Проблема детской безнадзорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования являются жители города Кинешма.

Предмет – факторы определяющие отношение жителей города Кинешма к проблеме детской безнадзорности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

       В психологическом словаре понятие  «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

       В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 9 основных вариантов отклоняющегося поведения:

     1.  от учебной и трудовой деятельности.  

     2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

     3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

     4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

     5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

     6. Злоупотребление алкоголем.

     7. Употребление наркотических и токсических веществ.

     8. Уходы из дома, бродяжничество.

     9. Азартные игры.3 

       Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве»  безнадзорных и несовершеннолетних  зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения.

       Как заявил начальник УВД Александр  Забегалов, ситуация с детской и подростковой преступностью в нашей области сложилась просто катастрофическая. Преступления, совершенные подростками, составляют 15 % от общей массы преступлений в нашей Ивановской области, то есть каждое седьмое преступление совершается подростком, при этом каждое четвертое – в состоянии алкогольного опьянения. По показателю преступности несовершеннолетних Ивановская область занимает третье место в РФ, за 2007 год он вырос на 5,3 %. Самый высокий уровень преступности  зафиксирован в 2007 году в Вичуге, Кинешме, Фурманове и Лежневе. Если раньше возраст несовершеннолетних преступников составлял 16-17 лет, то в 2007 году их возраст снизился до 14-15 лет. С одной стороны, рост преступности среди несовершеннолетних обусловлен несоответствием наказания за совершенные ими преступления. А с другой, тем, что большинство из них живут в неблагополучных и неполных семьях, где из-за социальной неустроенности на них не обращают никакого внимания. И дети, предоставленные сами себе, часто вступают на опасный путь, причем процент рецидива преступлений в этом случае очень велик. К тому же почти 70 % правонарушений совершены в состоянии опьянения, а некоторые дети уже с шестилетнего возраста употребляют алкоголь.  Практически все несовершеннолетние преступники, проходящие по различным уголовным делам, возвращаются снова в более зрелом возрасте.

       Духовно-нравственный и социально-экономический ущерб, наносимый обществу злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность изучению распространенности наркотиков и других психотропных веществ среди безнадзорных детей. За последние три года число детей, состоящих на диспансерном учете по наркомании, возросло почти в три раза, по токсикомании - в 3,5 раза, а количество подростков, ежегодно признаваемых больными наркоманией, за десять лет возросло в 13 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые. 

       Озабоченность употреблением наркотиков среди  детей и молодежи актуализируется  угрозами и вызовам общественному  здоровью, антиобщественным поведением и преступностью. Дети, особенно из числа беспризорных, все более активно в раннем возрасте вступают в половую жизнь и вовлекаются в занятие проституцией. 
 
 

    1. Нормативная база

      Технологии социальной  работы с безнадзорными  детьми  

     В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка. В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства. В частности, Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 942 был утвержден Национальный план действий в интересах детей (действующий до 2000 г.), который положил начало формированию государственной политики в этой области.

       Упомянутый  ранее Федеральный закон «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

       Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает деятельность следующих учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав, органов управления социальной защитой населения; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел.

       Правительством  РФ принято постановление от 03.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе "Дети России"» на 2003–2006 гг., которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».

       Основной  задачей программы является формирование эффективной комплексной системы  государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

       Основные  мероприятия – создание и внедрение  электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

       Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» от 13.03.2002 г. № 154 утвердило План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

       В целях усиления мер по совершенствованию  оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям издан приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2002 г. № 47.

       Основными и самыми действенными технологиями, применяемыми в работе с безнадзорными  детьми, являются технологии социальной диагностики, социальной адаптации и реабилитации, технологии консультирования и посредничества, социального обеспечения, а также социально-педагогические технологии.

       Социальная  диагностика помогает получать достоверную  и исчерпывающую информацию о проблеме детской безнадзорности. Сущность социального диагноза заключается в установлении причинно-следственных связей, прогнозировании возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также детальном анализе с целью разработки программы социальной помощи. Среди методов диагностирования в работе с безнадзорными детьми специалисты используют: наблюдение, беседу, мониторинг, различные методы тестирования и анкетирования.

       Технология  социальной адаптации используется специалистами в домах – приютах, для детей попавших трудную жизненную ситуацию, детских домах. Под социальной адаптацией безнадзорного ребенка понимается активное приспособление его к новым условиям жизнедеятельности. В отношении безнадзорных детей зачастую используется педагогическая и психологическая адаптации.

       Реабилитация  осуществляется в отношении безнадзорных детей с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Основными направлениями являются: организация досуга, развитие творческих способностей, организация медицинского обслуживания, содействие в оздоровлении и отдыхе, обеспечение всестороннего развития ребенка. Также осуществляется работа с семьей ребенка с целью дальнейшего возвращения ребенка в семью.

       Технология  социального обеспечения, используемая в отношении безнадзорных детей и их родителей, это одна из важных составных частей социальной политики государства. Важнейшей ее составляющей являются методы поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поддержка осуществляется за счет выплаты пособий, льгот и назначения субсидий. Социальное обеспечение также включает социальное обслуживание в специальных учреждениях. (стационарных, нестационарных, нестационарных)

       Применение  социально-педагогических технологий в работе с безнадзорными детьми очень важно. Деятельность педагога направлена, прежде всего, на детей и среду в которой они живут и развиваются. Специалист должен заниматься воспитанием и развитием ребенка. Он же создает условия, которые должны препятствовать возникновению асоциального поведения детей. Основными методами, реализуемыми в отношении безнадзорных детей, являются: воспитание, убеждение, побуждение, поощрение, отрицание. Также широко практикуются такие методы, как беседы, разъяснения, лекции, дискуссии.

       Своевременное применение технологий на практике является важнейшим требованием к специалисту по социальной работе.

    1. Основные виды органов и учреждений социальной защиты безнадзорных детей, профилактики безнадзорности

      Социальные  и экономические проблемы российского  общества существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом чего является нарушение нормального процесса социализации ребенка, рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

      Учет  безнадзорных несовершеннолетних предельно  затруднен, т. к. многие из них не имеют постоянного места жительства, постоянного институционализированного занятия и т.д. Их цифра постоянно колеблется и складывается, преимущественно, на основе данных, получаемых от социальных служб и органов правопорядка.

      Основными органами, осуществляющими работу с  безнадзорными детьми, являются:

    1. Органы управления социальной защитой населения;
    2. Учреждения социального обслуживания;
    3. Специализированные учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
    4. Органы опеки и попечительства;
    5. Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав

      Органы  управления социальной защитой населения осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми, их родителями или законными их представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющим на них. Данные учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним; внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми, современные методики и технологии социальной реабилитации.4

       ТУЗСН по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району ведется активная работа в области социальной защиты семьи и детей. Специалисты участвуют в разработке предложений по формированию и реализации государственной политики в области социальной поддержки и укрепления семьи, улучшения качества жизни.

      Учреждения  социального обслуживания предоставляют бесплатные социально-медицинские услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе.

      В городе Кинешма действует комплексный центр социального обслуживания населения, который осуществляет все вышеперечисленные функции.

Информация о работе Проблема детской безнадзорности