кружки, секции;

6. Направление ходатайств  в КДН;

7. Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся;

8. Профориентационная работа.

9. Организация досуговой  деятельности учащихся «группы  риска»:

·  вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

·  вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

·  охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

·  оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города [27, с. 351].

Групповая работа включает следующие технологии:

·  беседа,

·  дискуссия,

·  игры (на знакомство и сплочение, сюжетно-ролевые, коммуникативные).

·  тренинги (поведения, личностного роста, видеотренинг).

Данная работа позволяет  сформировать навыки адекватного и  равноправного общения, способности  к предотвращению и разрешению межличностных  конфликтов [27, с. 304].

Работа группы само - и  взаимопомощи, позволяет привлечь подростков к различным видам деятельности, способствует развитию личности подростка.

3. Мониторинг и анализ  результатов профилактической работы.

На данном этапе проводится сравнительный анализ и дается оценка эффективности программы по профилактики безнадзорности. А также происходит определение эффективности воздействия  выбранной профилактической программы  и составляющих ее методик на подростка  и других участников процесса [19, с. 86].

Включает в себя заключительное анкетирование и тестирование с  целью диагностики произошедших изменений в личности и отношениях участников за время профилактической работы.

Для мониторинга профилактической работы с подростком можно воспользоваться  теми апробированным и утвержденным пакетом психолого-педагогической диагностики.

Критерии эффективности:

·  уменьшение факторов риска безнадзорности;

·  усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения (повышение посещаемости ОУ; уменьшение совершаемых правонарушений подростками и др.);

Данный алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового  возраста может использоваться как  самостоятельный и, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей  эффективности деятельности. 

 

 

Заключение

Нестабильность жизни  в стране и в мире в целом  наносит удар по обществу, семье, а  в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес  к проблемам семьи и детства  обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением  численности несовершеннолетних в  общей совокупности численности  населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального  контроля и самоконтроль.

Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития.

Растущая из года в год  безнадзорность детей – следствие  социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие  появилось множество факторов, подрывающих  стабильность семьи, препятствующих родителям  воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что  у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют  многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает  средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные  учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

В ходе курсовой работы были полностью реализованы поставленные цели и задачи. Так следует отметить, что анализ исследований по проблеме безнадзороности детей младшего подросткового возраста в условиях образовательного учреждения позволил выявить характерные особенности детей группы риска. В качестве таковых можно назвать следующие: саморазрушающее поведение, склонность к девиантным формам поведения и противоправным поступкам.

В курсовой работе рассмотрены  теоретические аспекты профилактики безнадзорности детей младшего подросткового  возраста. Выделены основные понятия  и сущность, безнадзорных детей младшего подросткового возраста. В курсовой работе выделены основные причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста: социально-экономические социально-педагогические; социально-психологические; психолого-педагогические.

В практической части курсовой работы проанализировано содержание профилактики безнадзорности детей младшего подросткового  возраста в ГОУ СО ЦСПСиД «Каравелла» и составлен алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста.

Выделено три основных направления деятельности социального  педагога по профилактике безнадзорности младшего подросткового возраста: диагностическое, собственно профилактическое и мониторинг и анализ результатов профилактической работы.

Проведенное исследование с  безнадзорными детьми младшего подросткового  возраста, что дети данной категории  нуждаются в психологической, социальной, педагогической помощи.

Состояние и динамика детской  безнадзорности и бродяжничества в  РФ можно охарактеризовать как стабильно  тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично  негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному  явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного  большинства, помноженные на ситуативные  общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина  и масштабы укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов. 

 

 

Список использованной литературы

1.  Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / авт.-сост. А. Карелин. – М. : Эксмо, 2009. – 416 с.

2.  Борисенков, В. П. Проблема безнадзорности в России [Текст] / В. П. Борисенков // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 25–26.

3.  Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст] : пособие / В. Г. Бочарова. – М. : Аргус, 1994. – 207с.

4.  Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов – М. : Академия, 2002. – 268 с.

5.  Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / под ред. Гамезоидр - М. : 1984. – 428 с.

6.  Гоголева, А. В. Дисфункциональная семья как фактор безнадзорности [Текст] : Изд-во Удмуртского государственного университета / А. В. Гоголева. – Ижевск. : 1998. – 62 с.

7.  Дармодехин, С. В. Безнадзорность детей в России [Текст] / С. В. Дармодехин // Педагогика. – 2001. – № 5. – С. 4.

8.  Демина, В. С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения [Текст] / В. С. Демина // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. – № 20. – С. 17

9.  Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей [Текст] / Под ред. А. П. Майорова. – М. : Инфра-М, 2001. – 316 с.

10.  Зайцева, Н. М. Первые шаги [Текст] / Н. М. Зайцева // Социальная работа. – 2007. – № 3. – С. 40–42.

11.  Колесов, Д. П. Современный подросток [Текст] : учебное пособие / Д. П. Колесов. – М. : МПСИ Флинта, 2003. – 325 с.

12.  Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1991. – 386 с.

13.  Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция [Текст] : учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. – М. : Аверсов, 2008. – 291 с.

14.  Кошкина, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей [Текст] / В. С. Кошкина – М. : 2002. – Режим доступа: http://pedsovet. org/forum/lofiversion/index.

15.  Кудрина, Г. Я. Диагностические методы обследования детей [Текст] / Г. Я. Кудрина. – Иркутск, 1992. – 157 с.

16.  Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1999. – 336 с.

17.  Миронов С. И. О положении детей в Российской Федерации [Текст] / С. И. Миронов // Известия. – 2005. – № 7. – С. 11–14.

18.  Мельникова, Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков [Текст] / Э. Б. Мельникова // Правозащитник. – 1999. – № 2. – С. 86.

19.  Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. Н. Алмазов [и др.] ; под ред. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М. : Академия, 2002. – 368 с.

20.  Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1997. – 475 с.

21.  Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. – М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.

22.  Пищулин, Н. П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности [Текст] / Н. П. Пищулин //МК. – 2004. – №3. – С. 36.

23.  Поливанова, Л. Б. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / Л. Б. Поливанова // Вопросы психологии. – 1992. – N5. – С. 65.

24.  Попова, С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя [Текст] / С. И. Попова. – М. : 2005. – 176 с.

25.  Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 385 с.

26.  Ретуш, Л. А. Наш проблемный подросток: понять и договориться [Текст] / под ред. Л. А. Ретуш. – С-Пб. : 2001. – 297 с.

27.  Рыбцова Л. Л. Основы практики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие для вузов / Ф. А. Мусаева. – М. : Академический проспект, 2003. – 408 с.

28.  Семейное законодательство Российской Федерации [Текст] : сб. нормат. док. – М. : Вершина, 2003. – 160 с.

29.  Словарь по социальной педагогике[Текст] : учеб. пособие для вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.

30.  Словарь социального педагога и социального работника [Текст] / под ред. И. И. Калачевой, Я. Л. Коломенского, А. И. Левко. – Мн. : БелЭн, 2003. – 256 с.

31.  Теория и практика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / авт.-сост. В.В. Зикратов, С.Г. Четверных. – Барнаул : 2007. – 354 с.

32.  Фалько, В. В. Социально-психологические особенности современного ребенка–беспризорника. Межрегиональная научно-практическая конференция «Уличная социальная работа: теория и практика [Текст] / В. В. Фалько. – Тюмень : Вектор Бук, 2004. 291 с.

33.  Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) [Текст] // СЗ РФ. – 1999. - №26

34.  Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2002. - 272 с.

35.  Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П.А. Шептенко. – М. : Академия, 2001. – 286 с.

36.  Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1995. – 362 с.


Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема