Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа
На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.
№ |
Содержание работы |
Участники |
Месяц |
Ответственные |
1 |
Анализ состояния |
1 – 2 курсы |
Каждый семестр |
Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, заместитель директора по воспитательной работе. |
2 |
Анкетирование с целью выявления склонности к бродяжничеству. |
1 – 2 курсы |
октябрь |
Психолог, социальный педагог. |
3 |
Неделя правовых знаний. Презентация эссе «Права человека в современном мире». |
1 – 3 курсы |
февраль |
Классные руководители, социальный педагог. |
4 |
Контроль за своевременным выявлением несовершеннолетних не посещающих ОУ по неизвестной причине. |
1 – 3 курсы |
еженедельно |
Социальный педагог, классные руководители, учителя – предметники. |
5 |
Круглый стол «Встреча с работниками правоохранительных органов» |
1 – 3 курсы |
февраль |
Социальный педагог, классные руководители, работники правоохранительных органов. |
6 |
Дискуссия «Беспризорность – свобода или зависимость?» |
1 – 2 курсы |
ноябрь |
Классные руководители, социальный педагог. |
7 |
Тематические классные часы «Мои права , мои обязанности» |
1 – 3 курсы |
март |
Классные руководители, классные часы. |
8 |
Летнее трудоустройство студентов |
1 – 3 курсы |
июнь |
Социальный |
9 |
Вовлечение студентов группы риска в молодежную организацию политехникума «АВД»(асы вожатского дела) |
1 – 3 курсы |
В течение года |
Социальный педагог, педагог организатор, руководитель организации. |
№ |
Содержание работы |
Участники |
Месяц |
Ответственные |
1 |
Беседа со студентами склонными к бродяжничеству |
1 – 2 курсы |
В течение года |
Социальный педагог, классные руководители, психолог. |
2 |
Устройство летнего досуга учащихся |
1 – 3 курсы |
Май, июнь. |
Педагог организатор, социальный педагог, центр занятости населения. |
3 |
Просмотр художественного фильма «Беспризорник». |
1 – 2 курсы |
октябрь |
Классные руководители, социальный педагог. |
4 |
Тренинг «Будь выше этого». |
1 – 2 курсы |
апрель |
Психолог |
№ |
Содержание работы |
Участники |
Месяц |
Ответственные |
1 |
Изучение методики работы с детьми асоциального поведения |
Учителя- предметники, классные руководители, заместители директора |
сентябрь |
Социальный педагог, психолог. |
2 |
Встречи с работниками КДН, правоохранительных органов. |
Классные руководители, социальный педагог. |
ноябрь |
Работники КДН, работники правоохранительных органов, социальный педагог. |
3 |
Совещание по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
Классные руководители, учителя – предметники, психолог, заместитель директора по воспитательной работе. |
октябрь |
Социальный педагог |
4 |
Дискуссия «Влияние микроклимата семьи на формирование личности подростка». |
Классные руководители, учителя – предметники, психолог, заместитель директора по воспитательной работе. |
февраль |
Социальный педагог. |
5 |
Рейды по неблагополучным семьям |
Классные руководители, социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, инспектор по делам несовершеннолетних |
В течение года |
Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних. |
№ |
Содержание работы |
Участники |
Месяц |
Ответственные |
1 |
День открытых дверей для родителей . |
Родители 1 – 2 курсов |
Каждый семестр |
Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе. |
2 |
Родительский правовой всеобуч «Права и обязанности ребенка в семье», «Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка». |
Родители 1- 2 курсов |
ноябрь |
Инспектор по делам несовершеннолетних, социальный педагог. |
3 |
Родительское собрание «Свободное время и досуг ребенка». |
Родители 1- 3 курсов |
декабрь |
Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе. |
4 |
Индивидуальные консультации для родителей |
Родители 1 – 4 курсов |
В течение года |
Социальный педагог, психолог, классные руководители. |
Данная программа
Заключение
В соответствии сведущей идеей данной работы нами были рассмотрены основные вопросы по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.
На сегодняшний день можно говорить о том, что проблема с несовершеннолетней безнадзорностью может быть решена. Но для этого со стороны государства и государственной политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: будет улучшаться целостная социальная политика, будет вестись борьба с бедностью, преступностью, будет осуществляться контроль за миграцией.
Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.
Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних. В настоящее время в детских домах воспитываются 132 тысячи детей, оставшихся без родителей.
Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. По данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в эти процессы. Почти в 6,5 раз увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам торговли несовершеннолетними детьми и по фактам сексуальных домогательств к детям.
Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить современные социально-демографические, психологические и криминальные процессы. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации.
Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий.
В нашей курсовой работе мы попытались более широко раскрыть сущность беспризорности, обобщили причины возникновения данной проблемы и возможные пути выхода из данной ситуации. Правильно разработанная программа влияет на проблему безнадзорности, мы убедились в этом на примере программы социального педагога Дебесского политехникума, но невозможно снизить число безнадзорных детей только с помощью профилактической программы. Необходимо учитывать законодательные акты, работу социальных служб, окружение ребенка, семейное воспитание. Только комплексный подход к данной проблеме будет реально способствовать уменьшению беспризорных детей, семей группы риска.
Список литературы
1. Астапов В.М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
2. Верцинская Н. Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. - 315 с.
3. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 268 с.
4. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - №4. - 1990. С.83-90.
5. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени // Социологические исследования. - 1998. - № 8.
6. Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. - Покров, 2004. - 426 с.
7. Ларионов А.В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997. - 276 с.
8. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. - 406 с.
9. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2001. - № 3. С. 11.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК «Сфера», 2001. - 524 с.
11. Петрова Е.А. Социально-психологические проблемы детской беспризорности и безнадзорности // Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. -№ 14 (207). С. 26.
12. Рецепт от безнадзорности // Газета «Поиск». - 31.05.2002. - № 22.
13. Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . С. 3.
14. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Под ред. Иващенко Г.М. - М.: Государственный НИИ семьи, 1999. - 80 с.
15. Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». - М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. - 54 с.
16. Теория и методика социальной работы (учебное пособие). - М.: Проспект, 1995. - 422 с.
17. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 -ФЗ от 24.06.1999 г.
Информация о работе Беспризорность как социально педагогическая проблема