Социальные проблемы детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.
Исходя из вышеизложенного социальные проблемы детей и подростков в России представляют серьезное поле деятельности для всех структур и направлений социальной работы.

Оглавление

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления…….5
1.1. Основные симптомы неблагополучия ребенка……………………...5
1.2. Социальные проблемы детей и подростков………………………….7
Глава 2. Организационные и правовые основы социальной работы с детьми и подростками, оказавшихся в сложной жизненной ситуации………..9
2.1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с неблагополучными детьми и подростками 9
2.2 Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…14
Заключение……………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Социальные проблемы детей и подростков.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

В период с 1993 года принято более ста девяноста нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Мощным импульсом для реализации новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей служат целевые программы федерального, регионального и местного значения.

Особо важное значение для обеспечения прав ребёнка  с учётом положений Конвенции  о правах ребёнка имело принятие в 1995г. Семейного кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 1. Ст. 16.. Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребёнка жить и воспитываться в семье, право ребёнка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребёнка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей - приёмную семью.

24 июля 1998 г.  был принят Федеральный закон  № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка». Законом устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, вводятся понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная адаптация ребёнка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей». В Законе определены цели государственной политики в интересах детей, в частности формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей.

В целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения ежегодно разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственной доклад о положении детей в Российской Федерации.

Общей целью  государственной политики в области улучшения положения детей в Российской Федерации были определены стабилизация положения детей, а также создание реальных предпосылок для положительной динамики процессов их жизнеобеспечения. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, развития и образования детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребёнку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

На современном этапе  развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних ведущую роль играет Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Законом определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности в данной сфере, установлена ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики детской безнадзорности и беспризорности.

Для создания эффективной  централизованной системы учёта  детей, оставшихся без попечения  родителей, и граждан, желающих принять  детей на воспитание в семьи, а  также для оказания содействия в  устройстве детей на воспитание в семье граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Согласно Закону, государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является совокупностью информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семье в соответствии с действующим законодательством.

Значимым этапом в развитии российского законодательства, направленного  на защиту прав и законных интересов  детей и подростков стали 2006-2008 годы. В декабре 2006 года был принят пакет документов и нормативных актов, определяющих новые меры государственной социальной политики поддержки семей с детьми, направленной, по замыслу законодателя, на стимулирование рождаемости.

Принятый в  феврале 2008 года Федеральный закон  «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в целях повышения размеров отдельных  видов социальных выплат и стоимости  набора социальных услуг» конкретизировал  некоторые меры поддержки для детей и подростков, находящихся в социально опасном состоянии.

Важные положения, касающиеся защиты прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей содержатся в Федеральном  законе от 24 апреля 2008 года «Об опеке  и попечительстве». Конкретные мероприятия в деле государственной защиты материнства, отцовства, детства, семьи содержатся в целевых, федеральных и региональных программах. Система программных мероприятий предусматривает следующие приоритетные направления реализации задач по улучшению положения детей: организацию отдыха и оздоровления детей и подростков; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и т.п.

Наряду с  федеральным законодательством  достаточно интенсивно развивалась  региональная нормативная правовая база. Во многих регионах были приняты законы, концепции и программы, предусматривающие меры, направленные на стабилизацию и социальную поддержку семьи, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целом анализ федерального и регионального законодательства, направленного на защиту прав и интересов детей, свидетельствует о том, что основные усилия государства в настоящее время направлены на преодоление последствий серьёзного кризиса семейных отношений, возникшего в начале 90-х годов в связи с резким изменением системы экономических и как следствие социальных отношений в обществе в целом, создание благоприятных условий для жизнедеятельности и развития детей. Важное значение для реализации принятых нормативных правовых актов в данной сфере имеет создание эффективного организационного механизма, одним из элементов которого является система социальных служб для работы с несовершеннолетними.

 

2.2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Дети, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и  защиту со стороны федеральных органов  государственной власти, органов  законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Защита прав детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной  власти, органами законодательной и  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.

Органы управления социальной защитой населения в  пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Учреждения  социального обслуживания, к которым  относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют  бесплатно социальные услуги  несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, а также семьи, несовершеннолетние  члены которых нуждаются в  социальных услугах, осуществляют  социальную реабилитацию этих  лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают  участие в пределах своей компетенции  в индивидуальной профилактической  работе с безнадзорными несовершеннолетними  в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации, создаются и действуют  специальные учреждения к которым  относятся:

1) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности  и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной диагностики; стационарное отделение; социальную гостиницу; группу длительного пребывания; группы дневного пребывания и социального патронажа; семейную воспитательную группу; отделение помощи семье и детям и другие структурные подразделения, отвечающие уставным целям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

2)  социальные  приюты для детей, обеспечивающие  временное проживание и социальную  реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации и нуждающихся в экстренной  социальной помощи государства.

Социальный  приют для детей может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее социальную гостиницу, семейную воспитательную группу; группу социального патронажа и другие подразделения, отвечающие целям и задачам социального приюта для детей;

3) центры помощи  детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может создавать следующие структурные  подразделения: приемное отделение; отделение  социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение; группу длительного пребывания; семейную воспитательную группу; отделение перевозки несовершеннолетних и иные подразделения, отвечающие целям и задачам центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Социальная  гостиница учреждений предназначается  для несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации. Несовершеннолетние в социальной гостинице находятся  на основании письменного договора, заключаемого между несовершеннолетним и администрацией учреждения, в котором определяются взаимные обязанности и права сторон с учетом норм действующего законодательства. Организацию деятельности социальной гостиницы и методы работы рекомендуется определять Положением о социальной гостинице, утверждаемым директором учреждения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в  установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:

1)  оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

2)  проживающие  в семьях, находящихся в социально  опасном положении;

3)  заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно  оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5)  не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6)  оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Информация о работе Социальные проблемы детей и подростков