Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:08, доклад
Проблема человека – жертвы неблагоприятных условий социализации, будучи впервые поставленной в социально-педагогическом контексте характеристики социализации, не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания и тем более для социальной практики.
То, что делается в социальной практике в нашей стране (по отношению к ЖНУС), как правило , не имеет систематического характера, и объясняется это рядом обстоятельств:
- сравнительно недавнее признание наличие многообразных типов ЖНУС
- еще более недавнее упоминание государством ЖНУС в законодательных актах
- объективное увеличение многообразия типов жертв, вследствие координальных изменений в стране
- отсутствие специальной отрасли знания, ориентированной на исследование и решение проблем, характерных для неблагоприятных условий социализации
Проблемы социально-педагогической виктимологии.
Проблема человека – жертвы неблагоприятных условий социализации, будучи впервые поставленной в социально-педагогическом контексте характеристики социализации, не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания и тем более для социальной практики.
То, что делается в социальной практике в нашей стране (по отношению к ЖНУС), как правило , не имеет систематического характера, и объясняется это рядом обстоятельств:
- сравнительно недавнее
признание наличие
- еще более недавнее упоминание государством ЖНУС в законодательных актах
- объективное увеличение многообразия типов жертв, вследствие координальных изменений в стране
- отсутствие специальной
отрасли знания, ориентированной
на исследование и решение
проблем, характерных для
Отдельные отрасли знания занимаются проблемами тех или иных типов ЖНУС:
- Дефектология: проблемами людей, лишенных зрения, слуха, речи или имеющих тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющих различные формы недоразвитости мозга и задержки психического развития.
- Криминология: исследует причины противоправного поведения и способы борьбы с ним. Существует раздел в криминологии – юридическая виктимология, которая изучает особенности людей, ставших жертвами тех или иных видов преступлений.
- Психология: С 40х годов XX века разрабатывается проблема изучения диагностики и коррекции негативных последствий, возникших в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта. Эти исследования показали, что состояния, развивающиеся у человека под их влиянием, имеют тенденцию не только не исчезать со временем, но становятся все более отчетливо выраженными, а также проявляются внезапно на фоне общего благополучия. Комплекс симптомов, характеризующих это состояние, получил название синдрома посттравматических стрессовых нарушений, то есть в результате тех или иных экстремальных обстоятельств или периодов социализации у человека появляется синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств.
В американской психологии в конце XX века появилось направление, которое условно называется «генетическая виктимология». В основе данного учения лежит представление о том, что генетический код жертвы передается человеку по наследству. Автор данного направления Ч.К.Тойч.
- Социальная педагогика: Социально-педагогическая виктимология. Для системного рассмотрения в русле социальной педагогики такого фундаментального явления, как человек-ЖНУС, целесообразна разработка относительно самой отрасли знания – социально-педагогическая виктимология.
Социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составляющая часть в социальную педагогику, изучающая разные категории людей – реальных или потенциальных ЖНУС.
2. Человек как ЖНУС. Виды ЖНУС.
1) Реальные жертвы:
- инвалиды
- люди с
психическими дефектами и
- все люди, находящиеся на попечении государства и общественных организаций
2) Потенциальные жертвы:
- люди с
пограничными психическими
- мигранты
- митисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживаия другого этноса
3) Латентные жертвы:
- высокоодаренные люди, одаренность
которых не выявлена, не организована
в полной мере (1 из 1000 имеет возможность
стать гением от рождения, 1 из
1000000 реально становится
Названные категории жертв далеко не всегда встречаются в частом виде.
Часто первичные дефекты, отклонения от нормы, какое-то объективное жизненное обстоятельство вызывают вторичные изменения (проститутки, алкоголики – предрасположенность, побег из дома, малолетние преступники).
За границей русским сложно прижиться, не поговорить по душам.
До 40% жертв занимаются проституцией (из-за предыдущего образа жизни).
До 10% выпускников детских домов – суициды.
Только 6% способны создать полноценную семью и вырастить детей.
94% бесполезны для общества.
Одни признаки общества, позволяющие отнести человека к числу ЖНУС, имеют постоянный характер (группы инвалидности, разные социальные отклонения - алкоголизм, наркомания), одни неустранимы, другие могут быть предотвращены или изменены (бродяги).
Понятие ЖНУС не идентично в разных культурах и временах. Не одинаково отношение к жертвам войн (если война одобрена, то положительное).
Виктимогенность – наличие в тех или иных обстоятельствах социализации тех или иных характерных черт, опасностей, влияние которых может сделать жертвой этих обстоятельств.
Виктимогенная группа – подростки, которые курят, пьют, дерутся.
Виктимогенный социум – шахтерный поселок – закрываются шахты – нет рабочих мест – люди пьют, суициды.
Виктимизация – процесс и результат превращения человека в ЖНУС.
Виктимность – предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Факторы виктимизации:
1)Природно-климатические условия. Сам климат:
- суровый:
* 80% жителей северного края алкоголики (согреваются)
* заболевания
* полярная ночь (дефицит витамина D)
- мягкий: хорошие условия для эпидемии
- зоны недостаточности
окружающих химических
- зоны загрязнений: Череповец (1 место по рождению близнецов – «природа страхует»)
2)Общество и государство:
- отношение
общества и государства и
- отношение к людям, пережившим бедствие
- тоталитарные рекламы
- войны
- комплексы у нации: комплекс вины у немцев после политики Гитлера (до сих пор ищут узников лагерей, чтобы возместить ущерб).
3)Особенности поселений или микросоциумов, в которых живет человек:
- экономические условия жизни населения
- производственная
или рекреативная
- культурный уровень населения
- профессиональные и демографические структуры населения
- социальо-психологический климат
4)Группы сверстников:
Группы сверстников виктимизируют не только подростков, но и все возрастные группы.
5)Семья:
- неблагополучная (могут стать все члены семьи)
- благополучная (может стать 1 член семьи)
Объективные факторы виктимизации (по возрастам):
1)Внутриутробное развитие:
- поведение матери
- болезни матери (простуды, гриппы)
- плохое питание матери
- травмы матери
- родовые травмы
2)Дошкольный возраст (0-6л):
- недосмотр со стороны взрослых
- болезни
- холодность родителей
- аморальность родителей
- антигуманность воспитателей в детском саду
3)Младший школьный возраст:
- наличие мачехи или отчима
- родительские разводы
- пьянство родителей, нищета семьи
- неготовность к школе, неразвитая речь
- негативное отношение учителей
- болезни и травмы (ребенок не усваивает азы знаний)
4)Подростковый возраст:
- пьянство, алкоголизм родителей и детей
- аморальное поведение
- группы сверстников
- ранняя беременность, аборты
- насилие
- непонимание родителей
- суицид (80% не заканчиваются смертью – жизнь испорчена)
5)Юность:
- алкоголизм, наркомания
- беспорядочные половые связи
- нежелательные беременности
- занятие проституцией ( 97% болеют венерическими заболеваниями)
- неудачная любовь
- несовпадение мнений детей и родителей о будущей профессии
- игнорирование окружения
6)Молодость:
- трудности самоопределения
- алкоголизм, наркомания в грубой форме
- проблемы
профессиональной
- разводы
- потеря ребенка
- рождение ребенка-инвалида
- бытовая неустроенность, отсутствие жилья
- социальная неустроенность
7)Зрелость:
- алкоголизм
- болезни (многие
мужчины в этом возрасте
- отсутствие семьи
- эмоциональное\профессиональное выгорание
- разводы и уход детей из семьи
- смерть родителей, детей, сверстников
8)Пожилой возраст (50-60л):
- выход на пенсию – нищета, потеря жизненной перспективы
- группы сверстников
- потеря одного из супругов (муж без жены может прожить 4-5 лет)
- невнимание со стороны детей
9)Старость
- болезни
- одиночество
- заброшенность
- нищета
- суициды
4. Субъективные формы виктимизации.
* Особенности характера и темперамента (холерики и меланхолики чаще становятся жертвами)
* Интернальность-экстернальность
* Восприятие человека себя жертвой или нет
Информация о работе Проблемы социально-педагогической виктимологии