Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Диплом изменён в первой главе и частично во второй..docx

— 446.08 Кб (Скачать)

Взаимодействие с родителями организовано в различных формах: издание журнала для родителей, проведение выставок, совместные досуги и праздники, совместная с детьми творческая деятельность. В детском  саду выпускается собственный журнал для родителей «Семицветик». Внедрены новые, нетрадиционные формы работы: организация и проведение выставок, встречи с интересными людьми, Дни открытых дверей, совместные праздники  и спортивные развлечения. Активное участие в развитии творчества своих детей принимают родители, выполняя коллективные семейные работы. Экспонаты выставок и рисунки представляются в детском саду, в поликлинике № 7, в Театре кукол, в МОУ СОШ.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась с целью проверки взаимосвязи СМИ и уровня агрессии детей дошкольного возраста. При этом необходимо обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи, проявляющееся в активности родителей в образовательном процессе.

Реализовать данную цель нам  позволили следующие задачи:

1. Подобрать комплекс  методик для диагностики уровня  агрессивности у     старших  дошкольников.

2. Провести констатирующий  эксперимент по определению уровня  агрессивности у детей старшего  дошкольного возраста.

3. Провести коррекционно-развивающую  работу, направленную на снижение  уровня агрессивности у старших  дошкольников.

Возраст испытуемых: 5 – 7 лет (старший дошкольный возраст).

Сроки проведения исследования: декабрь 2012 – февраль 2013 года.

Диагностика агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста проводится с помощью наблюдения (в том числе наблюдение может  проводиться посредством подвижных  игр), проективных и опросных методов.

Для диагностики уровня агрессивности  детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики:

1. Проективная методика  “Несуществующее животное” (Дукаревич  М.З.).

2. Анкета для воспитателей  «Критерии агрессивности у ребенка», (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.). 

С детьми двух подготовительных групп была проведена проективная  методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) с целью выявления уровня агрессивности.

Проведение методики. Испытуемым предлагалось нарисовать цветными карандашами на листе бумаги формата А 4 несуществующее животное. Задание сопровождалось следующей инструкцией: «Пожалуйста, придумайте и нарисуйте несуществующее животное, т. е. такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назовите его несуществующим именем».

Когда обследуемый закончит рисовать, его просят придумать животному  название, которое записывают в протокол. При необходимости выясняют, какой  части тела (или какому органу) соответствуют  те или иные детали изображения. Выяснив  название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про  его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: 1.Чем оно питается? 2. Где  живет? 3. Что любит делать больше всего? 4. Есть у него друзья? Кто они? 5. А враги у него есть? Кто? Сколько  их?

С целью стандартизации полученной информации качественный анализ рисунков испытуемых мы дополнили количественным, введя шкалу агрес-сивности в  методике. Проанализировав психодиагностические руководства и выявив качественные признаки проявления различных видов  агрессивности в рисунках несуществующего  животного, была составлена шкала для  получения «сырых» показателей  агрессивности. Для этого были введены  баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 – не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – сильно выражено.

На основании анализа  каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

Высокий уровень агрессивности  – 19 – 42 балла.

Средний уровень агрессивности  – 9 – 18 баллов.

Низкий уровень агрессивности  – 1 – 8 баллов.

С воспитателями двух старших  групп была проведена анкета «Критерии  агрессивности у ребенка» (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.).

Цель: выявление  агрессивности у ребенка в группе детского сада.

Анкета для воспитателей предложена для того, чтобы увидеть  взгляд других людей на детей. А воспитатель  – тот человек, который большую  часть времени проводит с этими  детьми.

 Анкета состоит из 20 вопросов, на которые воспитатель  должен ответить утвердительно  или отрицательно. Положительный  ответ на каждое предложенное  утверждение оценивается в 1 балл.

Шкала оценок результатов:

Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов.

Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов.

Низкая агрессивность  – 1 – 6 баллов.

 

2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования

 

На этапе констатирующего  эксперимента была проведена первичная  диагностика уровня агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста в экспериментальной (дети смотрят телевизор более 2 часов  в неделю, при этом мультфильмы  и обучающие программы не считаются) и контрольной группе (только  мультфильмы и обучающие программы ) по двум методикам: «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) и анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).  По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

1. а) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников экспериментальной группы по методике «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 24% детей имеют низкий уровень агрессивности, 52% средний, 24% высокий уровень агрессивности.

б) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников экспериментальной  группы по методике «Несуществующее  животное» (Дукаревич М.З.): 33% детей  имеют низкий уровень агрессивности, 43% - средний и 24% высокий уровень  агрессивности.

Уровни агрессивности  старших дошкольников экспериментальной  группой по проведенным методикам («Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., «Несуществующее животное» Дукаревич  М.З.) мы наглядно представили в виде таблицы, выделив также уровни агрессивности (низкий, средний, высокий), которым  соответствовало количество баллов по каждой методике, набранных реципиентами.

Также в приведенной в Приложении 1 таблице 5 указано, что на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень агрессии присутствует у 24% детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

 

Соотношение уровней агрессивности  по двум методикам в экспериментальной  группе наглядно видно в гистограмме  № 1. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей.

Уровень агрессивности  в экспериментальной группе

Гистограмма 1

     

2. а) Оценка уровня агрессивности  детей контрольной группы по  методике «Критерии агрессивности  у ребенка» Лаврентьевой Г.П.  и Титаренко Т.М.: 30 % детей имеют  низкий уровень агрессивности, 47% средний, 23% высокий уровень агрессивности.

     б) Оценка  уровня агрессивности детей-дошкольников  контрольной группы по методике  “Несуществующее животное” (Дукаревич  М.З.): 23% детей имеют низкий уровень агрессивности, 60% - средний и  17% высокий уровень агрессивности.

Результаты проведенных  методик в контрольной группе мы наглядно представили в таблице 6, Приложение1.

Соотношение уровней агрессивности  по двум методикам в контрольной  группе наглядно видно в гистограмме  № 2. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей с данным уровнем.

 

 

 

Уровень агрессивности  в контрольной группе

Гистограмма 2

       

По результатам двух методик  можно сделать вывод, что в  экспериментальной группе агрессивность  выражена ярче, чем в контрольной  группе. В экспериментальной группе из 21 ребенка в особом внимании  нуждаются 7 детей (Саша Г., Максим Г., Влад К., Соня П., Даниил Е., Полина Ш., Кристина К.), у которых на этапе констатирующего  эксперимента по результатам двух методик  выявился высокий уровень агрессивности. И при проектировании коррекционных  занятий следует отбирать игры и  упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и выработку приемлемого поведения.

 

 

2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности

 

Конечная цель преодоления  агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки.

Программа составлена, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, И.А.Фурманова, М.И. Чистяковой, Бреслава Г.Э., Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной и других, которые изучали влияние и действие психокоррекционной работы с детьми.

Психологическая коррекция  должна содействовать всестороннему  развитию личности ребенка, поэтому  коррекционно-развивающая программа  основывается на следующих принципах:

- принцип гуманизма и  ненасильственного взаимодействия;

- принцип сотрудничества, личностно - ориентированного взаимо-действия;

- принцип систематичности,  последовательности и постепенности.

Название программы: «Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением на основе подвижных игр и игровых упражнений».

Дадим краткое описание данной программы.

Повышенная агрессивность  детей вследствие просмотра современных  СМИ является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов  и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким  поведением стремительно растет. За последнее  десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, жестокости над людьми. Особенно остро, в настоящий  момент, является проблема роста детской  преступности. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только на стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.

Никакое другое поведение  так не раздражает взрослых, как  агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту. Агрессивность  проявляется в широком диапазоне  от резких высказываний до физических действий, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение  и нередко – ответную агрессию.

Назначение предложенной программы по снижению агрессивности  детей, которые получают информацию из СМИ.

Данная программа предназначена  для детей старшего дошкольного  возраста (5 –7 лет) с агрессивным  поведением, воспитывающихся в детских  садах. Занятия проводятся в условиях малой группы 2 – 3 раза в неделю. Их продолжительность 25- 35 мин. Всего занятий – 10.

   Цель программы: снижение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений, которые снимают эмоциональное напряжение, устраняют патологические стереотипы реагирования, обучают адаптивному поведению.

Задачи программы:

- устранить у ребенка  неконтролируемые чувства гнева  и злости;

- научить его контролировать  свою агрессию, в социально-приемлемой  форме выражать недовольство  и взаимодействовать с окружающими;

- формировать представления  детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать;

- нормализовать эмоциональное  состояние ребенка и развить  чувство эмпатии;

-обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля;

- закрепить положительные  коммуникативные модели поведения:  устранить ругательства и драчливость  ребенка.

Методы:

  • Подвижные игры и игровые упражнения
  • Психогимнастика
  • Релаксация
  • Беседа

Структура коррекционно-развивающих  занятий.

Каждое занятие состоит  из 3 частей (этапов):

1.Разминка – разогрев, подвижные игры на сплочение,  установление контактов, настрой  на работу;

2. Основная часть – подвижные игры и игровые упражнения, направленные на достижение основной цели занятия; беседа;

3. Заключительная часть  – подвижные игры на снятие напряжения, приведение в равновесие эмоционального состояния детей; релаксация; дыхательные упражнения; беседа.

Информация о работе Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста