Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Диплом изменён в первой главе и частично во второй..docx

— 446.08 Кб (Скачать)



 

Уровни агрессивности  у детей контрольной группы по методикам “Несуществующее животное”  и  анкета для воспитателей «Критерии  агрессивности у ребенка»

                                                                                                        Таблица 6

 

Методика

 «Несуществующее животное»

«Критерии агрессивности  у ребенка»

Ф И О

баллы

уровень

баллы

уровень

1.

Кирилл А.

19

В

14

С

2.

Вероника Г.

17

С

10

С

3.

Регина Г.

10

С

11

С

4.

Лика Д.

8

Н

3

Н

5.

Лиза К.

11

С

11

С

6.

Артем Л.

21

В

5

Н

7.

Артем М.

8

Н

16

В

8.

Марина Н.

14

С

15

В

9.

Лика О.

4

Н

4

Н

10.

Кристина П.

10

С

5

Н

11.

Максун С.

13

С

16

В

12.

Полина С.

19

В

7

С

13.

Витя С.

10

С

9

С

14.

Алина Т.

13

С

10

С

15.

Костя Р.

12

С

4

Н

16.

Саша Р.

15

С

11

С

17.

Кирилл Ш.

18

С

15

В

18.

Дима А.

7

Н

17

В

19.

Маша Е.

12

С

8

С

20.

Полина И.

8

Н

6

Н

Уровни агрессивности

Высокий

3 (17 %)

5 (23 %)

Средний

12 (60 %)

9 (47 %)

  Низкий

5 (23 %)

6 (30 %)




 

 

Приложение 2. Тест "Несуществующее животное"

 

 

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной  связи. Для регистрации состояния  психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной  в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая  тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается  движением”).

 

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах  мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления  ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры  и в мышцах рук, что оказалось  бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с  помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление  в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме  состояния мышц, фиксирует отношение  к пространству,

 

т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано  с эмоциональной окраской переживания  и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также  с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева  от субъекта, связано с прошлым  периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

 

Помимо общих закономерностей  психомоторной связи и отношения  к пространству при толковании материала  теста используются теоретические  нормы оперирования с символами  и символическими геометрическими  элементами и фигурами.

 

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится  к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат  анализа может быть представлен  в описательных формах. По составу  данный тест – ориентировочный и  как единственный метод исследования обычно не используется и требует  объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента  исследования.

 

Инструкция: “Придумайте  и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.

 

Показатели и интерпретация 

 

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного  листа. Лист бумаги лучше всего взять  белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

 

 

Расположение рисунка  ближе к верхнему краю листа (чем  ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение  и признание, тенденция к самоутверждению.

 

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции  к самоутверждению.

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ  ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется  – осуществляется или, по крайней  мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

 

Голова повернута влево  – тенденция к рефлексии, к  размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к  действию или боязнь активности –  следует решить дополнительно.)

 

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

 

На голове расположены  детали, соответствующие органам  чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные  реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый  рот в сочетании с языком при  отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой  губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот  без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев  – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к  нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта  округлой формы (боязливость, тревожность).

 

Особое значение придают  глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные  манеры поведения; для мужчин: женственные  черты характера с прорисовкой 

 

зрачка и радужки совпадают  редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней  красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

 

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

 

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими  признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья –  тенденция к самоукрашению и  самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически –  чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную  роль.

 

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ  ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность  этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

 

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения  и значимую информацию;

 

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность  суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или  почти отсутствии ног).

 

Обратить внимание на характер соединения ног с 

 

корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо  соединены или не соединены вовсе  – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной  части – конформность суждений и  установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей  – своеобразие установок и  суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

 

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД  УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными  или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали –  энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать  как можно в большем числе  дел окружающих, завоевание себе места  под солнцем, увлеченность своей  деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа  – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в  султане из павлиньих перьев).

 

ХВОСТЫ. Выражают отношение  к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции  – судя по тому, повернуты ли эти  хвосты

 

вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо

 

– отношение к своим  действиям и поведению. Влево 

 

– отношение к своим  мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная  окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением  вниз (недовольство собой, сомнение в  собственной правоте, сожаление  о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

 

КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются  по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это  защита от окружающих, агрессивная  – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой –  если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью  – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой  защиты – соответственно пространственному  расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих  возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур

 

– защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих  подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа

 

– больше в процессе деятельности (реальной), слева 

 

– больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

 

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается  количество изображенных деталей –  только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном  несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Информация о работе Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста