Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа
На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.
Роль семьи и школы в социальном воспитании
Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:
 нестабильный брак или 
деструктивные взаимные отношения между членами семьи;
низкий уровень благосостояния;
наличие в семье безработных;
наличие в семье членов с асоциальным поведением;
частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.
Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью, показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребенок никогда не станет безнадзорным.
Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.[7 c. 177].
Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие :
неподготовленность школы к работе с «проблемными» детьми;
«скрытый отсев»;
формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;
проблемы со здоровьем;
физическое и моральное 
плохое поведение;
неуспеваемость;
отсутствие интереса к учебе и др.
Анализ перечисленных причин позволяет 
говорить о необходимости реализации 
в школе как мер общей 
Ребенок приходит в школу семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17-18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.
Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог - уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.
Глава 2. Организация профилактики беспризорности социального педагога в условиях образовательного учреждения
2.1.     Анализ 
программы социального 
     Мы рассмотрели программу 
социального педагога 
Цель программы: Уменьшить количество правонарушений совершаемых студентами политехникума, а так же избежать случаев беспризорности подростков.
Задачи:
Данная программа состоит из нескольких частей:
     Программа 
реализовывалась на базе 
В политехникуме обучаются подростки из самых разных слоев населения. Много студентов из детских домом, неполных и неблагополучных семей. Следовательно, систематически случаются административные, и даже уголовные правонарушения. Так же не редко дети безнадзорны, посвящены сами себе, бывали случаи, когда студенты сбегали с общежитий и их находили в Москве, Самаре, Перми, Ижевске.
      Социальный 
педагог в ходе решения этой 
проблемы разрабатывает и 
  Эффективность программы 
анализировалась с 
      Анализ 
документации показал, что 
     Ощутимая работа 
в реализации программы 
 По наблюдениям, 
Значимую роль сыграл раздел 
программы «Родительский 
Были проведены консультации для родителей, в том числе индивидуальные, так же были общие собрания и родительские университеты. ( «Права и обязанности ребенка в семье» , «Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка» ).
Таким образом, анализ программы социального педагога по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности, реализующейся в образовательном учреждении, показал, что данная разработка необходима и значима. Однако же большое внимание в работе уделяется наркомании и правовому воспитанию, а конкретно проблеме беспризорности посвящены лишь отдельные мероприятия: «Беспризорность – свобода или зависимость?», «Причины безнадзорности и беспризорности учащихся». Остальные направления работы лишь косвенно влияют на проблему беспризорности, поэтому нужна целенаправленная программа, которая снизит случаи беспризорности и безнадзорности к минимуму.
2.2. Программа по предупреждению беспризорности и безнадзорности подростков
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних.
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться.
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Цель программы: Уменьшить количество правонарушений совершаемых студентами политехникума, а так же избежать случаев беспризорности подростков.
Задачи:
Направления работы:
Тематический план программы:
№  | 
  Форма и тематика  | 
  Участники  | 
  Месяц  | 
  Ответственные  | 
1  | 
  Мероприятие «Три ступени ведущие вниз»  | 
  1 – 3 курсы  | 
  октябрь  | 
  Инспектор по делам несовершеннолетних  | 
2  | 
  Диспут «От шалости к административным нарушениям»  | 
  1 – 3 курсы  | 
  декабрь  | 
  Инспектор по делам несовершеннолетних  | 
3  | 
  Тематическая неделя « За здоровый образ жизни»  | 
  1 – 4 курсы  | 
  апрель  | 
  Классные руководители, педагог – организатор  | 
4  | 
  Участие в районном мероприятии «Папа мама я – спортивная семья  | 
  1 – 4 курсы  | 
  май  | 
  Педагог – организатор, социальный педагог, классные руководители  | 
Информация о работе Беспризорность как социально педагогическая проблема