Беспризорность как социально педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

Роль семьи и школы  в социальном воспитании

 

     Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:

 нестабильный брак или родители  в разводе;

деструктивные взаимные отношения  между членами семьи;

низкий уровень благосостояния;

наличие в семье безработных;

наличие в семье членов с асоциальным  поведением;

частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных  форм поведения.

Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких  семей.              Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью, показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители  - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребенок никогда не станет безнадзорным.

     Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.[7 c. 177].

    Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие :

неподготовленность школы к  работе с «проблемными» детьми;

«скрытый отсев»;

формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;

проблемы со здоровьем;

физическое и моральное насилие  учителей;

плохое поведение;

неуспеваемость;

отсутствие интереса к учебе  и др.

Анализ перечисленных причин позволяет  говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного  вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной  профилактики по выявлению нуждающихся  в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе [1 c. 41].

     Ребенок приходит в школу семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17-18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.

     Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог - уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация  профилактики беспризорности социального  педагога в условиях образовательного учреждения

 

2.1.     Анализ  программы социального педагога  по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних

 

     Мы рассмотрели программу  социального педагога Дебесского политехникума Пономаревой Марии Васильевны (Приложение1). Данная программа разработана для учащихся 1 – 4  на один учебный год (2010 – 2011). Она включает два направления работы: правовое воспитание и профилактика пьянства, профилактика беспризорности. Практические мероприятия, включённые в программу, в полной мере используют возможности медицинского, правоохранительного учреждений района, школы и администрации.

Цель программы:   Уменьшить  количество правонарушений совершаемых  студентами политехникума, а так  же избежать случаев беспризорности подростков.

Задачи: 

  1. Выявить студентов группы риска и семьи,  нуждающиеся в поддержке социальных служб.
  2. Организовать профилактические массовые мероприятия.
  3. Провести профилактические дни со студентами.
  4. Организовать работу по предотвращению правонарушений, безнадзорности и беспризорности с педагогическим коллективом.
  5. Реализовать профилактическую и консультационную работу с родителями.

 

 

Данная программа состоит  из нескольких частей:

  1. Организация массовых мероприятий (1 раз в четверть).
  2. Проведение профилактических дней с учащихся (1 раз в месяц).
  3. Индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
  4. Работа с педагогическим коллективом.
  5. Родительский правовой всеобуч.

 

 

     Программа  реализовывалась на базе Дебесского политехникума, преимущественно со студентами 1 – 2 курса.

В политехникуме обучаются  подростки из самых разных слоев  населения. Много студентов из детских  домом, неполных и неблагополучных  семей. Следовательно,  систематически случаются административные,  и  даже уголовные правонарушения.  Так же не редко дети безнадзорны, посвящены сами себе, бывали случаи, когда студенты сбегали с общежитий  и их находили в Москве, Самаре, Перми, Ижевске.

      Социальный  педагог в ходе решения этой  проблемы разрабатывает и реализовывает  профилактическую программу в  течение 2010 – 2011 года. Она проводит  работу совместно с инспектором  по делам несовершеннолетних, медицинским  работником политехникума, психологом, классными руководителями.

  Эффективность программы  анализировалась с использованием  следующих методов: наблюдение  за деятельностью социального  педагога, обобщение педагогического  опыта, беседа со студентами 1 – 2 курсов, беседа с воспитателем  общежития, анкетирование студентов  и других.  

      Анализ  документации показал, что число  административных правонарушений, в сравнений с 2009 – 2010 годом,  снизилось почти в 2 раза. Этому способствовали такие мероприятия программы как: «Три ступени ведущие вниз»,  «От шалости к административным правонарушениям» и другие. Инспектор по делам несовершеннолетних доступно и увлекательно разъяснил что такое административное и уголовное нарушение, со скольки лет и какая ответственность возлагается, привел жизненные примеры из жизни студентов и их ошибок. Подростки с интересом слушали инспектора, задавали вопросы, выражали свою точку зрения, понимали насколько нелепы и опасны,  бывают их поступки и к чему могут привести.

     Ощутимая работа  в реализации программы принадлежала  медицинскому работнику.  Медсестра  вела информационную работу по  профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма. Эти темы звучат очень часто и ребятам уже не интересно их обсуждать, но  медсестра ,  совместно с социальным педагогом,   провели их в новой, интересной для подростков форме, используя современные технологии и юмор. Особенно студентам понравилась дискуссия с элементами ток – шоу « Не модно быть наркоманом» и Всемирный день курения: «Ударим юмором по сигаретам». Подростки не просто слушали о вреде наркотиков и алкоголя, они сами выражали свои мысли о данной проблеме, предлагали пути борьбы, понимали, насколько вредны эти привычки,  и как важно от них избавиться.

 По наблюдениям, администрация  политехникума отметила, что уменьшилось  число курящих девушек на территории  политехникума и снизилось количество  случаев появления в общежитии  в алкогольном или наркотическом  опьянении.

Значимую роль сыграл раздел программы «Родительский правовой всеобуч».

     Были проведены  консультации для родителей, в  том числе индивидуальные, так  же были общие собрания и  родительские университеты. ( «Права и обязанности ребенка в семье» , «Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка»  ).

     Таким образом, анализ программы социального педагога по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности, реализующейся в образовательном учреждении, показал, что данная разработка необходима и значима. Однако же большое внимание в работе уделяется наркомании и правовому воспитанию, а конкретно проблеме беспризорности посвящены лишь отдельные мероприятия: «Беспризорность – свобода или зависимость?», «Причины безнадзорности и беспризорности учащихся». Остальные направления работы лишь косвенно влияют на проблему беспризорности, поэтому нужна целенаправленная программа, которая снизит случаи беспризорности и безнадзорности к минимуму.

 

     

2.2. Программа по  предупреждению беспризорности и безнадзорности подростков

     Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних.

    Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться.

    Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель программы:   Уменьшить  количество правонарушений совершаемых  студентами политехникума, а так  же избежать случаев беспризорности подростков.

Задачи: 

  1. Выявить студентов группы риска и семьи,  нуждающиеся в поддержке социальных служб.
  2. Организовать профилактические массовые мероприятия.
  3. Провести профилактические дни со студентами.
  4. Организовать работу по предотвращению правонарушений, безнадзорности и беспризорности с педагогическим коллективом.
  5. Реализовать профилактическую и консультационную работу с родителями.

 

Направления работы:

  1. Организация массовых мероприятий.
  2. Работа с учащимися.
  3. Индивидуальная работа с учащимися, склонными к бродяжничеству.
  4. Работа с педагогическим коллективом.
  5. Работа с родителями.

 

 

Тематический план программы:

 

    1.  Организация массовых мероприятий.

Форма и тематика

Участники

Месяц

Ответственные

1

Мероприятие «Три ступени  ведущие вниз»

1 – 3 курсы

октябрь

Инспектор по делам несовершеннолетних

2

Диспут «От шалости  к административным нарушениям»

1 – 3 курсы

декабрь

Инспектор по делам несовершеннолетних

3

Тематическая неделя «  За здоровый образ жизни»

1 – 4 курсы

апрель

Классные руководители, педагог  – организатор

4

Участие в районном мероприятии  «Папа мама я – спортивная семья

1 – 4 курсы 

май

Педагог – организатор, социальный педагог, классные руководители


 

 

    1. Работа с учащимися.

Информация о работе Беспризорность как социально педагогическая проблема