Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:21, реферат
Цель работы: рассмотреть понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка.
Задачи:
1. Выявить причины и особенности формирования личности безнадзорного и беспризорного подростка.
2. Рассмотреть методику работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка 4
2.Методика работы с безнадзорными и беспризорными детьми 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
В некоторых больших городах существует практика разработки специалистами Центра социальной помощи семье и детям программы или методик, целью которых являются оказание детям улицы психолого-педагогической помощи, социальной защиты и поддержки, а также создание условий для обеспечения максимально полной и своевременной адаптации к жизни в семье и в обществе. В основе данной программы лежит открытие социальной столовой для беспризорных и безнадзорных детей этих городов.
В благотворительной специфическо
Итак, кроме предоставления еды, данная столовая осуществляет деятельность по таким трем направлениям, как: реабилитационное, профилактическое, информационно-методическое.
Реабилитационное направление осуществляется психологическим, педагогическим и медицинским обследованием детей с целью более эффективного решения их проблем:
Профилактическое направление работы с безнадзорными детьми имеет несколько уровней:
Информационно-методическое направление осуществляет повышение квалификации специалистов для работы с данной категорией детей, взаимодействие с научными, медицинскими, образовательными и правоохранительными органами в городе, организует круглые столы ежемесячно по обмену опытом с привлечением заинтересованных лиц, телевидением, средствами массовой информации, выявление и анализ типичных причин бродяжничества, безнадзорности, дезадаптации несовершеннолетних детей.
В рамках информационно-методического
направления создается
Непосредственная работа с детьми, которые посещают столовую, осуществляется в три этапа: подготовительный, индивидуальная (или групповая работа) и заключительный.
На подготовительном этапе данной методики определяются причины различных нарушений через следующие методы: беседа, наблюдение, анкетирование, социологический опрос, диагностика узких специалистов (психолог, нейропсихолог, логопед-дефектолог, психотерапевт, социальный педагог, невропатолог, нарколог). Цель данного этапа – выявить индивидуальные особенности детей, длительность - 1,5 месяца.
Непосредственная индивидуальная и групповая работа включает:
Например, в рамках такой работы, педагог-психолог может проводить с безнадзорными детьми тренинговые занятия по таким темам, как: «Мой мир», «Моя семья», «Что такое демократия», «Что такое закон», «Права ребенка», «Права человека в демократическом обществе», «Жизнь в демократическом обществе», «Любовь», «Дружба», «Конфликт с родителями», «Жизнь без наркотиков», «Выбор профессии и поиск работы», «Жизнь и смерть». «Преступление и наказание» и так далее.6
После таких занятий у детей нормализуется эмоциональное состояние: уменьшается уровень тревожности, агрессивности, дезадаптации; появляется внутренняя мотивация на социально-одобряемые формы поведения; повышается уровень информированности по правам человека, по социальным, психологическим, экономическим, бытовым вопросам, уменьшаются эпизоды ухода из дома, бродяжничества. А также в положительную сторону изменяется культура общения в среде детей и семье.
Заключительный этап данной работы предполагает отслеживание результатов через диагностику, беседы, наблюдения, выпуск методического пособия по результатам работы, подведение итогов.
Итак, педагогическая, социально-профилактическая, реабилитационная деятельность, проводимая специалистами социальной столовой с детьми-беспризорниками и детьми-безнадзорниками, базируется на доверительном отношении к ним с применением следующих принципов педагогического воздействия:
Таким образом, подобные методики работают в некоторых российских городах, оказывая детям улицы психолого-педагогическую, социальную помощь и поддержку, а также создают условия для обеспечения максимально полной и своевременной адаптации.
Итак, безнадзорность и беспризорность детей продолжают оставаться одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Основная причина, толкающая детей на улицу – неблагополучная обстановка в семье: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, и другие.
Основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях бездомной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста; выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм, а чувственные элементы половой жизни пробуждаются ранее обычных физиологических возрастных норм. У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия часто бывают неадекватны, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности. Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны.
Таким образом, мы выяснили, что беспризорными и безнадзорными считаются не только те дети, которые потеряли своих родителей (опекунов) и домашний очаг, но и дети, которых родители (опекуны) лишают пищи, грубо обращаются с ними, совращают их на преступления, а также разлагающе влияют собственным негативным примером.
1 Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 463с.
2 Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социс. 2003. № 9. - С. 61.
3 Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум // Педагогика. 2004. № 1. - С. 56.
4 Нечаева A.M. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право. №6. 2001. - С.57-65.
5 Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. - 86с.
6 Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. - 86с.
Информация о работе Проблемы безнадзорности и беспризорности