Социальные проблемы детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.
Исходя из вышеизложенного социальные проблемы детей и подростков в России представляют серьезное поле деятельности для всех структур и направлений социальной работы.

Оглавление

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления…….5
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка……………………...5
1.2. Социальные проблемы детей и подростков………………………….7
Глава 2. Организационные и правовые основы социальной работы с детьми и подростками, оказавшихся в сложной жизненной ситуации………..9
2.1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с неблагополучными детьми и подростками 9
2.2 Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…14
Заключение……………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Социальные проблемы детей и подростков.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления……………………………………………………………………….5

1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка……………………...5

1.2. Социальные проблемы детей и подростков………………………….7

Глава 2. Организационные и правовые основы социальной работы с детьми и подростками, оказавшихся в сложной жизненной ситуации………..9

2.1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с неблагополучными детьми и подростками……………………………9

2.2 Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…………………………………14

Заключение……………………………………………………………….21

Список  литературы……………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных  условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и  подростков. Увеличивается число  безнадзорных детей. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними, таковыми являются социальные сироты. Не снижается количество детей, убежавших из интернатных учреждений. Ряды безнадзорных пополняют многие выпускники этих учреждений, проблемы жилья и трудоустройства которых решаются в ряде регионов неудовлетворительно. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Из жертв сексуальных преступлений 36% составляют несовершеннолетние.

Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых  детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все  более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

В наше сложное  и нестабильное время практически нет социальных групп населения, которые чувствовали бы себя социально-защищенными и благополучными. И в первую очередь это касается детей, так как именно дети являются самой незащищенной категорией населения.

В общей и  детской отечественной и зарубежной педагогике, психологии исследуются проблемы становления и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ученые, представляющие социальную педагогику, предлагают различные технологии социального воспитания детей и подростков, имеющих разные жизненные проблемы.

Система комплексной  помощи ребенку в трудной жизненной  ситуации должна выстраиваться как  взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки  и сопровождения на уровне массового  образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.

Исходя из вышеизложенного  социальные проблемы детей и подростков в России представляют серьезное  поле деятельности для всех структур и направлений социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления

1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка

Две основные сферы  обитания ребенка (они же являются основными  институтами влияния на его воспитание) – это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов. Поэтому, когда мы говорим о проблеме уличных детей, то «уличность» этих детей, времяпрепровождение вне дома и вне школы тогда, когда им желательно было бы там находиться, – это только следствие, индикатор социального неблагополучия ребенка.  Мы не станем акцентировать внимание на проблемах образования и воспитания в школе, а сконцентрируемся на проблемах семьи.

Поскольку непосредственно семьей в нашем государстве не занимается никакая государственная структура, то никто до поры до времени и не обращает внимания на процессы, в ней протекающие. А поскольку проблемы семьи – проблемы междисциплинарные, то никому из государственных ведомств и не хочется их на себя взваливать. Собственно говоря, у любого ведомства всегда в наличии лишь два способа реагирования на внешние «раздражители» в виде возникающих социальных проблем, два способа действия: либо откреститься от выполнения социальной задачи, либо, если не удается избавиться от надоедливой потребности, – то получить под ее выполнение возможно большие ресурсы.

Возвращаясь к  теме, отметим, что общество замечает только те самые, запоздалые симптомы, которые свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии. Перечислим основные такие симптомы:

- прекращение  посещения учебного заведения.  За посещение детьми учебного  заведения отвечает Министерство  образования. Вместе с тем,  очевидно, что школьному психологу  (если такой специалист в школе имеется, что случается далеко не всегда) не хватит никаких сил и возможностей для того, чтобы отследить, куда подевался тот или иной ученик и по какой причине он перестал посещать занятия в школе. И даже если он заметил сам факт неблагополучия, связался с родителями и задал некоторые вопросы, проясняющие ситуацию, реальной возможности помочь данной семье в трудной жизненной ситуации у него нет, поскольку не до того ему, детей-то – несколько сотен...

- употребление  психоактивных веществ (алкоголь, наркотики). Данный симптом находится «в ведении» Министерства здравоохранения. Система здравоохранения (помимо действий профилактических) занимается оказанием помощи несовершеннолетнему, употребляющему психоактивные вещества (ПАВ) и/или страдающему зависимостью от них. Пройдя курс лечения, ребенок фактически уходит из сферы непрерывного наблюдения со стороны государственных структур за состоянием его здоровья. Но проблемы, приведшие его к алкоголю и наркотикам, никуда не делись. Следовательно, он вновь окажется во власти их разрушительного действия.

- уход из  семьи. После принятия ФЗ «Об  основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» ребенком, ушедшим  из дома, должны заниматься службы  Министерства труда и социального  развития. Однако, поскольку статья 12 данного Федерального закона не содержала ни конкретных механизмов, с помощью которых несовершеннолетние могли бы получить требуемые им социальные услуги, ни структурных подразделений, занимающихся выявлением «несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах», то и социальная реабилитация этих лиц, построенная на индивидуальных программах социальной реабилитации, была невозможна.

Раз уж мы затронули сферу законности и правопорядка, назовем еще один симптом или сигнал неблагополучия:

- совершение  правонарушения (преступления). Очевидно, что проблемами охраны и соблюдения  правопорядка должно заниматься  Министерство внутренних дел.  Его черед приходит последним, поскольку правонарушение или преступление – это уже, как правило, последняя стадия неблагополучия в семье и судьбе ребенка. Устойчивый многолетний рост преступности среди несовершеннолетних – свидетельство неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых силами перечисленных выше ведомств, а рост рецидивизма – свидетельство, что и правоохранительная система не способствует исправлению оступившихся подростков.

 

1.2. Социальные проблемы детей и подростков

Социальная  работа с детьми и подростками имеет свою специфику. Во многих странах мира, включая исторический опыт России, долгое время социальная работа с детьми была направлена на социализацию и развитие, поэтому в ней преобладали технологии профилактики и социально-педагогического сопровождения. Причем социальная работа с детьми и подростками не ограничивалась только детьми «группы риска», спектр ее деятельности имел более широкие формы, и под ее влияние попадали дети из благополучных семей.             

Как считают  исследователи, такая ситуация была характерна для многих индустриально развитых стран, когда главный принцип работы с детьми носил техно-прагматический характер, выражающийся в принципе «дети — наши самые важные ресурсы».

Однако сложившиеся  технологии изменяются в результате развития практики социальной работы, модификации глобального социально- экономического контекста, отношения общества к детям, привели к расширению парадигмы социальной работы с детьми. Как считает                Ж. Джованни, социальная работа с детьми сегодня характеризуется как «терапия, помощь, реабилитация и социальная защита особенно нуждающихся в помощи детей».

Целями государственной  политики в отношении детей стали: осуществление прав детей, недопущение  их дисrриминации; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества.

Государство признает детство важнейшим этапом в жизни человека и исходит из приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Государство определяет случаи для ребенка, а оно таковым считает лицо, не достигшее 18-летнего возраста, которые квалифицируются как трудная жизненная ситуация, когда со стороны государства оказывается всесторонняя помощь и поддержка.

Трудная жизненная  ситуация — это комплексное представление  о разноплановых проблемах, возникающих  в результате социально-экономических, природных факторов, факторов развития социальных институтов и факторов индивидуальной социализации.

Новые тенденции  в российской экономике и развитии общества поставили новые задачи, что нашло отражение в новом  федеральном законе № 122 от 22 августа 2004 г., в президентских программах и стратегиях Министерства здравоохранения и социального развития на 2006 - 2008 гг. Новый федеральный закон подтвердил наличие сложившихся учреждений и предприятий социального обслуживания, где отдельными пунктами выделены учреждения для детей. Так, в соответствии со статьей 17 к таким учреждениям относятся: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;  стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

 

 

 

Глава 2. Организационные и правовые основы социальной работы с детьми и подростками, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

2.1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с неблагополучными детьми и подростками

В современной  России существенными признаками стали  значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением её нравственных устоев и, как следствие, - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны.

Ежегодно на 30-40 тысяч человек увеличивается  общее число детей, оставшихся без  попечения родителей. Большинство  из них относится к социальным сиротам.

Данные официальной  статистики и социологических исследований позволяют сделать вывод о социальной, экономической, правовой незащищенности значительной части подростков и детей. Это проявляется в следующем:

- ухудшение  психического и физиологического  здоровья детей и подростков;

- фактическое  отсутствие общегосударственной системы трудоустройства подростков;

- выпускники  коррекционных (специальных) школ  и школ- интернатов для детей  с ограниченными умственными  и физическими возможностями  лишены гарантии трудоустройства;

- в подростковой  и детской среде практически беспрепятственно распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, насилием и жестокостью.

Очевидно, что  указанные выше негативные тенденции  требуют безотлагательных мер, направленных на оздоровление социальной жизни детей и подростков, их внутреннего мира.

В Конституции  Российской Федерации 1993г. провозглашено, что в России признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепринятым принципам  и нормам международного права (ст.17,ч.1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст.38), которое создаёт социально-экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закреплённая в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно-правовых актов, в частности Конвенции о правах ребёнка.

Конвенция о  правах ребёнка нацелена на изменение, обновление, усовершенствование национального  законодательства в соответствии с её принципами и нормами. О пристальном внимании законодательных и исполнительных органов власти России к реализации Конвенции свидетельствуют многочисленные нормативные акты последних лет, в которых находит конкретное воплощение идея защиты прав ребёнка.

Информация о работе Социальные проблемы детей и подростков