Беспризорность как социально педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

 

Содержание работы

Участники

Месяц

Ответственные

1

Анализ состояния безнадзорности ,  беспризорности, правонарушений  среди обучающихся политехникума.

1 – 2 курсы

Каждый семестр

Социальный педагог, инспектор  по делам несовершеннолетних, заместитель  директора по воспитательной работе.

2

Анкетирование с целью  выявления склонности к бродяжничеству.

1 – 2 курсы

октябрь

Психолог, социальный педагог.

3

Неделя правовых знаний. Презентация эссе «Права человека в  современном мире».

1 – 3 курсы

февраль

Классные руководители, социальный педагог.

4

Контроль за своевременным  выявлением несовершеннолетних не посещающих ОУ по неизвестной причине.

1 – 3 курсы

еженедельно

Социальный педагог, классные руководители, учителя – предметники.

5

Круглый стол «Встреча с  работниками правоохранительных органов»

1 – 3 курсы 

февраль

Социальный педагог, классные руководители, работники правоохранительных органов.

6

Дискуссия «Беспризорность  – свобода или зависимость?»

1 – 2 курсы

ноябрь

Классные руководители, социальный педагог.

7

Тематические классные часы «Мои права , мои обязанности»

1 – 3 курсы

март

Классные руководители, классные часы.

8

Летнее трудоустройство  студентов

1 – 3 курсы 

июнь

Социальный 

9

Вовлечение студентов  группы риска в молодежную организацию  политехникума «АВД»(асы вожатского дела)

1 – 3 курсы

В течение года

Социальный педагог, педагог  организатор, руководитель организации.


 

 

    1. Индивидуальная работа с учащимися, склонными к бродяжничеству.

 

Содержание работы

Участники

Месяц

Ответственные

1

Беседа со студентами склонными  к бродяжничеству

1 – 2 курсы

В течение года

Социальный педагог, классные руководители, психолог.

2

Устройство летнего досуга учащихся

1 – 3 курсы

Май, июнь.

Педагог организатор, социальный педагог, центр занятости населения.

3

Просмотр художественного  фильма «Беспризорник».

1 – 2 курсы

октябрь

Классные руководители, социальный педагог.

4

Тренинг «Будь выше этого».

1 – 2 курсы

апрель

Психолог


 

 

    1. Работа с педагогическим коллективом.

 

Содержание работы

Участники

Месяц

Ответственные

1

Изучение методики работы с детьми асоциального поведения 

Учителя- предметники, классные руководители, заместители директора

сентябрь

Социальный педагог, психолог.

2

Встречи с работниками  КДН, правоохранительных органов.

Классные руководители, социальный педагог.

ноябрь

Работники КДН, работники  правоохранительных органов, социальный педагог.

3

Совещание по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Классные руководители, учителя  – предметники, психолог, заместитель  директора по воспитательной работе.

октябрь

Социальный педагог

4

Дискуссия «Влияние микроклимата семьи на формирование личности подростка».

Классные руководители, учителя  – предметники, психолог, заместитель  директора по воспитательной работе.

февраль

Социальный педагог.

5

Рейды по неблагополучным  семьям

Классные руководители, социальный педагог, психолог, заместитель директора  по воспитательной работе, инспектор  по делам несовершеннолетних

В течение года

Социальный педагог, инспектор  по делам несовершеннолетних.


 

 

    1. Работа с родителями.

Содержание работы

Участники

Месяц

Ответственные

1

День открытых дверей для  родителей .

Родители 1 – 2 курсов

Каждый семестр

Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора  по воспитательной работе.

2

Родительский правовой всеобуч  «Права и обязанности ребенка  в семье», «Правовое воспитание в  семье. Роль родителей в становлении  гражданственности подростка».

Родители 1- 2 курсов

ноябрь

Инспектор по делам несовершеннолетних, социальный педагог.

3

Родительское собрание «Свободное время  и досуг ребенка».

Родители 1- 3 курсов

декабрь

Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора  по воспитательной работе.

4

Индивидуальные консультации для родителей

Родители 1 – 4 курсов

В течение года

Социальный педагог, психолог, классные руководители.


 

Данная программа предназначена  на учебный год. Она предназначена  для осуществления в школе, колледже, училище, политехникуме. Мы считаем, что  эта разработка улучшит ситуацию безнадзорности и беспризорности студентов, а так же число правонарушений, в которых замешаны студенты снизится до минимума                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В соответствии сведущей идеей данной работы нами были рассмотрены основные вопросы по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.

    На сегодняшний день можно говорить о том, что проблема с несовершеннолетней безнадзорностью может быть решена. Но для этого со стороны государства и государственной политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: будет улучшаться целостная социальная политика, будет вестись борьба с бедностью, преступностью, будет осуществляться контроль за миграцией.

    Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.

    Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних. В настоящее время в детских домах воспитываются 132 тысячи детей,    оставшихся без родителей.

    Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. По данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в эти процессы. Почти в 6,5 раз увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам торговли несовершеннолетними детьми и по фактам сексуальных домогательств к детям.

Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить современные  социально-демографические, психологические  и криминальные процессы. Именно они  способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей  и подростков, росту их дезадаптации.

    Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий.

   В нашей курсовой работе  мы  попытались более широко раскрыть сущность беспризорности, обобщили причины возникновения данной проблемы и возможные пути выхода из данной ситуации.  Правильно разработанная программа влияет на проблему безнадзорности, мы убедились в этом на примере программы социального педагога Дебесского политехникума, но невозможно снизить число безнадзорных детей только с помощью профилактической программы. Необходимо учитывать законодательные акты, работу социальных служб, окружение ребенка, семейное воспитание. Только комплексный подход к данной проблеме будет реально способствовать уменьшению беспризорных детей, семей группы риска.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

      1.  Астапов В.М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

       2. Верцинская Н. Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. - 315 с.

       3. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 268 с.

       4. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - №4. - 1990. С.83-90.

       5. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени // Социологические исследования. - 1998. - № 8.

       6. Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. - Покров, 2004. - 426 с.

       7. Ларионов А.В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997. - 276 с.

       8. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. - 406 с.

       9. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2001. - № 3. С. 11.

     10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК «Сфера», 2001. - 524 с.

     11. Петрова Е.А. Социально-психологические проблемы детской беспризорности и безнадзорности // Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. -№ 14 (207). С. 26.

      12. Рецепт от безнадзорности // Газета «Поиск». - 31.05.2002. - № 22.

      13. Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . С. 3.

       14. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Под ред. Иващенко Г.М. - М.: Государственный НИИ семьи, 1999. - 80 с.

       15. Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». - М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. - 54 с.

        16. Теория и методика социальной работы (учебное пособие). - М.: Проспект, 1995. - 422 с.

        17. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 -ФЗ от 24.06.1999 г.

Информация о работе Беспризорность как социально педагогическая проблема