Проблема детской безнадзорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования являются жители города Кинешма.

Предмет – факторы определяющие отношение жителей города Кинешма к проблеме детской безнадзорности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

       Введение

       Человеческий  потенциал представляет собой главное  богатство любого государства. К сожалению, в последнее время все большую тревогу вызывает рост безнадзорности детей в российском обществе. Распространение безнадзорности содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Согласитесь, Что можно ждать от детей, которые с раннего детства не получают в должной мере родительского внимания любви и ласки?  С кого им стоит брать положительный пример? Кем они станут, достигнув совершеннолетия?

       Детская безнадзорность рассматривается как  социально-педагогическое явление, формирующееся  в связи с отсутствием или  недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.

       Масштабный  рост безнадзорности неразрывно связан с социально-экономическим кризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная  жизнь наглядно свидетельствуют, что  безнадзорность имеет социальные причины и требует неотложных мер по решению данной проблемы. Актуальность темы исследования обусловливается следующими факторами:

  • Серьёзным фактором является изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций общества, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.
  • Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
  • В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа безнадзорных, зачастую с раннего возраста начинают злоупотреблять алкоголем наркотическими веществами, которые могут причинить существенный вред их физическому, психическому и нравственному развитию.

      Степень научной разработанности  проблемы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых. Среди них выделяются работы С.Н. Смирнова и Т.Ю. Сидориной, В.В. Бараташвили, Г.В. Сабитовой, В.В. Терехиной, Н.А. Шахиной, А.Н.Аверина. В этих работах рассматриваются теоретические основы проблемы детской безнадзорности, её история. В них также включены нормативные документы и иформационно-методические материалы по вопросам разработки и внедрения эффективных технологий координации социальной политики в отношении безнадзорных детей и подростков. Технологические аспекты исследования раскрываются в учебниках под общей редакцией Е.И. Холостовой, учебном пособии под редакцией И.Г. Зайнышева.

      Объектом  данной курсовой работы является явление детской безнадзорности.

        Целью настоящей работы является оценка проблемы детской безнадзорности в городе Кинешма, а также разработка практических меры по конкретному решению данной проблемы. 
     

        Необходимо  выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие детской безнадзорности, а также определить ее степени, виды, типы, формы;
  2. Изучить причины детской безнадзорности в современной России;
  3. Анализировать связь безнадзорных детей с преступностью и иными видами девиантного поведения;
  4. Изучить нормативную базу и технологии социальной работы с безнадзорными детьми;
  5. Рассмотреть основные виды органов и учреждений социальной защиты безнадзорных детей и профилактики безнадзорности;
  6. Провести социологическое исследование на данную тему, в ходе которого необходимо выполнить следующие задачи:
    • Определить степень актуальности проблемы безнадзорности детей в городе Кинешма;
    • Выявить основные социально-экономические причины, оказывающие наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности с точки зрения общественности;
    • Выявить основные характеристики девиантного поведения безнадзорных детей, по мнению жителей города Кинешма;
    • Оценить опасность безнадзорности детей для нормального функционирования общества с точки зрения общественности;
    • Оценить эффективность мер профилактики детской безнадзорности в городе Кинешма, по мнению общества.
 

       Объектом  данного исследования являются жители города Кинешма.

       Предмет – факторы определяющие отношение жителей города Кинешма к проблеме детской безнадзорности.

    Нами  были сформулированы следующие гипотезы:

    • жители города  Кинешма осведомлены о проблеме детской безнадзорности;
    • большинство безнадзорных детей ведут нездоровый, девиантный образ жизни;
    • существующая система помощи безнадзорным детям, в целом, неэффективна.

      Проблема  детской безнадзорности детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних

1.1.   Степени, виды, типы, формы детской безнадзорности

       Проблема  безнадзорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин безнадзорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях ребенок рано знакомиться с законами улиц приобщается к вредным привычкам, совершает противоправные действия. У такого ребенка меняется и психология, поэтому безнадзорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе.

       Характеризуя  масштаб проблемы, ее причины и  следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных. К безнадзорным относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц.1

       Согласно  имеющейся статистике, большинство  безнадзорных детей характеризуется  родительской и общественной запущенностью. Преобладающий возраст безнадзорных детей  - от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети попали на социальное дно и практически все они находятся в группе риска.

       Изучая  данную проблему можно выделить условные группы «детей риска» по степени безнадзорности:

    1) «дети безнадзорные», практически всегда живущие дома, но имеющие высокую степень безнадзорности и склонные к уходу из дома;

    2) "дети беглецы", которые уходят из дома периодически (от 2-х недель до одного месяца);

    3) "дети улицы", уходящие из дома постоянно или не живущие дома;

    4) "дети правонарушители", которые уже совершили те или иные противоправные поступки.

       Выделены виды безнадзорности: (нужда, беззащитность, безотцовщина, сиротство, брошенность, беженство и голодная беспризорность),

       Типы  безнадзорности:  (пассивно-безнадзорные и активно-безнадзорные)

       Основные  формы безнадзорности: (попрошайничество, бродяжничество, проституция, правонарушения). 2 
 

    1. Причины детской безнадзорности в современной  России

       Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:

  • рост числа асоциальных семей;
  • безработные родители;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • нестабильные браки (разводы);
  • низкий уровень благосостояния семьи;
  • негативный опыт отношений с родителями;
  • неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • наличие у части учащихся негативного учебного опыта.

      В исследованиях, проведенных учеными  Общественного института развития школы (Санкт-Петербург) в 2008 году, причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом:

  • социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
  • социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
  • психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

       Зачастую  сами несовершеннолетние основной причиной отречения от семьи называют семейное неблагополучие.

       По  результатам опроса среди подростков  в Новгородской области на вопрос «В чем на ваш  взгляд заключаются причины детской безнадзорности?» ответы распределились следующим образом:

  • в семье плохо обращаются с детьми (избивают, унижают) - 46%;
  • родители алкоголики - 40%;
  • малообеспеченная семья - 7%;
  • хотят познать мир - 5%;
  • находятся под строгим контролем родителей - 2%.

       Безразличие и невнимание к ребенку семье - основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах. Основная же причина такого семейного неблагополучия - это ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могут не отразиться на микроклимате семьи. Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. 

    1. Связь безнадзорных детей с преступностью и иными видами девиантного поведения

       Согласно  официальной статистике Минтруда России, в нашей стране насчитывается более 715 тысяч безнадзорных детей. По другим оценкам, их от 3 до 5 млн. В милицейские подразделения ежегодно доставляются более 1 млн детей и подростков. Несовершеннолетние совершают около 155 тысяч преступлений в год, что составляет почти 8% от общего числа зарегистрированных преступлений. К сожалению, невозможно вести точный и полный учет масштабов и  динамики процессов.

       Причины детской безнадзорности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами, годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, где и воспитываются по ее законам.

       В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».

Информация о работе Проблема детской безнадзорности