Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа
Объектом данного исследования являются жители города Кинешма.
Предмет – факторы определяющие отношение жителей города Кинешма к проблеме детской безнадзорности.
В
психологическом словаре
В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 9 основных вариантов отклоняющегося поведения:
1. от учебной и трудовой деятельности.
2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.
6. Злоупотребление алкоголем.
7. Употребление наркотических и токсических веществ.
8. Уходы из дома, бродяжничество.
9. Азартные
игры.3
Ведущая
роль в становлении и «
Как заявил начальник УВД Александр Забегалов, ситуация с детской и подростковой преступностью в нашей области сложилась просто катастрофическая. Преступления, совершенные подростками, составляют 15 % от общей массы преступлений в нашей Ивановской области, то есть каждое седьмое преступление совершается подростком, при этом каждое четвертое – в состоянии алкогольного опьянения. По показателю преступности несовершеннолетних Ивановская область занимает третье место в РФ, за 2007 год он вырос на 5,3 %. Самый высокий уровень преступности зафиксирован в 2007 году в Вичуге, Кинешме, Фурманове и Лежневе. Если раньше возраст несовершеннолетних преступников составлял 16-17 лет, то в 2007 году их возраст снизился до 14-15 лет. С одной стороны, рост преступности среди несовершеннолетних обусловлен несоответствием наказания за совершенные ими преступления. А с другой, тем, что большинство из них живут в неблагополучных и неполных семьях, где из-за социальной неустроенности на них не обращают никакого внимания. И дети, предоставленные сами себе, часто вступают на опасный путь, причем процент рецидива преступлений в этом случае очень велик. К тому же почти 70 % правонарушений совершены в состоянии опьянения, а некоторые дети уже с шестилетнего возраста употребляют алкоголь. Практически все несовершеннолетние преступники, проходящие по различным уголовным делам, возвращаются снова в более зрелом возрасте.
Духовно-нравственный
и социально-экономический
Озабоченность
употреблением наркотиков среди
детей и молодежи актуализируется
угрозами и вызовам общественному
здоровью, антиобщественным поведением
и преступностью. Дети, особенно из числа
беспризорных, все более активно в раннем
возрасте вступают в половую жизнь и вовлекаются
в занятие проституцией.
Технологии социальной
работы с безнадзорными
детьми
В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка. В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства. В частности, Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 942 был утвержден Национальный план действий в интересах детей (действующий до 2000 г.), который положил начало формированию государственной политики в этой области.
Упомянутый ранее Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает деятельность следующих учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав, органов управления социальной защитой населения; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел.
Правительством РФ принято постановление от 03.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе "Дети России"» на 2003–2006 гг., которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».
Основной
задачей программы является формирование
эффективной комплексной
Основные мероприятия – создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» от 13.03.2002 г. № 154 утвердило План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям издан приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2002 г. № 47.
Основными и самыми действенными технологиями, применяемыми в работе с безнадзорными детьми, являются технологии социальной диагностики, социальной адаптации и реабилитации, технологии консультирования и посредничества, социального обеспечения, а также социально-педагогические технологии.
Социальная диагностика помогает получать достоверную и исчерпывающую информацию о проблеме детской безнадзорности. Сущность социального диагноза заключается в установлении причинно-следственных связей, прогнозировании возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также детальном анализе с целью разработки программы социальной помощи. Среди методов диагностирования в работе с безнадзорными детьми специалисты используют: наблюдение, беседу, мониторинг, различные методы тестирования и анкетирования.
Технология социальной адаптации используется специалистами в домах – приютах, для детей попавших трудную жизненную ситуацию, детских домах. Под социальной адаптацией безнадзорного ребенка понимается активное приспособление его к новым условиям жизнедеятельности. В отношении безнадзорных детей зачастую используется педагогическая и психологическая адаптации.
Реабилитация осуществляется в отношении безнадзорных детей с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Основными направлениями являются: организация досуга, развитие творческих способностей, организация медицинского обслуживания, содействие в оздоровлении и отдыхе, обеспечение всестороннего развития ребенка. Также осуществляется работа с семьей ребенка с целью дальнейшего возвращения ребенка в семью.
Технология социального обеспечения, используемая в отношении безнадзорных детей и их родителей, это одна из важных составных частей социальной политики государства. Важнейшей ее составляющей являются методы поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поддержка осуществляется за счет выплаты пособий, льгот и назначения субсидий. Социальное обеспечение также включает социальное обслуживание в специальных учреждениях. (стационарных, нестационарных, нестационарных)
Применение социально-педагогических технологий в работе с безнадзорными детьми очень важно. Деятельность педагога направлена, прежде всего, на детей и среду в которой они живут и развиваются. Специалист должен заниматься воспитанием и развитием ребенка. Он же создает условия, которые должны препятствовать возникновению асоциального поведения детей. Основными методами, реализуемыми в отношении безнадзорных детей, являются: воспитание, убеждение, побуждение, поощрение, отрицание. Также широко практикуются такие методы, как беседы, разъяснения, лекции, дискуссии.
Своевременное применение технологий на практике является важнейшим требованием к специалисту по социальной работе.
Социальные и экономические проблемы российского общества существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом чего является нарушение нормального процесса социализации ребенка, рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Учет безнадзорных несовершеннолетних предельно затруднен, т. к. многие из них не имеют постоянного места жительства, постоянного институционализированного занятия и т.д. Их цифра постоянно колеблется и складывается, преимущественно, на основе данных, получаемых от социальных служб и органов правопорядка.
Основными органами, осуществляющими работу с безнадзорными детьми, являются:
Органы управления социальной защитой населения осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми, их родителями или законными их представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющим на них. Данные учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним; внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми, современные методики и технологии социальной реабилитации.4
ТУЗСН по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району ведется активная работа в области социальной защиты семьи и детей. Специалисты участвуют в разработке предложений по формированию и реализации государственной политики в области социальной поддержки и укрепления семьи, улучшения качества жизни.
Учреждения социального обслуживания предоставляют бесплатные социально-медицинские услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе.
В городе Кинешма действует комплексный центр социального обслуживания населения, который осуществляет все вышеперечисленные функции.