Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Диплом изменён в первой главе и частично во второй..docx

— 446.08 Кб (Скачать)

 

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих  друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий  и т.д.). Оценка осуществляется так  же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий  и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

 

Тематически животные делятся  на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или  птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной  персоне и к своему “Я”, представление  о своем положении в мире, как  бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой  и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

 

Уподобление рисуемого животного  человеку, начиная с постановки животного  в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

 

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью  изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных  признаков – вымени, сосков, груди  при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

 

Фигура круга (особенно –  ничем не заполненного) символизирует  и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего  мира, нежелание давать сведения о  себе окружающим, наконец, нежелание  подвергаться тестированию. Такие рисунки  обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

 

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование  в глаз электролампы, в тело и  конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается  чаще у больных шизофренией и  глубоких шизоидов.

 

Творческие возможности  выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму  “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

 

Название может выражать рациональное соединение смысловых  частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер”  и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским  суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие  легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев  в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над  рациональными.

 

Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и  т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном  отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся  элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

 

 

 

 

 

 

Примеры работ учеников

 

 

  

Приложение 3. Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

 

 

1. Временами кажется, что  в него вселился злой дух.

 

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

 

3. Когда кто-то причиняет  ему зло, он обязательно старается  отплатить тем же.

 

4. Иногда ему без всякой  причины хочется выругаться.

 

5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает,  потрошит.

 

6. Иногда он так настаивает  на чем-то, что окружающие теряют  терпение.

 

7. Он не прочь подразнить  животных.

 

8. Переспорить его трудно.

 

9. Очень сердится, когда  ему кажется, что кто-то над  ним подшучивает.

 

10. Иногда у него вспыхивает  желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

 

11. В ответ на обычные  распоряжения стремится сделать  все наоборот.

 

12. Часто не по возрасту  ворчлив.

 

13. Воспринимает себя как  самостоятельного и решительного.

 

14. Любит быть первым, командовать,  подчинять себе других.

 

15. Неудачи вызывают у  него сильное раздражение, желание  найти виноватых.

 

16. Легко ссорится, вступает  в драку.

 

17. Старается общаться  с младшими и физически более  слабыми.

 

18. У него нередки приступы  мрачной раздражительности.

 

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

 

20. Уверен, что любое задание  выполнит лучше всех.

 

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается  в 1 балл.

 

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

 

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

 

Низкая агрессивность  —1—6 баллов.

 

Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или  учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог  ему адаптироваться в детском  коллективе.

1 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999

2 Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал.       1996. №5. С.3-18.

3 См.: Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал.       1996. №5. С.3-18., См.: Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999. и др.

4 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.

5 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

6 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

7 Эмоциональное развитие дошкольника,1985. – 176 с.

8 Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.

9 Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.

10 Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 – С.23-48

11 Влияние средств массовой информации, компьютерных игр на возникновение агрессивности у дошкольников., http://www.openclass.ru/wiki-pages/88058

12Медведева И.Я., 2009. – С.47-50, 133-143.

13 Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. М., 1997

14 Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / М.: Просвещение, 1985

15 Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.

16 Марьенко И.С. Нравственное становление личности дошкольника. - М.: Просвещение, 1985.

 


Информация о работе Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста