Проблема детской безнадзорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования являются жители города Кинешма.

Предмет – факторы определяющие отношение жителей города Кинешма к проблеме детской безнадзорности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

      Специализированные  учреждениям для  несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации  это социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

      Социальный  приют – это учреждение временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, которое принимает детей по направлению Комитетов, а также могут приходить в приют самостоятельно либо по ходатайству соседей, учителей, воспитателей. В социальных приютах осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Режим дня в них щадящий, но соблюдается строго. Сотрудники приютов стремятся к тому, чтобы все дети обучались, гармонично развивались, посещали различные кружки и спортивные секции. Но главной своей задачей специалисты данного учреждения считают возвращение ребенка в семью; если это не удается, ребенка переводят в детский дом. Социальные приюты финансируются из государственного бюджета, но также оказывается и значительная спонсорская помощь.5

      Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Основными задачами центра являются: профилактическая работа по предупреждению беспризорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и ее устранение, работа с семьей ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передача в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка.

      Кинешемский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей осуществляет меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 4 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру центра входят: приемное отделение, стационарное отделение длительного пребывания на 15 мест, дневное отделение на 15 мест. Центр располагает столовой, библиотекой, игровой площадкой, творческой мастерской, театральной студией, комнатой психокоррекции.

      Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей) избирают формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. В течение трех дней после получения этих сведений производиться обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечивается защита его прав и интересов до решения вопроса об его устройстве. Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, с родителями проводится психолого-педагогическая работа, и в случае положительного результата дети возвращаются в семью. Если дети остались без попечения родителей, они подлежат передаче на воспитание в семью на основании опеки, попечительства или усыновления или в детские сиротские заведения.6

      Отдел опеки и попечительства функционирует  на базе ТУЗСН по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району.

      Комиссии  по делам несовершеннолетних и по защите их прав обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Она организуют контроль за условиями воспитания, обучения, содержания детей и подростков, а также за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и др. Комиссии по делам несовершеннолетних применяют различные меры воздействия на несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.7

Органы  по делам молодежи и учреждения органов  по делам молодежи в пределах своей компетенции участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Осуществляют организационно-методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций; активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; курируют молодежные биржи труда. В систему органов по делам молодежи входят социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социально-психологической и социально-медицинской помощи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства; молодежные клубы и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

      Проанализировав теоретические аспекты проблемы детской безнадзорности, хочется отметить, что данная проблема пока слабо осознается обществом как катастрофа, хотя в России из дома убегают около 50 тыс. детей и примерно 10 % из них погибают.8 Общество и семья должны решить главную задачу – воспитать из каждого ребенка достойного гражданина нашей страны. А все государственные, общественные и частные структуры обязаны осознать свою ответственность за детство и юность подрастающего поколения. К сожалению, в Российской Федерации пока не проведен глубокий и объективный анализ причин увеличения неблагополучных семей; не разработана перспективная стратегическая государственная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семьи и, как следствие, распространение безнадзорности детей и подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Отношение населения города Кинешма к проблеме детской безнадзорности: анализ эмпирических данных

       2.1. Социально - демографические характеристики респондентов

      В данном исследовании приняли участие 30 человек, в том числе:

    • мужчин – 16 человек (53%);
    • женщин – 14 человек (47%).
 

      По  возрастному составу опрошенные  разделились следующим образом:

    • до 20 лет- 33%;
    • от 21-30 лет- 13%;
    • от 31-40 лет- 27%;
    • от 41-50 лет- 13%;
    • от 51-60лет- 7%;
    • свыше 60 лет- 7%.
 

      Стоит отметить, что самой многочисленной категорией респондентов является категория  лиц в возрасте до 20 лет, самой малочисленной категорией респондентов является категория лиц свыше 60 лет.

      Также на основании данных анкетирования  можно составить половозрастную характеристику респондентов: 
 
 

Таблица 2.1

Половозрастное  распределение респондентов, в% (N=30)

Пол Возраст, лет
до 25 26 - 30 31 - 40 41- 50 51 - 60 свыше 60
мужчины 25 19 31 19 - 6
женщины 31 21 21 6 14 6
 

      Из  данной таблицы видно, что наибольшее количество мужчин находится в категориях до 20 лет и от 31-40 лет. Женщины преобладают в категории до 20 лет.

      В рамках исследования были собраны данные об образовании респондентов. В целом по выборке они распределились следующим образом:

    • респонденты с неполным средним образованием – 0%;
    • респонденты  со средним образованием – 20%;
    • респонденты со средним специальным образованием – 27%;
    • респонденты с неполным высшим образованием – 20%;
    • респонденты с высшим образованием – 27%;
    • респонденты, имеющие два и более высших образований – 7%.
 

      Большинство респондентов имеют высшее образование  либо неполное высшее, что говорит о приоритетности высококвалифицированных профессий в обществе. 
 
 
 

Таблица 2.2

Оценка  уровня образования  в зависимости от пола и возраста, в%(N=30)

Уровень образования Пол Возраст, лет
Муж Жен до 20 21 - 30 31 - 40 41- 50 51 - 60 свыше 60
среднее 25 14 38 - 13 - 50 50
среднее специальное 25 29 0 17 38 50 50 50
неполное высшее 13 29 63 - - 25 - -
высшее 25 29 - 67 38 25 - -
два и более высших 13 - - 17 13 - - -
 

      Из данных, представленных в таблице видно, что в целом женщины обладают более высоким уровнем образования, нежели мужчины, вероятно, потому что современные женщины стремятся к конкурентоспособности на рынке труда и самодостаточности в жизни. Из данной таблицы стоит отметить, что в возрасте до 20 лет высшее образование получило только 10% респондентов, в то время как в возрасте от 21-30 лет 75% получило высшее образование, а 25% 2 и более высших, что вполне закономерно.

      В возрасте от 50 лет высшее образование не получил никто, вероятно, потому что в люди, рожденные в Советском союзе не испытывали необходимость в получении высшего образования.

      По  социальному статусу опрошенные  разделились следующим образом:

    • безработный – 10%;
    • учащийся – 27%;
    • рабочий – 23%;
    • специалист – 17%;
    • служащий – 7%;
    • руководитель – 3%;
    • пенсионер – 13%.

      Наибольшее  количество среди респондентов оказались учащимися и рабочими, что обусловлено спецификой структуры занятости в городе Кинешма. Также стоит отметить наличие  большого количества пенсионеров (13%) среди всех категорий опрошенных.

      Следующим шагом стоит рассмотреть зависимость социального статуса и возраста.

Таблица 2.3.

Оценка  социального статуса  в зависимости от возраста респондентов, в%(N=30)

Возраст, лет Безработный Учащийся Рабочий Специалист Служащий Руководитель Пенсионер
до 20 - 80 - 20 - - -
21 - 30 25 - 25 50 - - -
31 - 40 25 - 38 13 25 - -
41- 50 - - 75 - - 25 -
51 - 60 - - - - - - 100
свыше 60 - - - - - - 100

Информация о работе Проблема детской безнадзорности