Проблемы безнадзорности и беспризорности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка.
Задачи:
1. Выявить причины и особенности формирования личности безнадзорного и беспризорного подростка.
2. Рассмотреть методику работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка 4
2.Методика работы с безнадзорными и беспризорными детьми 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Литвинова.Реф.Безнадзорность и беспризорность несовершеннолет.61%.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

В некоторых  больших городах существует практика разработки специалистами Центра социальной помощи семье и детям программы или методик, целью которых являются оказание детям улицы психолого-педагогической помощи, социальной защиты и поддержки, а также создание условий для обеспечения максимально полной и своевременной адаптации к жизни в семье и в обществе. В основе данной программы лежит открытие социальной столовой для беспризорных и безнадзорных детей этих городов.

В благотворительной специфической столовой дети могут получать не только горячие завтраки, обеды и ужины, - работа столовой основана на добром и доверительном отношение к детям на принципах гуманизма, равноправия и личной ответственности. Таким образом, специалисты такой столовой могут максимально расположить к себе детей, собрать информацию о них и их родителях, на основе чего в дальнейшем организовывать социальную работу с детьми.5

Итак, кроме  предоставления еды, данная столовая осуществляет деятельность по таким трем направлениям, как: реабилитационное, профилактическое, информационно-методическое.

Реабилитационное  направление осуществляется психологическим, педагогическим и медицинским обследованием детей с целью более эффективного решения их проблем:

  1. создание банка данных по посещению детьми узких специалистов, в том числе правовая и социальная поддержка;
  2. проведение реабилитационных мероприятий, разработка адресной помощи на основе данных обследования;
  3. вовлечение в реабилитационные мероприятия родителей, при необходимости других членов семьи, школы, медицинских и других заинтересованных учреждений, и содействие в дальнейшем жизнеустройстве тех, кто остался без родительского внимания.

Профилактическое  направление работы с безнадзорными детьми имеет несколько уровней:

  1. первый – работа со здоровыми (физически и психически) детьми по формированию опыта социально-одобряемого поведения в обществе, семье;
  2. второй – работа с детьми группы риска, то есть имеющими эпизоды бродяжничества, ухода из дома, из школы;
  3. третий – индивидуальная работа специалистов с детьми, имеющими серьезные трудности.

Информационно-методическое направление осуществляет повышение  квалификации специалистов для работы с данной категорией детей, взаимодействие с научными, медицинскими, образовательными и правоохранительными органами в городе, организует круглые столы ежемесячно по обмену опытом с привлечением заинтересованных лиц, телевидением, средствами массовой информации, выявление и анализ типичных причин бродяжничества, безнадзорности, дезадаптации несовершеннолетних детей.

В рамках информационно-методического  направления создается методическая база (публикация в профессиональных журналах, выпуск методических материалов) по основным формам и методам работы с данной категорией детей, библиотеки, аудиотеки и видеотеки для обучения специалистов других организаций работе с семьями, детьми, лекотеки развивающих игр.

Непосредственная  работа с детьми, которые посещают столовую, осуществляется в три этапа: подготовительный, индивидуальная (или групповая работа) и заключительный.

На подготовительном этапе данной методики определяются причины различных нарушений через следующие методы: беседа, наблюдение, анкетирование, социологический опрос, диагностика узких специалистов (психолог, нейропсихолог, логопед-дефектолог, психотерапевт, социальный педагог, невропатолог, нарколог). Цель данного этапа – выявить индивидуальные особенности детей, длительность - 1,5 месяца.

Непосредственная  индивидуальная и групповая работа включает:

  1. коррекционные, формирующие, развивающие, образовательные занятия;
  2. тематические тренинговые занятия;
  3. встречи с интересными людьми; экскурсии;
  4. коллективные виды работ малыми и большими группами с привлечением родителей; подготовительные и развивающие игры;
  5. творческие вечера, встречи, конкурсы с привлечение родителей;
  6. спортивные праздники; хозяйственно-бытовой труд;
  7. организацию помощи в поиске сезонной, временной, разовой работы; семейное консультирование и терапию.

Например, в  рамках такой работы, педагог-психолог может проводить с безнадзорными детьми тренинговые занятия по таким темам, как: «Мой мир», «Моя семья», «Что такое демократия», «Что такое закон», «Права ребенка», «Права человека в демократическом обществе», «Жизнь в демократическом обществе», «Любовь», «Дружба», «Конфликт с родителями», «Жизнь без наркотиков», «Выбор профессии и поиск работы», «Жизнь и смерть». «Преступление и наказание» и так далее.6

После таких  занятий у детей нормализуется эмоциональное состояние: уменьшается уровень тревожности, агрессивности, дезадаптации; появляется внутренняя мотивация на социально-одобряемые формы поведения; повышается уровень информированности по правам человека, по социальным, психологическим, экономическим, бытовым вопросам, уменьшаются эпизоды ухода из дома, бродяжничества. А также в положительную сторону изменяется культура общения в среде детей и семье.

Заключительный  этап данной работы предполагает отслеживание результатов через диагностику, беседы, наблюдения, выпуск методического пособия по результатам работы, подведение итогов.

Итак, педагогическая, социально-профилактическая, реабилитационная деятельность, проводимая специалистами социальной столовой с детьми-беспризорниками и детьми-безнадзорниками, базируется на доверительном отношении к ним с применением следующих принципов педагогического воздействия:

  1. индивидуализация,
  2. рефлексия,
  3. личная ориентированность,
  4. наглядность,
  5. научность,
  6. доступность своевременность,
  7. непрерывность,
  8. преемственность,
  9. достаточность,
  10. принцип связи обучения с жизнью,
  11. переход от обучения к самообразованию,
  12. сознательность и творческая активность.

Таким образом, подобные методики работают в некоторых российских городах, оказывая детям улицы психолого-педагогическую, социальную помощь и поддержку, а также создают условия для обеспечения максимально полной и своевременной адаптации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, безнадзорность и беспризорность детей продолжают оставаться одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Основная причина, толкающая детей на улицу – неблагополучная обстановка в семье: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, и другие.

Основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях бездомной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста; выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм, а чувственные элементы половой жизни пробуждаются ранее обычных физиологических возрастных норм. У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия часто бывают неадекватны, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности. Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны.

Таким образом, мы выяснили, что беспризорными и безнадзорными считаются не только те дети, которые потеряли своих родителей (опекунов) и домашний очаг, но и дети, которых родители (опекуны) лишают пищи, грубо обращаются с ними, совращают их на преступления, а также разлагающе влияют собственным негативным примером.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 463с.
  2. Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. - 86с.
  3. Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум // Педагогика. 2004. № 1. - С. 56.
  4. Селиванова О.А., Фалько В.В. «Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска»» // Педагогика, 2006. - № 6. - С. 58-62.
  5. Тарханова И.Ю. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков. Автореферат. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2004. - 28с.
  6. Терехина В.В. Безнадзорным детям - особое внимание // Социальное обеспечение. №5. 2002. - С.18-22.
  7. Фалько В.В. Роль учреждений дополнительного образования в работе с детьми с девиантным поведением. Межрегиональная конференция «Социальный психолого-педагогический потенциал гуманной педагогики». - Тюмень: ТГУ, 2005. - С. 16-19.
  8. Фалько В.В. Особенности взаимодействия социального педагога с подростком. Теория и практика продуктивного образования в культуросообразной школе. Материал V региональной научно-практической конференции. Тюмень: Печатник, 2006 - С. 142-145.
  9. Щепина Ю.А., Фалько В.В., Селиванова О.А и др. Организация работы с подростками «группы риска» в летний период. Коллективная монография. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2005. - 100 с.

1 Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 463с.

2 Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социс. 2003. № 9. - С. 61.

3 Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум // Педагогика. 2004. № 1. - С. 56.

4 Нечаева A.M. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право. №6. 2001. - С.57-65.

5 Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. - 86с.

6 Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. - 86с.


Информация о работе Проблемы безнадзорности и беспризорности