Беспризорность как социально педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

 

 

Введение

 

     На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление  групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации  к новым социально-экономическим  условиям, что зачастую приводит к  дезорганизации семьи, росту в ней  насилия, в том числе в отношении  детей, расширению масштабов девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству.

    Проблема социального сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях, относится к числу вызывающих особую обеспокоенность в России. Усилилась ранняя алкоголизация подростков, увеличилось число потребляющих наркотики.

    Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных - беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, подростков, совершивших правонарушения. Особую актуальность и остроту эта проблема приобрела в период современных политических, социальных и экономических реформ.

   Современное состояние детской безнадзорности, как следствие кризиса социально-экономической и нравственной ситуации в России, характеризуется нарастанием семейного неблагополучия, экономическим и духовным расслоением общества, коммерциализацией образовательной и досуговой деятельности несовершеннолетних, усилением влияния на них криминальной среды. В этих условиях резко возрастает значимость организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Исходя из всего вышесказанного, можно считать тему работы «Пути и методы решения проблемы беспризорности подростков в деятельности социального педагога » актуальной.

 

Цель работы: Проанализировать безнадзорность как социально-педагогическую проблему российского общества на современном этапе и изучить работу социального педагога по ее решению.

 

Задачи работы:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Проанализировать безнадзорность как социально-педагогическое явление.
  3. Изучить нормативно-правовую основу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации.
  4. Рассмотреть методы профилактики беспризорности в России.
  5. Изучить опыт работы социального педагога по решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних.

Объект исследования - безнадзорность как социально-педагогический феномен.

Предмет исследования -  профилактика безнадзорности в деятельности социального педагога

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Теоретический  анализ проблемы безнадзорности

    1. Безнадзорность как социальное явление

     Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям» . Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность  которых нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд  исследователей относят таких детей  к «группе риска»:

дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения  родителей в силу разных, не имеющих  юридической силы обстоятельств;

дети из неблагополучных, асоциальных  семей;

дети из семей, нуждающихся в  социально-экономической и социально-психологической  помощи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

    Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н.Н. Верцинская относит таких детей к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное [2.с.15] .

     Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:

 дети улицы.

рост числа асоциальных семей;

безработные родители;

беженцы и вынужденные переселенцы;

нестабильные браки (разводы);

низкий уровень благосостояния семьи;

негативный опыт отношений с  родителями;

неготовность школы оказывать  социально-педагогическую поддержку  и сопровождение учащихся, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации;

наличие у части учащихся негативного учебного опыта [3. с. 268].

     В исследованиях, проведенных учеными Общественного института развития школы (Санкт-Петербург) в 2001 году, причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом: социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам  ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные  ситуации в семье и школе и  др.);

психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в  классном коллективе и др.).

    Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

      Сегодня можно говорить о том, что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу», свою роль в социальном воспитании, которую М.А. Галагузова определяет как «педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» [6. с. 116].

    Организационно система социально-педагогического сопровождения является ведомственной и подчиняется муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы социально-педагогической поддержки безнадзорного ребенка, которая означает работу различных типов и видов учреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики проблем детства, в том числе и безнадзорности, что обеспечит ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка условий

      Таким образом,  в современном обществе имеет  место быть серьезная проблема  – безнадзорность. Она возникает  в различных семьях и по  разным ситуациям. Для решения  этой проблемы необходима комплексная  работа семьи, школы и государства.  Со стороны государства идет  поддержка, издают и усовершенствуются  законы, создаются специальные условии для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 

 

 

1.2.  Государственная политика и меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

     Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относят всех, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Количество безнадзорных детей, по оценкам всех ведомств, составляет около 1 млн. человек.

    Проводимая в последние годы в России интенсивная работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.

В основу правовой базы всей системы  профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

Эта позиция была закреплена в Указе  Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепции совершенствования  государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 7 июля 1998 года № 1) [18 с. 1].

В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный  закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный закон определил  основные направления деятельности, установил ответственность федеральных  министерств и ведомств, субъектов  Российской Федерации в организации  профилактической работы.

.

     В 1999-2001 годах Правительство Российской Федерации уделяло проблеме профилактики детской безнадзорности особое внимание.

В марте 1999 года вопрос профилактики детской безнадзорности обсуждаются  на заседании Правительства Российской Федерации, по итогам которого принято  распоряжение Правительства № 736 от 10 мая 1999 года, предусматривающее реализацию федеральными органами исполнительной власти ряда конкретных действий по предупреждению детской безнадзорности.

    В исполнение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2000 году Правительством утвержден ряд нормативных актов:

постановление Правительства № 896 от 27 ноября 2000 года «Об утверждении  Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»,

постановление Правительства № 822 от 26 октября 2000 года «Об утверждении  Положения об осуществлении и  финансировании деятельности, связанной  с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений»,

постановление Правительства № 745 от 21 сентября 2000 года «Об утверждении  Положения о правовом статусе  воспитанников воинских частей».

    В декабре 2001 года Правительством Российской Федерации было проведено селекторное совещание по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

За короткий срок Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  решена проблема организации и финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей, детских учреждений. В 2000-2001 годах на эти цели были выделены средства из федерального бюджета. Практически  во всех субъектах Российской Федерации  созданы транзитные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющие прием и перевозку  по территории Российской Федерации  несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей, к месту их постоянного  проживания.

     Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом [15 c. 15].

Информация о работе Беспризорность как социально педагогическая проблема