Социальные проблемы детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.
Исходя из вышеизложенного социальные проблемы детей и подростков в России представляют серьезное поле деятельности для всех структур и направлений социальной работы.

Оглавление

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления…….5
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка……………………...5
1.2. Социальные проблемы детей и подростков………………………….7
Глава 2. Организационные и правовые основы социальной работы с детьми и подростками, оказавшихся в сложной жизненной ситуации………..9
2.1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с неблагополучными детьми и подростками 9
2.2 Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…14
Заключение……………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Социальные проблемы детей и подростков.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Основанием  для помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1)  личное обращение несовершеннолетнего;

2)  заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3)  направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4)  постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

5)  акт оперативного  дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

Несовершеннолетние обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации. Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

Специализированные  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных  учреждений или положениями о  них:

1)  принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2)  оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

3)  содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

4)  уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

5)  содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.

При осуществлении  социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать:

–  поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

– оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

–  содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования; 

          –  включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

–  оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

Индивидуальные  программы социальной реабилитации несовершеннолетних реализуются в  условиях дневного или круглосуточного (стационарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ социальной реабилитации сотрудниками соответствующего отделения учреждения осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная социально-экономическая  ситуация порождает негативные процессы во всех слоях общества. Особенно ярко они проявляются в сфере жизнедеятельности  и правовой защищенности детей и  подростков, их семей. Актуальны такие  проблемы, как возрастание количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья населения, социальное сиротство, преступность, наркомания, алкоголизм, рост количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Рыночные отношения  приводят к тому, что дети и подростки  предоставлены сами себе: большинство  родителей посвящают воспитанию детей менее 1 часа в день. Особенно сильно это проявляется в условиях неполной семьи. На фоне общего снижения ее собственного потенциала отмечается устойчивая тенденция падения уровня социального здоровья и, соответственно, ее воспитательных возможностей

В таких семьях, в силу специфики их жизнедеятельности, особенно обострились проблемы социально-педагогического  характера. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений искажают условия социализации детей и подростков, являются причиной развития нервно-психических расстройств, фактором риска увеличения случаев асоциального поведения, личностной деформации, вызывают возникновение проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.

В последние годы государство  принимает усиленные меры, направленные на изменение возникшей ситуации. Интенсивное развитие в России системы  социальной работы способствует усилению социально-педагогической поддержки детей и подростков.

Президентом и Правительством Российской Федерации принято более 190 законов и подзаконных актов, в которых получили отражение  различные аспекты социально-педагогической деятельности и защиты детства.

В целях совершенствования государственного контроля за соблюдением прав членов семьи, профилактики девиантного поведения необходимы:

- ускорение создания  законодательной базы, определяющей  новые подходы к системе профилактики  безнадзорности и правонарушении  данной группы лиц, организацию деятельности учреждений, ее составляющих, межведомственного взаимодействия, обеспечение защиты прав и законных интересов молодежи, а также условия предоставления им социальных услуг;

- финансирование в  полном объеме и реализации  мероприятий целевых федеральных программ;

- разработка перспективного плана действий по ликвидации напряженности в ситуации отклоняющегося поведения вследствие семейного неблагополучия, укрепление межведомственной координации;

- разработка совместных  межведомственных нормативных документов, определяющих в рамках существующего законодательства действия региональных и местных органов, учреждений и служб по профилактике и социальной реабилитации лиц девиантного поведения.

- организация выявления  лиц с девиантным поведением учреждениями и службами системы профилактики девиации в обществе.

Будущее России в наших  детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации.
  4. Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г.// Сборник международных договоров СССР.
  5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ.
  7. Постановление Правительства РФ «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ» от 27.07.1996г. №906
  8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной реабилитации » от 27.11.2000г. №896
  9. Алексеева И., Новосельский И. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005.
  10. Беспалов Ю.В. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир: М.,2007
  11. Бреева Е.Б. Социальное сиротство: опыт социологического обследования. //Социус. 2006., № 5.
  12. Брутман В. И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 2007.
  13. Бутырин, Г.Н. Информированность населения о деятельности органов власти. // Личность. Культура. Общество. - М., 2005.
  14. Дети социального риска и их воспитание.// Под ред. Л.Д. Шипицыной. СПБ.: Речь,2003.
  15. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  16. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2003.
  17. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. - М.: ИНФРА - М, 2006.
  18. Корнеева И.Л. Семейное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2005.
  19. Лангмайер И. «Психическая депривация в детском возрасте», М., 2002.
  20. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. - М., 2005
  21. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2005
  22. Муратова С.А.Семейное право: Схемы и комментарии: Учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2005.
  23. Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика. Сборник материалов. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Изд-во "Смысл", 2007.
  24. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
  25. Семин Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2006.
  26. Социология: словарь-справочник. - М., 1990
  27. Социальная работа с семьей и детьми в РФ. - М., 2008
  28. Фирсов М.В. Теория социальной работы. - М., 2006
  29. Энциклопедия социальной работы: в 3 томах. - Пер. с анг. М., 2005
  30. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М., 2006
  31. Холостова Е.И. Социальная работа. - М., 2004
  32. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. - Самара, 2006

Информация о работе Социальные проблемы детей и подростков