Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Диплом изменён в первой главе и частично во второй..docx

— 446.08 Кб (Скачать)

Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1.  Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7

1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7

1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19

1.3    Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25

Выводы 31

Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32

2.1.  Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32

2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка»  и семьи в вопросах воспитания детей 35

2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40

2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44

Список использованной литературы 54

Приложения  57

 

 

Введение         

 

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.

В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства  РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового  образа жизни рассматривается как  одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Проблема психического здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к  характеру и качеству отношений  дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства  к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается  им в помощь.

В настоящее время перед  дошкольными учреждениями стоит  много проблем, которые оказывают  негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления психики детей при взаимодействии с семьей: несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус; отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям; недостаточно продумана воспитательная деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни; отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей воспитательной направленности воспитательно-образовательного процесса.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия: подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей; уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу; недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого  феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ. Таким образом, проблема заключается в противоречии между  объективной необходимостью изменения  и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей  в дошкольном учреждении и организации  сотрудничества с семьей, в котором  бы учитывались психологические  особенности дошкольников, прослеживалась взаимосвязь ДОУ и семьи в  сберегающей психическое здоровье направленности и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.

Актуальность и недостаточная  разработанность проблемы исследования определили выбор темы исследования: «Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста».

Цель работы – теоретически изучить и экспериментально проверить условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, которые имеют повышенную агрессивность вследствие общения со СМИ.

Объект исследования – процесс взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей на примере ДОУ «Ромашка».

Предмет исследования – психолого-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, которые имеют повышенную агрессивность вследствие общения со СМИ.

Гипотеза исследования - взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, которые имеют повышенную агрессивность вследствие общения со СМИ, будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:

  • повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах совместного с ДОУ воспитания детей;
  • обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, проявляющееся в активности родителей в образовательном процессе.

В соответствии с целью  и гипотезой были определены задачи работы:

  1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе в ретроспективе и на современном этапе.
  2. Рассмотреть проблему взаимосвязи СМИ и агрессивности дошкольников.
  3. Выявить эффективные психолого-педагогические условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей.
  4. Проверить на практике эффективность выдвинутых в гипотезе психолого-педагогических условий.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

 

Глава 1.  Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации

1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии

 

Существующие на сегодняшний  день теории агрессии по-разному объясняют  причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них  связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат  социального научения (А.Бандура). Имеется  множество разновидностей этих подходов.

Наибольшее экспериментальное  подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального  научения. Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности  агрессии. Кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной (по определению  Э.Фромма). Она способствует поддержанию  жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям. К. Лоренц считает  агрессию важным элементом эволюционного  развития. 

Наблюдая за поведением животных он пришел к выводу, что агрессия, направленная против собратьев по виду, никоим образом не вредна для этого  вида, напротив, она выполняет функцию  его сохранения, т.к. именно агрессия позволяет группе иметь самых  сильных и умных особей, и лучших из возможных вожаков. Но излишнее упрощение  этой теории породило мысли о конфликте  как необходимом законе жизни.

Подобные рассуждения  становятся самореализующимся пророчеством и могут игнорировать ценность для  выживания вида неагрессивных и  несоревновательных форм поведения. Человек  психологически культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать с себе стихийное начало. Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению злокачественной агрессии (Э. Фромм), синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость. Такая агрессия не является биологически адаптивной и она не призвана защищать витальные интересы человека. Но критерий различения доброкачественной и злокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложности определения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какие таковыми не являются.

Сфера витальных потребностей у человека значительно шире, чем  у животных, и включает не только физические, но и психические условия. К сожалению современная наука  не дает бесспорного перечня витальных  потребностей человека. Потребность  в свободе, любви, уважении, сохранения своей системы ценностей - все  это относится к витальным  интересам личности. Без объектиивации  сферы витальных интересов человека практическое разграничение доброкачественной  и злокачественной агрессии невозможно. Человек предстал перед животным миром чрезвычайно агрессивным. За исключением некоторых грызунов, никто из позвоночных не убивает  столь последовательно и бессмысленно представителей своего рода.

Что такое агрессия? С чем  связаны подобные формы агрессии? Можно ли ее модифицировать? Каковы факторы, увеличивающие или уменьшающие  ее уровень? Это те немногочисленные вопросы, которые стоят перед  наукой. Дать определение агрессии чрезвычайно трудно, потому что в  широком обиходе этот термин используется в весьма отличных друг от друга  значениях. Чтобы улучшить понимание  агрессии нужно пробраться сквозь терминологическое  болото и отделить обыденное понимание  агрессии, которое указывает на напористость человека, от понимания, связанного с  деструктивностью поведения.

Иными словами, следует провести различие между поведением, приносящим вред другим людям, и безвредным поведением. Определение агрессии не может опираться  только на результат действий, оно  должно учитывать намерения человека, совершающего данный поступок. Исходя их этого, многие психологи склонны  оценивать агрессию как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить  вред или боль другому человеку (животному). Э. Фромм определяет агрессию более  широко - как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и  любому неодушествленному предмету. Ущерб человеку можно нанести, причинив вред любому неживому объекту, от состояния  которого зависит физическое или  психологическое благополучие человека. Последнее время психологи подчеркивают несинонимичность понятий "агрессия" и "агрессивность".

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение  другого как враждебное. В этом плане можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как  об устойчивых для некоторых людей  особенностях мировосприятия и миропонимания. Некоторые предпосылки возникновения  и развития агрессии сосредоточены  в особенностях личности и чертах характера, а также установках. Усиливать  агрессию могут такие внешние  причины как жара, шум, теснота, загрязненный воздух (люди в накуренной комнате  обычно ведут себя более агрессивно, чем в не накуренной). Эти причины  имеют ситуативный характер.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в  последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому  склонных к насилию лиц редко  удается переделать с помощью  широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания  и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась  в их личностной структуре и как  модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

Почему современный человек  так часто прибегает к агрессии как способу решения жизненных  трудностей? Как указывалось выше, агрессии человек научается, т.е. можно  говорить о процессе социализации агрессии как результате усвоения навыков  агрессивного поведения и развитии агрессивной готовности личности. В  пользу этой концепции говорит то, что ребенок, как правило, не выбирает агрессию осознанно, а отдает ей предпочтение, не имея навыков конструктивного  решения своих проблем. Агрессию рассматривают как социальное поведение, включающее навыки и требующее научения. Чтобы совершить агрессивное  действие, человек должен многое знать: например, какие слова и действия причинят страдания, какие приемы будут  болезненными и т.п. Эти знания не даются при рождении, люди должны научиться  вести себя агрессивно.

Агрессия приносит реальные вознаграждения. Например, дети с успехом  притесняющие других детей по играм, могут постоянно требовать от них всего, чего хотят - игрушек и  привелегий. Басе считает, что агрессия щедро вознаграждается и у  взрослых. Лучший способ подкрепления агрессивного поведения - это прямое поощрение. Подкрепления похвалой, материальным вознаграждением, вещами, более высоким  статусом или просто более приемлемым отношением со стороны других людей  крайне эффективны. Усвоение агрессивных  реакций на своем опыте играет важную роль, но научение через наблюдение оказывает даже большее воздействие.

Нет необходимости вживую репетировать образцы агрессивного поведения - их символического изображения  в кинофильмах, телепередачах, литературе вполне достаточно для формирования эффекта научения у наблюдателя. Человек, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения, которые ранее отсутствовали в его поведении. Наблюдая агрессивные действия других, человек может пересмотреть ограничения своего поведения: другим можно, значит и мне можно. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате настолько привыкает к насилию, что перестает рассматривать его как неприемлемую форму поведения.

Главный источник живых примеров агрессивного повеления для большинства  детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные  дети, характерны особые взаимоотношения  между членами семьи. Подобные тенденции  психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к  другу. Дети, выбирая методы выяснения  отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастает  и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности ( принцип спирали).

Информация о работе Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста