Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа
Объектом данного исследования являются жители города Кинешма.
Предмет – факторы определяющие отношение жителей города Кинешма к проблеме детской безнадзорности.
Введение
Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. К сожалению, в последнее время все большую тревогу вызывает рост безнадзорности детей в российском обществе. Распространение безнадзорности содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Согласитесь, Что можно ждать от детей, которые с раннего детства не получают в должной мере родительского внимания любви и ласки? С кого им стоит брать положительный пример? Кем они станут, достигнув совершеннолетия?
Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.
Масштабный
рост безнадзорности неразрывно связан
с социально-экономическим
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых. Среди них выделяются работы С.Н. Смирнова и Т.Ю. Сидориной, В.В. Бараташвили, Г.В. Сабитовой, В.В. Терехиной, Н.А. Шахиной, А.Н.Аверина. В этих работах рассматриваются теоретические основы проблемы детской безнадзорности, её история. В них также включены нормативные документы и иформационно-методические материалы по вопросам разработки и внедрения эффективных технологий координации социальной политики в отношении безнадзорных детей и подростков. Технологические аспекты исследования раскрываются в учебниках под общей редакцией Е.И. Холостовой, учебном пособии под редакцией И.Г. Зайнышева.
Объектом данной курсовой работы является явление детской безнадзорности.
Целью
настоящей работы является оценка проблемы
детской безнадзорности в городе Кинешма,
а также разработка практических меры
по конкретному решению данной проблемы.
Необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом данного исследования являются жители города Кинешма.
Предмет – факторы определяющие отношение жителей города Кинешма к проблеме детской безнадзорности.
Нами были сформулированы следующие гипотезы:
Проблема
детской безнадзорности детей заслуживает
самого серьезного и глубокого разговора,
в котором должны принять непосредственное
участие все заинтересованные стороны:
законодатели, представители органов
исполнительной власти, социальные работники,
деятели науки и культуры, профсоюзного
и общественного движения.
Глава 1. Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних
1.1. Степени, виды, типы, формы детской безнадзорности
Проблема безнадзорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин безнадзорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях ребенок рано знакомиться с законами улиц приобщается к вредным привычкам, совершает противоправные действия. У такого ребенка меняется и психология, поэтому безнадзорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе.
Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных. К безнадзорным относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц.1
Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется родительской и общественной запущенностью. Преобладающий возраст безнадзорных детей - от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети попали на социальное дно и практически все они находятся в группе риска.
Изучая данную проблему можно выделить условные группы «детей риска» по степени безнадзорности:
1) «дети безнадзорные», практически всегда живущие дома, но имеющие высокую степень безнадзорности и склонные к уходу из дома;
2) "дети беглецы", которые уходят из дома периодически (от 2-х недель до одного месяца);
3) "дети улицы", уходящие из дома постоянно или не живущие дома;
4) "дети правонарушители", которые уже совершили те или иные противоправные поступки.
Выделены виды безнадзорности: (нужда, беззащитность, безотцовщина, сиротство, брошенность, беженство и голодная беспризорность),
Типы безнадзорности: (пассивно-безнадзорные и активно-безнадзорные)
Основные
формы безнадзорности: (попрошайничество,
бродяжничество, проституция, правонарушения).
2
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:
В
исследованиях, проведенных учеными
Общественного института
Зачастую сами несовершеннолетние основной причиной отречения от семьи называют семейное неблагополучие.
По результатам опроса среди подростков в Новгородской области на вопрос «В чем на ваш взгляд заключаются причины детской безнадзорности?» ответы распределились следующим образом:
Безразличие
и невнимание к ребенку семье
- основная причина ненормального детского
поведения, когда подростки предпочитают
жить вне дома, ночевать в грязных подвалах,
на чердаках, на вокзалах. Основная же
причина такого семейного неблагополучия
- это ухудшение общей социально - экономической
обстановки в стране. Волна сокращения
рабочих мест и, как результат, падение
уровня благосостояния, не могут не отразиться
на микроклимате семьи. Находясь у черты
бедности, многие родители вынуждены работать
на двух и трех работах, не видя практически
своих детей, не имея времени наладить
с ними общение. В отношениях с детьми
у родителей в таких семьях все большее
распространение получает грубость, повышенная
агрессивность, вплоть до различных форм
насилия.
Согласно официальной статистике Минтруда России, в нашей стране насчитывается более 715 тысяч безнадзорных детей. По другим оценкам, их от 3 до 5 млн. В милицейские подразделения ежегодно доставляются более 1 млн детей и подростков. Несовершеннолетние совершают около 155 тысяч преступлений в год, что составляет почти 8% от общего числа зарегистрированных преступлений. К сожалению, невозможно вести точный и полный учет масштабов и динамики процессов.
Причины детской безнадзорности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами, годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, где и воспитываются по ее законам.
В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».