Сиротство как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:51, реферат

Краткое описание

Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты – это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т. е. сироты при живых родителях.

Файлы: 1 файл

prof1.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

     Лекция  № 1

     Сиротство как социальная проблема.

    Социальное  сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты – это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т. е. сироты при живых родителях.

     Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена  войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В литературных источниках древности имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся в чужих семьях.

     В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство. Основные причины современного сиротства состоят в следующем: во-первых, это добровольный отказ  родителей от ребенка, как правило, вскоре после его рождения — легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

     Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи.

     Исследования  показывают, что лишение детей  материнской заботы с последующей  психической депривацией (депривация обозначает психическое состояние, вызванное недополучением необходимого) в сиротских учреждениях катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье. Депривацию по формам делят на двигательную, сенсорную, материнскую и социальную. Материнская депривация связана с отделением ребенка от мамы, сиротством и т.п. Она чревата расстройствами эмоционально-волевой сферы, нарушением интеллектуального развития, прежде всего, речи, а также памяти, внимания, работоспособности, контактности и т.д. Депривация социальная – ограничение возможности для усвоения социальной роли. Во взрослом возрасте именно она является усугубляющим фактором нарушенностью контактов с обществом. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для их развития. Наблюдая у таких детей недостаток самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

     Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей многообразны.

     Во-первых, именно «отказные» дети чаще имеют врожденные физические и психические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности.

     Во-вторых, вредным является уже само вынашивание  нежеланной беременности потенциальными «отказницами» (бросающими новорожденных в родильных домах). Стрессогенное воздействие вынашивания такой беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных, обменных связей между ними. Важным патогенным фактором являются связанные с психическими отклонениями нарушения поведения таких беременных: гиперактивность, неудачные попытки прервать беременность, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и пр. Большинство из них оказываются неготовыми к родам, о чем свидетельствует исключительно высокий уровень недонашиваемости, а также патологии родовой деятельности. Клинически выраженные мозговые повреждения у новорожденных обнаруживаются сразу после родов. Они нуждаются в реанимации и интенсивной терапии в связи с тяжестью состояния.

     К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1) социально-экономические:  безработица, невозможность получения  жилья, снижение заработной платы, общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис  семьи: распад семьи, раннее  материнство, рост семейного алкоголизма,  наркомании, токсикомании среди  родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая  несостоятельность семьи: утрата  традиций, отсутствие связи поколений,  снижение ценности семьи в  обществе, воспитательного потенциала системы образования, ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

5) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

6) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

     Выделяет две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная, - это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка). Другая группа, с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что граница между этими двумя группами нечеткая. Можно выделить также женщин, родивших детей с врожденными дефектами, что часто является следствием нежелания иметь ребенка во время беременности. Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях. Также повышена вероятность отказа от новорожденного у выпускниц интернатных учреждений.

     Поскольку документы, подписываемые матерями, не предусматривают вопросов о причинах оставления ребенка (за исключением  согласия на временное устройство), не существует соответствующей государственной статистики, позволяющей проводить анализ таких причин. В то же время, информация о причинах оставления новорожденных детей в родильных домах имеет ключевое значение для разработки эффективного плана действий в сфере предотвращения отказов от детей при рождении и помощи женщине в трудной жизненной ситуации.

     Раннее  выявление кризисных семей, в  которых в скором времени родится  ребенок, должно быть основой профилактической работы. Дети, рожденные от нежеланной беременности, входят в группу особого риска по психической патологии, требуют чрезвычайного внимания и интенсивных медико-социальных и психолого-педагогических профилактических мероприятий с младенчества.

Информация о работе Сиротство как социальная проблема