Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:21, реферат
Цель работы: рассмотреть понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка.
Задачи:
1. Выявить причины и особенности формирования личности безнадзорного и беспризорного подростка.
2. Рассмотреть методику работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка 4
2.Методика работы с безнадзорными и беспризорными детьми 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
В современных условиях в связи с ухудшением социально-экономической и политической обстановки в России значительно возросло число детей, которые до последнего времени пребывают, как бы в статусе «ничейных». Часто они «живут» под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Родительская семья не только не выполняет по отношению к ним своих функций, но и становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу для его психофизического здоровья, интеллектуального и нравственного развития.
Актуальность нашей работы заключается в том, что наше государство уже знает примеры массовой беспризорности детей в переломные моменты своего развития и имеет положительный опыт борьбы с указанным явлением, поэтому работа в данном направлении возрождается и в наше время. Необходимо отметить, что исторически менялись не только количество безнадзорных и беспризорных детей, причины и следствия этих явлений, меры и субъекты борьбы с ними, но и сам смысл терминов не оставался прежним. Лишь в 1964 г. «Педагогическая энциклопедия» разграничивает понятия беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российском государстве.
Цель работы: рассмотреть понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка.
Задачи:
В настоящее время в Федеральном законе РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается современное определение понятий «беспризорность», «безнадзорность»:
Данные определения понятий отражают процесс и результат маргинализации личности. Вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей формируется безнадзорник, который затем становится беспризорником. В основу данных определений положены:
Современными
исследователями безнадзорность определяется
как «вариант девиантного поведения
подростков и результат социально-
По определению О.А. Селивановой, «безнадзорность можно рассматривать как модель поведения, избранную подростком в результате осознанного отказа от не устраивающей его ситуации в семье или в социальном учреждении».3
Таким образом, отличительной чертой нашего времени является отсутствие четких границ между дефинициями - «беспризорность» и «безнадзорность». Но как видно из приведенных определений, между понятиями «безнадзорность» и «беспризорность» существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Беспризорность, «будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, т.е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц».4
К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, относится:
При этом, определить сроки трансформации безнадзорности в беспризорность практически невозможно, но несомненно, что безнадзорность является этапом социализации, благоприятной для возникновения беспризорности.
Выбор «бездомной» жизни обусловлен рядом причин:
Некоторые исследователи (Б.Н. Алмазов и В.А. Фокин) отмечают возрастные особенности проявления бродяжничества. Если в возрасте от 7-9 лет самовольные уходы из семьи начинают встречаться (но редко), то у детей в возрасте 10-13 лет частота и длительность побегов увеличивается. Дискомфорт, испытываемый в семье детьми, становится особенно ощутимым. Стыд за недостойное поведение родителей является источником сильнейших переживаний, детей тяготит принадлежность к социально неблагополучной семье. Самовольный уход из дома - это не протест, а заявка о самостоятельности и ответственности за свои поступки. Уход из внешне благополучной семьи чаще всего связан с неправильной родительской позицией относительно трудностей средовой адаптации, которые ребенок испытывает в школе. Отставание в учебе, скептическое оценивание успехов со стороны учителей и одноклассников приводит к изоляции ребенка. Демонстративное бесшабашное поведение и самовольные уходы с уроков в этот период являются компенсацией внутреннего напряжения. Усиление дисциплинарных санкций со стороны учителя и родителей приводит к полному отчуждению и непринятию нормативного поведения. У безнадзорников возникает внутренний протест, выраженный в идентификации со «значимыми взрослыми» в семье, в школе, с ними он переживает потерю чувства безопасности. В этот период редкими являются побеги без причин.
В целом, термин «безнадзорность» широко используется для объяснения самых разных нарушений в развитии и поведении ребенка, специфика которых объясняется конкретными условиями его жизни. Исходя из этого положения «безнадзорность» - понятие ситуативное. Ребенок считается безнадзорным, находясь в определенной, неблагоприятной для себя ситуации, объективно переживаемой как несоответствие между реальным положением и желаемым состоянием.
Как отмечает И.А. Фурманов, для беспризорных детей независимо от их возраста, характерна общая черта - нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений - от незнания, несоблюдения правил личной гигиены и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до ряда проявлений девиантного поведения - воровства, гиперсексуальности, нарушенной половой ориентации. Одна из причин этого явления - отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.
У безнадзорных детей, вследствие семейного неблагополучия, наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии, отсутствует правильная нравственная оценка окружающей действительности, не воспитаны необходимые гигиенические и трудовые навыки. Они, как правило, уклоняются от выполнения любого дела, требующего даже минимальной затраты сил, склонны к бродяжничеству, имеют немало вредных привычек, от которых отказываются с трудом. Интересы их неустойчивы, они не умеют доводить начатое дело до конца.
Нарушения в
коммуникативной сфере
В целом таковы
основные психологические особенности
личности и социальной направленности
безнадзорных и беспризорных детей,
описываемые в научной и
Безнадзорность и беспризорность детей – одна из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Особенно остро проблема детской беспризорности стоит в крупных городах страны, которые становятся центрами обитания беспризорных детей, прибывших из разных регионов. Условно беспризорных детей в мегаполисах можно подразделить на несколько групп.
Движение мигрантов происходит, как правило, семейным порядком, вместе с детьми. Многочисленные житейские ситуации, происходящие в пути следования, нередко разлучают детей и родителей. Так образуется первая группа несовершеннолетних беспризорных.
Вторая, самая многочисленная группа несовершеннолетних — это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и по многим иным причинам.
Третья группа бездомных детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родительского либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств, катастроф.
Четвертая группа несовершеннолетних беспризорников оказывается в мегаполисе, пытаясь скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Пятая группа состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения — спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты. Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп.
Информация о работе Проблемы безнадзорности и беспризорности