Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа
Объектом данного исследования являются жители города Кинешма.
Предмет – факторы определяющие отношение жителей города Кинешма к проблеме детской безнадзорности.
Исследуя
характеристик девиантного
2.4. Оценка причин, оказывающих влияние на динамику и уровень детской безнадзорности с точки зрения общественности.
Масштабный рост безнадзорности и беспризорности неразрывно связан с социально-экономическим кризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная жизнь наглядно свидетельствуют, что детская безнадзорность имеет социальные причины, которые формируются в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, а также воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.
Изучая данную проблему, далее нам следует проанализировать мнения респондентов об основных причинах детской безнадзорности. В целом по выборке ответы респондентов распределились следующим образом:
Анализируя данные линейного распределения, стоит отметить, что основной причиной детской безнадзорности, по мнению респондентов, является отсутствие воспитания, контроля со стороны родителей (30%). Чуть меньше 1/3 опрошенных указали пьянство и асоциальный образ жизни родителей (27%). Из вышесказанного хочется отметить тот факт, что больше половины респондентов указывают на вину родителей в том, что их ребенок является безнадзорным, и лишь 6% отдано варианту «Недостаточная помощь со стороны государства семьям, имеющим детей».
Для
получения объективных
Таблица 2.15.
Оценка причин детской безнадзорности в зависимости от пола и социального статуса респондентов, в % (N=30)
Причины возникновения детской безнадзорности | Пол | Социальный статус | |||||||
Муж. | Жен. | Безработный | Учащийся | Рабочий | Специалист | Служащий | Руководитель | Пенсионер | |
отсутствие воспитания, контроля со стороны родителей | 25 | 36 | 33 | 50 | - | 20 | - | 100 | 50 |
недостаточное количество учреждений дополнительного образования | 13 | 7 | 33 | 25 | - | - | - | - | - |
низкий материальный уровень жизни в семье | 31 | 7 | - | - | 43 | 20 | 50 | - | 25 |
пьянство, асоциальный образ жизни родителей | 19 | 36 | 33 | 25 | 29 | 60 | - | - | - |
пропаганда в СМИ насилия, разврата и аморального поведения | 13 | - | - | - | 14 | - | 50 | - | - |
недостаточная помощь со стороны государства семьям, имеющим детей | - | 14 | - | - | 14 | - | - | - | 25 |
Из данных представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что женщины главными причинами выделяют отсутствие воспитания, контроля со стороны родителей и пьянство, асоциальный образ жизни родителей по 36%, это можно объяснить тем, что женщина выполняет воспитательную функцию в семье и считает важным царящий социально-психологический климат в семье. Мужчины же отдают предпочтение низкому материальному уровню жизни в семье (31%), вероятно потому что мужчина издревле является добытчиком и кормильцем в семье, именно эта функция закреплена за ним. Ими же отмечается недостаточное количество учреждений дополнительного образования и наличие в СМИ пропаганды насилия, разврата и аморального поведения, это, вероятно, объяснимо тем, что мужчины в силу своей занятости и отстраненности от процессов воспитания детей перекладывают свою ответственность на других лиц.
Также хочется отметить, что все респонденты являющиеся безработными распределили свои мнения в равной мере (33%) между следующими причинами: отсутствие воспитания, контроля со стороны родителей; недостаточное количество учреждений дополнительного образования; пьянство, асоциальный образ жизни родителей. Учащиеся в 50% ответов указывают отсутствие воспитания, контроля со стороны родителей, вероятно из-за того, что не имеют опыта семейной жизни.
Большинство рабочих отдают предпочтение причине низкого материального уровня жизни в семье, так как четче осознают и понимают тот факт, что деньги в современной жизни играют важную роль воспитании подрастающего поколения и достойного содержания семьи. Все руководители основной причиной выделяют - отсутствие воспитания, контроля со стороны родителей. Вероятно, имея неплохой достаток, респонденты, занимающие руководящие должности, осознают присутствие и других проблем в воспитании детей, несвязанных с материальным компонентом. Причину «Бездействие школы» не указал ни один респондент.
Изучая данную проблему, следует рассмотреть позицию респондентов в отношении основной причины препятствующей уничтожению статуса безнадзорности ребенка в его родной семье. Ответы на вопрос: «На Ваш взгляд, что именно является главным препятствием на пути улучшения взаимоотношений между родителями и детьми?»- имеют следующий вид:
На отсутствие желания у родителей указало больше половины респондентов, вероятно, данный вариант был выбран большинством из-за собственного жизненного опыта.
Для
наглядности следует также
Таблица 2.16.
Оценка причин, препятствующих улучшению взаимоотношений между родителями и детьми, в зависимости от пола и возраста респондентов, в % (N=30)
Главные препятствия на пути улучшения взаимоотношений между родителями и детьми | Пол | Возраст респондентов, лет | ||||||
Муж. | Жен. | до 20 | 21 - 30 | 31 - 40 | 41- 50 | 51 - 60 | свыше 60 | |
отсутствие желания родителей | 69 | 57 | 50 | 67 | 63 | 100 | 50 | 50 |
отсутствие возможности | 19 | 36 | 38 | - | 38 | - | 50 | 50 |
затруднились ответить | 13 | - | 13 | 17 | - | - | - | - |
отсутствие желания и возможности у родителей | - | 7 | - | 17 | - | - | - | - |
Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что большинство респондентов, и мужчины, и женщины отметили главной причиной, препятствующей улучшению взаимоотношений между родителями и детьми, - отсутствие желания. То есть респонденты, всю вину, за ненадлежащие воспитание детей, перекладывают на самих родителей. Лишь 7% женщин, указали свой вариант, в котором обозначили присутствие обеих причин.
Итак, относительно возраста до 20 лет, от 21-30 и от 30-40 большинство респондентов указали отсутствие желания у родителей главной причиной, а свыше 50 лет мнения респондентов разделились поровну относительно варианта «отсутствие возможности» и «отсутствие желания».
Следующим шагом ответы на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, основные пути решения проблем безнадзорных детей?» - распределились следующим образом:
Большинство респондентов отдают предпочтение усилению административной ответственности (70%). Каждый второй респондент указывал на организацию детского доступного досуга- 50%. Треть голосов была отдана за создание специального государственного органа, координирующего решение проблем детской безнадзорности и укрепление семейных ценностей.
Исследуя причины, оказывающие влияние на динамику и уровень детской безнадзорности, следует сделать следующие выводы: