Проблемы безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка.
Задачи:
1. Выявить причины и особенности формирования личности безнадзорного и беспризорного подростка.
2. Рассмотреть методику работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка 4
2.Методика работы с безнадзорными и беспризорными детьми 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Литвинова.Реф.Безнадзорность и беспризорность несовершеннолет.61%.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных  условиях в связи с ухудшением социально-экономической и политической обстановки в России значительно возросло число детей, которые до последнего времени пребывают, как бы в статусе «ничейных». Часто они «живут» под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Родительская семья не только не выполняет по отношению к ним своих функций, но и становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу для его психофизического здоровья, интеллектуального и нравственного развития.

Актуальность  нашей работы заключается в том, что наше государство уже знает примеры массовой беспризорности детей в переломные моменты своего развития и имеет положительный опыт борьбы с указанным явлением, поэтому работа в данном направлении возрождается и в наше время. Необходимо отметить, что исторически менялись не только количество безнадзорных и беспризорных детей, причины и следствия этих явлений, меры и субъекты борьбы с ними, но и сам смысл терминов не оставался прежним. Лишь в 1964 г. «Педагогическая энциклопедия» разграничивает понятия беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российском государстве.

Цель работы: рассмотреть понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка.

Задачи:

  1. Выявить причины и особенности формирования личности безнадзорного и беспризорного подростка.
  2. Рассмотреть методику работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

 

1.Понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка

 

В настоящее  время в Федеральном законе РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается современное определение понятий «беспризорность», «безнадзорность»:

  1. Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, или законных представителей, или должностных лиц;
  2. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Данные определения  понятий отражают процесс и результат  маргинализации личности. Вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей формируется  безнадзорник, который затем становится беспризорником. В основу данных определений  положены:

  1. ограниченная социализация в основных социальных институтах,
  2. ослабление социального контроля за исполнением норм поведения и практически полное вытеснение целенаправленного процесса воспитания подрастающей личности,
  3. наличие грубых семейных дисфункций (безработица, алкоголизм, насилие, болезнь и т.д.) является ведущим фактором возникновения безнадзорности.1

Современными  исследователями безнадзорность определяется как «вариант девиантного поведения  подростков и результат социально-психологической  дезадаптации личности. Это поведение, которое препятствует включению в общество, усвоению общественных норм, правил поведения».2

По определению  О.А. Селивановой, «безнадзорность можно  рассматривать как модель поведения, избранную подростком в результате осознанного отказа от не устраивающей его ситуации в семье или в социальном учреждении».3

Таким образом, отличительной чертой нашего времени  является отсутствие четких границ между  дефинициями - «беспризорность» и «безнадзорность». Но как видно из приведенных определений, между понятиями «безнадзорность» и «беспризорность» существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Беспризорность, «будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, т.е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц».4

К отличительным  признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, относится:

  1. полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
  2. проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
  3. добывание средств к существованию способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и др.);
  4. подчинение «неписаным законам», продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

При этом, определить сроки трансформации безнадзорности в беспризорность практически невозможно, но несомненно, что безнадзорность является этапом социализации, благоприятной для возникновения беспризорности.

Выбор «бездомной» жизни  обусловлен рядом причин:

  1. Дисфункциональная причина - когда неблагополучная семья ограничивает и деформирует процесс социализации, создавая конфликтные, криминогенные ситуации. Ребенок не в состоянии изменить сложившихся условий в семье, характер взаимодействия между родителями, систему отношений к себе - он в состоянии изменить только себя, свое поведение. В большинстве случаев он склоняется к самовольному уходу из дома, что становится способом решения конкретной проблемы, которая в последующем закрепляется в стратегию и приобретает активный характер.
  2. Выбор бездомной жизни обусловлен еще и представлениями подростков о жизни. Их поведение выражено в потребности пережить новый эмоционально насыщенный опыт, качественно отличный от ранее переживаемого в основных институтах социализации. Улица воспринимается ими как пространство свободы, которое открывает путь в неопределенную независимость. Улица притягивает тем, что позволяет избегать педагогически контролирующих инстанций и санкций.
  3. К бродяжничеству склоняются дети и подростки, которые испытывают значительные социально-психологические нагрузки. К их числу необходимо отнести социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве, опосредованно действующую на детей через конкретную семью: это закрытие предприятий, массовая безработица, миграция, реформирование социальной сферы, внутрисемейные конфликты и многое другое. Ценности и нормы в этих семьях перестают быть устойчивыми и в результате не являются более ясными указаниями должного поведения или теряют свою значимость для подростка.
  4. Многие учителя, психологи, социальные педагоги главной причиной беспризорности считают неуспехи ребенка в настоящем или будущем. В качестве важнейших причин выделяют их неуспешность в учебе, провоцирующие уходы с уроков, длительные пропуски занятий в школе.
  5. Другой причиной, приводящей детей к беспризорности, специалисты считают нахождение ребенка в атмосфере враждебности и развитие его в условиях, противоречащих требованиям общества, когда ребенок считает, что его не ценят, что он ничего не значит, что его не замечают. Систематическое унижение личностного достоинства тяжело переживается ребенком, изменяя его поведение и личность в целом.

Некоторые исследователи (Б.Н. Алмазов и В.А. Фокин) отмечают возрастные особенности проявления бродяжничества. Если в возрасте от 7-9 лет самовольные уходы из семьи начинают встречаться (но редко), то у детей в возрасте 10-13 лет частота и длительность побегов увеличивается. Дискомфорт, испытываемый в семье детьми, становится особенно ощутимым. Стыд за недостойное поведение родителей является источником сильнейших переживаний, детей тяготит принадлежность к социально неблагополучной семье. Самовольный уход из дома - это не протест, а заявка о самостоятельности и ответственности за свои поступки. Уход из внешне благополучной семьи чаще всего связан с неправильной родительской позицией относительно трудностей средовой адаптации, которые ребенок испытывает в школе. Отставание в учебе, скептическое оценивание успехов со стороны учителей и одноклассников приводит к изоляции ребенка. Демонстративное бесшабашное поведение и самовольные уходы с уроков в этот период являются компенсацией внутреннего напряжения. Усиление дисциплинарных санкций со стороны учителя и родителей приводит к полному отчуждению и непринятию нормативного поведения. У безнадзорников возникает внутренний протест, выраженный в идентификации со «значимыми взрослыми» в семье, в школе, с ними он переживает потерю чувства безопасности. В этот период редкими являются побеги без причин.

В целом, термин «безнадзорность» широко используется для объяснения самых разных нарушений в развитии и поведении ребенка, специфика которых объясняется конкретными условиями его жизни. Исходя из этого положения «безнадзорность» - понятие ситуативное. Ребенок считается безнадзорным, находясь в определенной, неблагоприятной для себя ситуации, объективно переживаемой как несоответствие между реальным положением и желаемым состоянием.

Как отмечает И.А. Фурманов, для беспризорных детей независимо от их возраста, характерна общая черта - нарушенная социализация, имеющая  широкий спектр проявлений - от незнания, несоблюдения правил личной гигиены  и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до ряда проявлений девиантного поведения - воровства, гиперсексуальности, нарушенной половой ориентации. Одна из причин этого явления - отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.

У безнадзорных детей, вследствие семейного неблагополучия, наблюдаются  нарушения в психическом и физическом развитии, отсутствует правильная нравственная оценка окружающей действительности, не воспитаны необходимые гигиенические и трудовые навыки. Они, как правило, уклоняются от выполнения любого дела, требующего даже минимальной затраты сил, склонны к бродяжничеству, имеют немало вредных привычек, от которых отказываются с трудом. Интересы их неустойчивы, они не умеют доводить начатое дело до конца.

Нарушения в  коммуникативной сфере формируются  вследствие узости, ограниченности контактов  со взрослыми, с одной стороны, и высокой интенсивностью контактов со сверстниками - с другой. Такая безусловность в общении вроде бы должна способствовать эмоциональной стабильности и защищенности ребенка, но в развитии безнадзорных детей наблюдаются следующие издержки преимущественного общения со сверстниками: нарушается умение выстраивать равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить себя, свои действия и поступки, свои личностные качества, необходимые для общения, которое можно охарактеризовать дружеским. Не способствует успешной социализации и неблагополучие межличностных отношений ребенка вне семьи, которое проявляется в негативном, враждебном отношении взрослых (особенно и чаще всего педагогов), пренебрежительном отношении благополучных сверстников, постоянно переживаемых обидах, психологических травмах, наносимых социальным окружением.

В целом таковы основные психологические особенности  личности и социальной направленности безнадзорных и беспризорных детей, описываемые в научной и методической литературе.

 

2.Методика работы  с безнадзорными и беспризорными детьми

 

Безнадзорность  и беспризорность детей – одна из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Особенно остро проблема детской беспризорности стоит в крупных городах страны, которые становятся центрами обитания беспризорных детей, прибывших из разных регионов. Условно беспризорных детей в мегаполисах можно подразделить на несколько групп.

Движение мигрантов  происходит, как правило, семейным порядком, вместе с детьми. Многочисленные житейские  ситуации, происходящие в пути следования, нередко разлучают детей и родителей. Так образуется первая группа несовершеннолетних беспризорных.

Вторая, самая  многочисленная группа несовершеннолетних — это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и по многим иным причинам.

Третья группа бездомных детей формируется  из несовершеннолетних, оставшихся без  родительского либо иного попечения  в силу различных трагических обстоятельств, катастроф.

Четвертая группа несовершеннолетних беспризорников оказывается  в мегаполисе, пытаясь скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Пятая  группа состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения — спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты. Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп.

Информация о работе Проблемы безнадзорности и беспризорности