Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.

Задачи исследования:

· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;

·

· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;

Оглавление

1. Безнадзорность как социальная патология

1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 80.52 Кб (Скачать)

В конце подросткового  возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются  и образуют целостную систему – «Я-концепцию», что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями  в самостоятельности и общении  со сверстниками. Подростковая самостоятельность  выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных  увлечениях - неучебных занятиях [16, с. 263].

Увлечения - сильные, часто  сменяющие друг друга, иногда «запойные» - характерны для подросткового возраста. Ребенок сам выбирает себе занятия  по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и  некоторые другие.

В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение  пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник - это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки.

В этот возрастной период детей  так тянет друг к другу, их общение  настолько интенсивно, что говорят  о типично подростковой «реакции группирования». Но особенно важно  для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Однако, нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной - либо неуверенные в себе, замкнутые дети, либо излишне агрессивные и заносчивые [12, с. 274].

Еще одна значимая сфера  отношения подростков - отношения  со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависит, в первую очередь, от позиций родителей [25, с. 305].

В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации  от близких взрослых. Нуждаясь в  родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытываю желание  быть самостоятельными [16, с. 314].

Основные сложности в  общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Контроль может быть принципиально  различным. Наиболее благоприятный  стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права  ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.

Младший подростковый возраст  является переходным. О нем говорят  как о периоде повышенной эмоциональности, возбудимости, частой смены настроения. Физиологи объясняют эту психическую  неуравновешенность и характерные  для нее смены настроения от депрессии  к экзальтации и в обратном порядке, ослабление всех видов условного  торможения. Однако эмоциональные реакции  и поведение подростков не могут  быть объяснены лишь сдвигом гормонального  порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и  образа «Я» нередко приводят к  тому, что эмоциональная напряженность типичная для младшего подростка захватывает и некоторые последующие годы [26, с. 277].

Поэтому, в этот трудный  для подростка период важна поддержка  и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения  с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Главнейшая задача воспитателя – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание окружающего мира, в  первую очередь других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание. Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы играет важную роль в воспитании подростка. 

 

1.2          Безнадзорность детей младшего подросткового возраста в научной литературе

Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского  общества, в большой степени затронуло  современную семью.

Множественность проблем  современной семьи порождает  ситуацию, когда дети оказываются  оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. В России на сегодняшний день около  миллиона беспризорных детей. Их цифра  постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов  правопорядка. Цифру же, определяющую количество безнадзорных детей, назвать  невозможно, как невозможно определить и ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных [7, с. 4].

Невозможность четкого учета  безнадзорных детей связана, в том  числе, и с неопределенностью  самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.

Таким образом, необходимо разделить  две разные, хотя и связанные между  собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности.

Обратимся сначала к словарям.

Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует эти понятия  так: «безнадзорный» – лишенный надзора, «беспризорный» – 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущий на улице, первое значение второго термина фактически является синонимом значения первого  термина [21, с. 23].

Педагогический словарь  определяет безнадзорность как «общественное  явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как  «социальное явление, заключающееся  в недостаточном попечении и  воспитательном воздействии в отношении  несовершеннолетних»; как видим, четкого  разграничения понятий нет [29, с. 11].

Более поздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия, более четко разграничивают рассматриваемые  понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность  контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих». Беспризорность, как «отсутствие у детей и подростков семейного или государственного обеспечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни», при этом также подчеркивается, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности.

Базовым законом в области  интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июне 1999 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нем отмечается, что безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц, а беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [33].

В.В. Терехина, начальник  отдела социальной профилактики безнадзорности детей Минтруда России, комментируя постановление Правительства РФ от 13.03.2002 г. No 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности», также говорит о необходимости разделения этих двух понятий: «Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсутствует, по сути, они предоставлены сами себе. Беспризорность – это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи» [31, с. 12].

Несмотря на достаточное  разграничение представленных понятий  в последних рассмотренных публикациях, этого недостаточно. Для более  четкого представления о детской  безнадзорности следует определить понятие «надзора» за ребенком. Если под детской безнадзорностью  понимать только отсутствие или недостаточность  контроля за поведением и занятиями детей и подростков, то при этом упускается очень важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями [8, с. 17].

Это очень важно потому, что постоянный контроль за ребенком практически невозможен, да и не нужен, другое дело, когда подросток, оказываясь без родительского надзора, соотносит свои действия и поступки с тем, как к ним отнесутся его родители (воспитатели). При отсутствии эмоциональной связи поколений, взаимоуважения и любви ребенок, освобождаясь от контроля взрослых, чувствует себя свободным и, как он считает, волен делать то, что хочет, не оглядываясь на то, как к этому отнесутся родители [11, с. 317]

Таким образом, состояние  безнадзорности помимо перечисленных  в вышеприведенных определениях признаков характеризуется также  отсутствием внутренней связи между  детьми и родителями или лицами, их заменяющими. Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью  правил педагогики. Не случайно его сущность, признаки входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами [9, с. 316].

Между безнадзорностью и  беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной  почвой для беспризорности. Начальную  фазу этой социальной болезни как  раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости  становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц [27, с. 17].

Таким образом, к категории  безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность  которых нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей.

Ряд исследователей относят  таких детей к «группе риска»:

1. Дети с проблемами  в развитии, не имеющие резко  выраженной клинико-паталогической  характеристики;

2. Дети, оставшиеся без  попечения родителей в силу  разных, не имеющих юридической  силы обстоятельств;

3. Дети из неблагополучных,  асоциальных семей;

4. Дети из семей, нуждающихся  в социально-экономической и социально-психологической  помощи и поддержке;

5. Дети с проявлениями  социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н. Н. Верцинская относит таких детей к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.

Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей  характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями [13, с. 125].

Как отмечают исследователи  проблемы, от детей из нормальных семей  безнадзорных и беспризорных детей  отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые  из них преждевременно начинают половую  жизнь. Вместе с тем, у таких детей  наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также болезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка, тиф и  др.). Специалисты в области детской  психологии констатируют также, что  безнадзорных и беспризорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых  действиях [32, с. 276].

Для безнадзорного, начинающего  общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы.

У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение  к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и прочее. Таков далеко не полный перечень признаков социальной болезни, именуемой детской безнадзорностью и беспризорностью. Но даже те ее признаки, которые стали предметом пристального внимания главным образом психологов, в конце концов, ведут к деградации личности ребенка, которой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение. Не случайно беспризорных и безнадзорных детей относят к группе социального риска [32, с. 277].

Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема