Беспризорность как социально педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

     Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности, объем финансовых средств, направленных на эти цели за 9 месяцев 2001 года из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, составил 508 млн. рублей.

Одной из форм социальной поддержки  семей с детьми является выплата  ежемесячного пособия на ребенка. В  течение нескольких лет сохранялась  неблагополучная ситуация с выплатой пособий.

В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних введены дополнительные гарантии занятости лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы (детей-сирот, выпускников  детских домов, детей, оставшихся без  попечения родителей, и других), проводится квотирование рабочих мест для данной категории граждан.

     Одним из путей решения проблемы детской безнадзорности является летний отдых детей.

В 2000-2001 годах, благодаря координации  усилий всех структур власти, удалось  увеличить число детей и подростков, которые охвачены организованными  формами отдыха (в 2000 году - 9 млн. детей, в 2001 году - около 10 млн. детей

      В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В 2000 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних [13 c. 3].

 

    Оценивая некоторые положительные результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности, характеризующейся более широким спектром причин и проявлений.

      И только социозащитными технологиями, которые применимы для категории беспризорных детей, решить ее невозможно.

Устранению детской безнадзорности должна содействовать целостная  социальная политика, борьба с бедностью, преступностью, контроль за миграцией.  Решение проблем детской безнадзорности возможно при условии корректировки экономической политики в интересах человека, усилении роли государства в подготовке к жизни подрастающего поколения, проведении активной семейной политики и переходе от идеологии выживания к идеологии созидания. Важным в решении проблемы так же является школа, работа социального педагога, семейное воспитание. Социальному педагогу необходимо совершенствовать свою работу, вводить новые технологии, искать различные пути выхода из ситуаций.

 

 

 

 

 

1.3. Работа социального педагога по профилактике безнадзорности несовершеннолетних

  

  В связи с формированием в России принципиально новой системы социальной защиты и обслуживания населения, отвечающей новым условиям развития российского общества, появилась потребность в соответствующих методических разработках и кадрах социальных работников новой формации.

      Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.

    Социальный работник и социальный педагог признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

Социальные работники и социальные педагоги:

выявляют и адекватно реагируют  на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению; в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей людей;

соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы, проводят социально-педагогическую работу. Целью этой работы является расширение выбора и возможностей для  всех клиентов, в том числе, для неимущих, социально уязвимых или угнетенных, или для тех людей, кто нуждается в специфической помощи;

ведут активную работу по улучшению  деятельности социальных институтов, политических структур, конкретных политических лидеров и местных руководителей  с целью устранения нарушений  гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека;

убеждают каждого клиента в  том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого-либо (человека или какой-либо группы), включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования;

ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают отдельным личностям, семьям, группам, сообществам в их стремлении к  разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности выбора и улучшению  социального благосостояния;

развивают участие добровольцев, прежде всего, из числа молодежи в совершенствовании  социальной и социально-педагогической работы, социальных процессов и социальных услуг, поддерживают деятельность общественных организаций и объединений социальной направленности, в том числе, посредством  личного участия в них.

     Социальный педагог и социальный работник при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируются на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем  [10 c. 126].

     Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедание, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения - ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным педагогом и социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

    По толковому словарю Ожегова под профилактикой в широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» или «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний» Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную [9  c. 11].

    Проблема безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних.

     В настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.

      В концептуальном плане среди них можно выделить, прежде всего, информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и другие современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.

     В этой связи большую работу могут и должны проводить школы с учениками старших классов, производственно-технические училища и другие учебные заведения, женские консультации, поликлиники, участковые врачи, другие специалисты, различные специализированные объединения и непосредственно специалисты по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий.

Однако вряд ли можно абсолютизировать значение информированности на образ  действий человека и его поведение  в той или иной реальной жизненной  ситуации, потому что знание или  незнание социальных норм конкретной личностью не является единственным условием обязательного следования требуемым правилам или уклонения от них. Социальные нормы всего лишь один из множества фактов, определяющих поведение человека. Поэтому не всегда степень информированности о социальных нормах адекватно преломляется в его поведении, что обусловливается как видом самих норм, так и конкретными обстоятельствами. Например, большинство людей, не будучи знакомы с нормами уголовного права, не допускают уголовно наказуемых правонарушений, ведут достойный образ жизни. И в то же время криминальная практика показывает, что многие осужденные, совершившие преднамеренное преступление, не только хорошо ознакомлены с соответствующими статьями уголовного кодекса, но и в совершенстве владеют тонкостями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

     Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

успешности учебной деятельности (учения);

эмоционально положительной, удовлетворяющей  учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной  социальной защищенностью, включающей в себя:

знание учащимися своих прав и обязанностей;

их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;

психологическое и социальное равенство  учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию  их по любому признаку;

соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

      Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.).

    В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

    Наиболее успешное и полноценное проведение той работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.

 

Одним словом, профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей  и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований [16 c. 88].

    Профилактика безнадзорности является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

     Исправление и перевоспитание - творческий процесс целенаправленного положительного воздействия на разум, волю и чувства несовершеннолетнего. Ремесленничество, применение одних и тех же приемов, методов, шаблонов здесь недопустимы и могут нанести только вред. Педагог должен уметь находить правильный путь, творчески используя чужой опыт и ориентируясь на собственное вдумчивое отношение к процессу воспитания. Отсюда очевидно, что большое значение приобретает пропаганда научных основ воспитания и доведение до воспитателей материалов, характеризующих психологию духовного мира и поведения несовершеннолетних.

Информация о работе Беспризорность как социально педагогическая проблема