Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа
На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.
№  | 
  Содержание работы  | 
  Участники  | 
  Месяц  | 
  Ответственные  | 
1  | 
  Анализ состояния   | 
  1 – 2 курсы  | 
  Каждый семестр  | 
  Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, заместитель директора по воспитательной работе.  | 
2  | 
  Анкетирование с целью выявления склонности к бродяжничеству.  | 
  1 – 2 курсы  | 
  октябрь  | 
  Психолог, социальный педагог.  | 
3  | 
  Неделя правовых знаний. Презентация эссе «Права человека в современном мире».  | 
  1 – 3 курсы  | 
  февраль  | 
  Классные руководители, социальный педагог.  | 
4  | 
  Контроль за своевременным выявлением несовершеннолетних не посещающих ОУ по неизвестной причине.  | 
  1 – 3 курсы  | 
  еженедельно  | 
  Социальный педагог, классные руководители, учителя – предметники.  | 
5  | 
  Круглый стол «Встреча с работниками правоохранительных органов»  | 
  1 – 3 курсы  | 
  февраль  | 
  Социальный педагог, классные руководители, работники правоохранительных органов.  | 
6  | 
  Дискуссия «Беспризорность – свобода или зависимость?»  | 
  1 – 2 курсы  | 
  ноябрь  | 
  Классные руководители, социальный педагог.  | 
7  | 
  Тематические классные часы «Мои права , мои обязанности»  | 
  1 – 3 курсы  | 
  март  | 
  Классные руководители, классные часы.  | 
8  | 
  Летнее трудоустройство студентов  | 
  1 – 3 курсы  | 
  июнь  | 
  Социальный  | 
9  | 
  Вовлечение студентов группы риска в молодежную организацию политехникума «АВД»(асы вожатского дела)  | 
  1 – 3 курсы  | 
  В течение года  | 
  Социальный педагог, педагог организатор, руководитель организации.  | 
№  | 
  Содержание работы  | 
  Участники  | 
  Месяц  | 
  Ответственные  | 
1  | 
  Беседа со студентами склонными к бродяжничеству  | 
  1 – 2 курсы  | 
  В течение года  | 
  Социальный педагог, классные руководители, психолог.  | 
2  | 
  Устройство летнего досуга учащихся  | 
  1 – 3 курсы  | 
  Май, июнь.  | 
  Педагог организатор, социальный педагог, центр занятости населения.  | 
3  | 
  Просмотр художественного фильма «Беспризорник».  | 
  1 – 2 курсы  | 
  октябрь  | 
  Классные руководители, социальный педагог.  | 
4  | 
  Тренинг «Будь выше этого».  | 
  1 – 2 курсы  | 
  апрель  | 
  Психолог  | 
№  | 
  Содержание работы  | 
  Участники  | 
  Месяц  | 
  Ответственные  | 
1  | 
  Изучение методики работы с детьми асоциального поведения  | 
  Учителя- предметники, классные руководители, заместители директора  | 
  сентябрь  | 
  Социальный педагог, психолог.  | 
2  | 
  Встречи с работниками КДН, правоохранительных органов.  | 
  Классные руководители, социальный педагог.  | 
  ноябрь  | 
  Работники КДН, работники правоохранительных органов, социальный педагог.  | 
3  | 
  Совещание по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  | 
  Классные руководители, учителя – предметники, психолог, заместитель директора по воспитательной работе.  | 
  октябрь  | 
  Социальный педагог  | 
4  | 
  Дискуссия «Влияние микроклимата семьи на формирование личности подростка».  | 
  Классные руководители, учителя – предметники, психолог, заместитель директора по воспитательной работе.  | 
  февраль  | 
  Социальный педагог.  | 
5  | 
  Рейды по неблагополучным семьям  | 
  Классные руководители, социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, инспектор по делам несовершеннолетних  | 
  В течение года  | 
  Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних.  | 
№  | 
  Содержание работы  | 
  Участники  | 
  Месяц  | 
  Ответственные  | 
1  | 
  День открытых дверей для родителей .  | 
  Родители 1 – 2 курсов  | 
  Каждый семестр  | 
  Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе.  | 
2  | 
  Родительский правовой всеобуч «Права и обязанности ребенка в семье», «Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка».  | 
  Родители 1- 2 курсов  | 
  ноябрь  | 
  Инспектор по делам несовершеннолетних, социальный педагог.  | 
3  | 
  Родительское собрание «Свободное время и досуг ребенка».  | 
  Родители 1- 3 курсов  | 
  декабрь  | 
  Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе.  | 
4  | 
  Индивидуальные консультации для родителей  | 
  Родители 1 – 4 курсов  | 
  В течение года  | 
  Социальный педагог, психолог, классные руководители.  | 
Данная программа 
Заключение
В соответствии сведущей идеей данной работы нами были рассмотрены основные вопросы по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.
На сегодняшний день можно говорить о том, что проблема с несовершеннолетней безнадзорностью может быть решена. Но для этого со стороны государства и государственной политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: будет улучшаться целостная социальная политика, будет вестись борьба с бедностью, преступностью, будет осуществляться контроль за миграцией.
Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.
Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних. В настоящее время в детских домах воспитываются 132 тысячи детей, оставшихся без родителей.
Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. По данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в эти процессы. Почти в 6,5 раз увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам торговли несовершеннолетними детьми и по фактам сексуальных домогательств к детям.
Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить современные социально-демографические, психологические и криминальные процессы. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации.
Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий.
В нашей курсовой работе мы попытались более широко раскрыть сущность беспризорности, обобщили причины возникновения данной проблемы и возможные пути выхода из данной ситуации. Правильно разработанная программа влияет на проблему безнадзорности, мы убедились в этом на примере программы социального педагога Дебесского политехникума, но невозможно снизить число безнадзорных детей только с помощью профилактической программы. Необходимо учитывать законодательные акты, работу социальных служб, окружение ребенка, семейное воспитание. Только комплексный подход к данной проблеме будет реально способствовать уменьшению беспризорных детей, семей группы риска.
Список литературы
1. Астапов В.М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
2. Верцинская Н. Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. - 315 с.
3. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 268 с.
4. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - №4. - 1990. С.83-90.
5. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени // Социологические исследования. - 1998. - № 8.
6. Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. - Покров, 2004. - 426 с.
7. Ларионов А.В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997. - 276 с.
8. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. - 406 с.
9. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2001. - № 3. С. 11.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК «Сфера», 2001. - 524 с.
11. Петрова Е.А. Социально-психологические проблемы детской беспризорности и безнадзорности // Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. -№ 14 (207). С. 26.
12. Рецепт от безнадзорности // Газета «Поиск». - 31.05.2002. - № 22.
13. Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . С. 3.
14. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Под ред. Иващенко Г.М. - М.: Государственный НИИ семьи, 1999. - 80 с.
15. Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». - М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. - 54 с.
16. Теория и методика социальной работы (учебное пособие). - М.: Проспект, 1995. - 422 с.
17. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 -ФЗ от 24.06.1999 г.
Информация о работе Беспризорность как социально педагогическая проблема