Проблемы социально-педагогической виктимологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:08, доклад

Краткое описание

Проблема человека – жертвы неблагоприятных условий социализации, будучи впервые поставленной в социально-педагогическом контексте характеристики социализации, не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания и тем более для социальной практики.
То, что делается в социальной практике в нашей стране (по отношению к ЖНУС), как правило , не имеет систематического характера, и объясняется это рядом обстоятельств:
- сравнительно недавнее признание наличие многообразных типов ЖНУС
- еще более недавнее упоминание государством ЖНУС в законодательных актах
- объективное увеличение многообразия типов жертв, вследствие координальных изменений в стране
- отсутствие специальной отрасли знания, ориентированной на исследование и решение проблем, характерных для неблагоприятных условий социализации

Файлы: 1 файл

problemy_socialnopedagogicheskoi_viktimologii.docx

— 20.35 Кб (Скачать)

Проблемы социально-педагогической виктимологии.

 

  1. Социально-педагогическая виктимология как раздел социальной педагогики.

Проблема человека – жертвы неблагоприятных условий  социализации, будучи впервые поставленной в социально-педагогическом контексте характеристики социализации, не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания и тем более для социальной практики.

То, что делается в социальной практике в нашей стране  (по отношению к ЖНУС), как правило , не имеет систематического характера, и объясняется это рядом обстоятельств:

-  сравнительно недавнее  признание наличие многообразных  типов ЖНУС

- еще более недавнее упоминание государством ЖНУС в законодательных актах

- объективное увеличение многообразия типов жертв, вследствие координальных изменений в стране

- отсутствие специальной  отрасли знания, ориентированной  на исследование и решение  проблем, характерных для неблагоприятных  условий социализации

Отдельные отрасли знания занимаются проблемами тех или иных типов ЖНУС:

- Дефектология: проблемами людей, лишенных зрения, слуха, речи или имеющих тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющих различные формы недоразвитости мозга и задержки психического развития.

- Криминология: исследует причины противоправного поведения и способы борьбы с ним. Существует раздел в криминологии – юридическая виктимология, которая изучает особенности людей, ставших жертвами тех или иных видов преступлений.

- Психология: С 40х годов XX века разрабатывается проблема изучения диагностики и коррекции негативных последствий, возникших в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта. Эти исследования показали, что состояния, развивающиеся у человека под их влиянием, имеют тенденцию не только не исчезать со временем, но становятся все более отчетливо выраженными, а также проявляются внезапно на фоне общего благополучия. Комплекс симптомов, характеризующих это состояние, получил название синдрома посттравматических стрессовых нарушений, то есть в результате тех или иных экстремальных обстоятельств или периодов социализации у человека появляется синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств.

В американской психологии в конце XX века появилось направление, которое условно называется «генетическая виктимология». В основе данного учения лежит представление о том, что генетический код жертвы передается человеку по наследству. Автор данного направления Ч.К.Тойч.

- Социальная педагогика: Социально-педагогическая виктимология. Для системного рассмотрения в русле социальной педагогики такого фундаментального явления, как человек-ЖНУС, целесообразна разработка относительно самой отрасли знания – социально-педагогическая виктимология.

Социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составляющая часть в социальную педагогику, изучающая разные категории людей – реальных или потенциальных ЖНУС.

                                                                           - отрасль знания, в которой:

                                                                                 *на междисциплинарном  уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества создает пердпосылки социального неравенства и дефицита возможностей.

                                                                                  * разрабатываются общие и специальные  принципы, цели и содержание, формы  и методы профилактики, минимализации, компенсации и коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится ЖНУС.

2. Человек как ЖНУС. Виды ЖНУС.

1) Реальные жертвы:

- инвалиды

- люди с  психическими дефектами и отклонениями

- все люди, находящиеся  на попечении государства и  общественных организаций

2) Потенциальные жертвы:

- люди с  пограничными психическими состояниями и актуализациями характера

- мигранты

- митисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживаия другого этноса

3) Латентные жертвы:

- высокоодаренные люди, одаренность  которых не выявлена, не организована  в полной мере (1 из 1000 имеет возможность  стать гением от рождения, 1 из 1000000 реально становится высокоодаренным, 1 из 10000000 становится гением).

Названные категории жертв далеко не всегда встречаются в частом виде.

Часто первичные дефекты, отклонения от нормы, какое-то объективное жизненное обстоятельство вызывают вторичные изменения (проститутки, алкоголики – предрасположенность, побег из дома, малолетние преступники).

За границей русским сложно прижиться, не поговорить по душам.

До 40% жертв занимаются проституцией (из-за предыдущего образа жизни).

До 10% выпускников детских домов – суициды.

Только 6%  способны создать полноценную семью и вырастить детей.

94% бесполезны для общества.

Одни признаки общества, позволяющие отнести человека к числу ЖНУС, имеют постоянный характер (группы инвалидности, разные социальные отклонения - алкоголизм, наркомания), одни неустранимы, другие могут быть предотвращены или изменены (бродяги).

Понятие ЖНУС не идентично в разных культурах и временах. Не одинаково отношение к жертвам войн (если война одобрена, то положительное).

  1. Объективные факторы превращения человека в ЖНУС.

Виктимогенность – наличие в тех или иных обстоятельствах социализации тех или иных характерных черт, опасностей, влияние которых может сделать жертвой этих обстоятельств.

Виктимогенная группа – подростки, которые курят, пьют, дерутся. 

Виктимогенный социум – шахтерный поселок – закрываются шахты – нет рабочих мест – люди пьют, суициды.

Виктимизация – процесс и результат превращения человека в ЖНУС.

Виктимность – предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Факторы виктимизации:

1)Природно-климатические условия. Сам климат:

- суровый:

* 80% жителей  северного края алкоголики (согреваются)

* заболевания

* полярная  ночь (дефицит витамина D)

- мягкий: хорошие условия для эпидемии

- зоны недостаточности  окружающих химических элементов: в Вологодской области – йод  и кальций. 80% жителей Вологодской  области имеют гастрит.

- зоны загрязнений: Череповец (1 место по рождению близнецов  – «природа страхует»)

2)Общество и государство:

- отношение  общества и государства и инвалидам. На западе инвалиды хорошо  себя чувствуют, у нас – иждивенцы.

- отношение  к людям, пережившим бедствие

- тоталитарные  рекламы

- войны

- комплексы у нации: комплекс  вины у немцев после политики  Гитлера (до сих пор ищут узников  лагерей, чтобы возместить ущерб).

3)Особенности поселений  или микросоциумов, в которых живет человек:

- экономические  условия жизни населения

- производственная  или рекреативная инфраструктура (предприятия, где человек работает)

- культурный  уровень населения

- профессиональные  и демографические структуры  населения

- социальо-психологический климат

4)Группы сверстников:

Группы сверстников виктимизируют не только подростков, но и все возрастные группы.

5)Семья:

- неблагополучная (могут стать все члены семьи)

- благополучная (может стать 1 член семьи)

Объективные факторы виктимизации (по возрастам):

1)Внутриутробное развитие:

- поведение  матери

- болезни  матери (простуды, гриппы)

- плохое питание  матери

- травмы матери

- родовые травмы

2)Дошкольный возраст (0-6л):

- недосмотр  со стороны взрослых

- болезни

- холодность  родителей

- аморальность  родителей

- антигуманность  воспитателей в детском саду

3)Младший школьный возраст:

- наличие  мачехи или отчима

- родительские  разводы

- пьянство  родителей, нищета семьи

- неготовность  к школе, неразвитая речь

- негативное  отношение учителей

- болезни и травмы (ребенок  не усваивает азы знаний)

4)Подростковый возраст:

- пьянство, алкоголизм  родителей и детей

- аморальное  поведение

- группы сверстников

- ранняя беременность, аборты

- насилие

- непонимание  родителей

- суицид (80% не заканчиваются  смертью – жизнь испорчена)

5)Юность:

- алкоголизм, наркомания

- беспорядочные половые связи

- нежелательные  беременности

- занятие  проституцией ( 97% болеют венерическими заболеваниями)

- неудачная  любовь

- несовпадение  мнений детей и родителей о  будущей профессии

- игнорирование окружения

6)Молодость:

- трудности  самоопределения

- алкоголизм, наркомания в грубой форме

- проблемы  профессиональной нереализованности

- разводы

- потеря ребенка

- рождение  ребенка-инвалида

- бытовая  неустроенность, отсутствие жилья

- социальная неустроенность

7)Зрелость:

- алкоголизм

- болезни (многие  мужчины в этом возрасте переживают  инфаркты)

- отсутствие  семьи

- эмоциональное\профессиональное выгорание

- разводы  и уход детей из семьи

- смерть родителей, детей, сверстников

8)Пожилой возраст (50-60л):

- выход на  пенсию – нищета, потеря жизненной  перспективы

- группы сверстников

- потеря одного  из супругов (муж без жены может  прожить  4-5 лет)

- невнимание  со стороны детей

 

9)Старость

- болезни

- одиночество

- заброшенность

- нищета

- суициды

 

4. Субъективные формы  виктимизации.

* Особенности характера  и темперамента (холерики и меланхолики  чаще становятся жертвами)

* Интернальность-экстернальность

* Восприятие человека  себя жертвой или нет


Информация о работе Проблемы социально-педагогической виктимологии