Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Диплом изменён в первой главе и частично во второй..docx

— 446.08 Кб (Скачать)

При анализе детских рисунков  на тему «Моя любимая телепередача»  были получены следующие данные:

1. 50% детей нарисовали  эпизоды из кинофильмов,  в  которых присутствует жестокость, агрессия, мистика, взрывы и т.д.; много мелких деталей,  размашистых  штрихов,  дети использовали  в  основном  темные  цвета.

2. У  27% детей  – диагноз  СДВГ,   ОПЦНС.

3. У  23% девочек любимый  телесериал «Моя  прекрасная няня»,  в играх они часто берут  на себя роль «няни» из данного  сериала. В дошкольном возрасте  ребенок лучше всего воспринимает  зрительные образы. Ведь письменная речь ребенком до 8 лет в полном объеме не воспринимается, она как бы отфильтровывается рассудком. Устная речь начинает по-настоящему  восприниматься после 4 лет, а до этого кора головного мозга фильтрует информацию прежде, чем она дойдет до центра, заведующего эмоциями. Но зрительные образы насилия ребенок способен воспринимать уже в полтора года: воспринять и начать подражать увиденному. Таким образом, в полтора года зрительные образы неважно, где увиденные попадают в головной мозг ребенка, затем следуют в эмоциональный центр.

Современные дошкольники  окружены массой новой информации, научно-техническая революция внесла в жизнь детей новые игры. Всё  чаще можно увидеть ребенка не с куклой или машинкой, а у монитора компьютера за очередной игрой. В  игре реализуется стремление ребенка-дошкольника  приобщиться к миру взрослых. В  настоящее время многие родителя, приводя ребенка из детского сада, сажают его к телевизору или компьютеру, стараясь тем самым заменить ему  реальное общение. Возможно, это связано  с большой занятостью родителей  или нежеланием заниматься ребенком. Но благо ли это для ребенка?

С экрана телевизора на ребенка  смотрят не добрые и ласковые глаза  мамы, а различные вымышленные  персонажи. В мультфильмах, например, мультфильм «Том и Джерри» открыто  идет пропаганда агрессивного поведения. Кот бьет мышь, мышь бьет кота. Нет  примирения между героями, нет доброты  как, например, в мультфильме про  Кота Леопольда. А в мультфильме  про Скуби-ду в каждой серии появляются различные чудовища, которые могут  сформировать у дошкольника дополнительные страхи. Таковы мультфильмы американского  производства. Из современных российских мультфильмов исключением является мультфильм о смешариках. Данный мультфильм является познавательным и не несет  в себе скрытой агрессии. Все персонажи  мультфильма дружат, стремятся помочь друг другу.

Всё чаще с экранов телевизора мы видим, как один человек убивает  другого. Дети впитывают эту агрессию. В настоящее время все чаще слышим о том, что один ребенок  зверски избил другого. ДевидГроссман  утверждает, что некоторые компьютерные игры полностью копируют компьютерные стимуляторы, которые используются в американской армии. Гроссман считает, что ребенок за игрой-стрелялкой ничем не отличается от пилота за авиастимулятором. Но в отличие от авиастимулятора  в игре убийство людей поощряется и подкрепляется призами12.  В ужас приводит безответственность производителей игр, обучающих детей различным способам убийства.

В дошкольном возрасте дети боятся насилия, но если родители, смотря фильм или передачи со сценами  насилия, ребенок постепенно привыкает. И к 6-7 годам ребенок перестает  бояться кровавых зрелищ, начинает «любить» их.

С каждым годом в ДОУ  появляется все больше детей с  агрессивным поведением и другими  отклонениями в эмоционально-волевой  сфере. Из бесед с родителями и  воспитателями, наблюдений за детьми можно  сделать вывод о том, что компьютерные игры и СМИ оказывают влияние  на эмоционально-волевую сферу. В  большинстве случаев эта взаимосвязь  негативного рода.

Таким образом, полученные результаты  показывают, что гиперактивные   дети  и  дети, склонные  к агрессии,  получая информацию  о насилии, не только с трудом справляются со своими агрессивными импульсами, но часто  переносят в жизнь агрессивную  модель поведения. Эти данные могут  служить достаточно убедительным доказательством  того, насколько велико значение подражания увиденному в развитии детской агрессивности. Определенные условия жизни и  развития ребенка способствуют  возникновению устойчивого состояния  неблагополучия, эмоционального напряжения. Свободное проявление этого напряжения, в первую очередь в форме агрессии, как правило, строго контролируется взрослым. И вот в этом случае при наличии внутреннего агрессивного состояния восприятие видеоагрессии и насилия оказывается особенно значимым для детей.  Видеоагрессия для такого ребенка – доказательство того, что агрессия допустима, это существенно снижает прочность моральных запретов, поставленных взрослым и повышает риск уже открытой агрессии.

У  детей, которые часто  смотрят боевики, триллеры, играют в  компьютер ответы содержат агрессивную  информацию, причем дети передают ту  негативную и агрессивную информацию, которую получили из увиденных передач, кинофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Из  опрошенных детей  - 45%  имеют не только  вербальные агрессивные  ответы, но у них  наблюдается  и физическая агрессия по отношению  к сверстникам и взрослым, по оценкам  педагогов и родителей у них  высокий уровень агрессивности  и импульсивности.

В связи с этим, для  профилактики детской агрессивности  необходимо  придерживаться определённых правил, а именно:

1.  Контролировать телеинформацию, с которой дети получают образцы  агрессии, и, конечно же, дети должны  быть защищены от восприятия  экстремальных ситуаций, ассоциирующихся  с агрессией, от восприятия  особо жестоких сцен.

2. Необходимо  дошкольникам  показывать такие фильмы и  мультфильмы, которые, воспитывая  ребенка, позволяют ему вести  внутренний диалог, пробуждают в  нем сочувствие, сопереживание, сопротивление  злу.

3. Взрослый  может помочь  ребёнку преодолеть противоречия  детского восприятия, терпеливо  отвечая на его вопросы или  задавая свои, подводя ребенка  к самостоятельной оценке поступков  героев, осмыслению их позиций,  нравственному выводу.

Выводы

 

Итак, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью13.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят  смешное в небылицах, в путаницах  и очень любят сочинять сами. В  рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок  старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся  без смеха, а старшие дошкольники  сами придумывают их в своих рассказах  и изображают на рисунках о самом  смешном. Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых предметов  чаще всего воспринимается детьми как  комическое. Этим приемом дети и  сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

 

 

Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии

2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.

Ведущая потребность в  этом возрасте – потребность в  общении; творческая активность.

Ведущая деятельность –  сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

- общение со взрослым  ситуативно-личностное;

- проявление произвольности  всех психических процессов;

- в общении со сверстниками  происходит переход от ситуативно-деловой  формы к внеситуативно-деловой;

- проявление творческой  активности во всех видах деятельности;

- развитие фантазии;

- половая идентификация.

Новообразования:

- предвосхищение результата  деятельности;

- активная планирующая  функция речи;

- внеситуативно-деловая  форма общения со сверстниками.

В связи со всем вышесказанным  желательно:

- обучать детей умению  планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как  предпосылку развития у детей  внутреннего плана действий и  осуществлять внешний контроль  посредством речи14;

- организовывать совместную  деятельность с целью развития  элементов сотрудничества;

- способствовать развитию  эмпатийных представлений;

- побуждать детей к  проявлению инициативы и самостоятельности  мышления во всех видах деятельности;

- поддерживать и создавать  условия для развития творческого  потенциала ребенка;

- формировать элементы  произвольности психических процессов  у детей во всех видах деятельности15.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это  время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно  знать – «как нужно», он стремится  к взаимопониманию и сопереживанию  со старшими. Благодаря взрослому, ребенок  усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают  для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого  и это является благоприятным  условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к  школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки  к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка  и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл  совершенных поступков. Умением  сравнивать себя с другими ребенок  овладевает к старшему дошкольному  возрасту и это служит основой  правильной самооценки16.

У ребенка формируется  самосознание, которое проявляется  в самооценке и осмыслении своих  переживаний. Самооценка формируется  к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять  практические действия, и моральные  качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.  Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.

Дети, имеющие высокую  самооценку чувствуют себя в детском  коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению  агрессивности и высокомерия.

Популярность ребенка  в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех  деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью  среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском  коллективе и стать эффективным  средством нормализации их отношений  со сверстниками, повысить уверенность  в себе и самооценку.

 

 

2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка»  и семьи в вопросах воспитания детей

 

Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе МДОУ Детский  сад №9 «Ромашка». Это детский  сад комбинированного вида второй категории.

     Детский сад  вправе оказывать следующие платные  дополнительные образовательные  и иные услуги:

- обучение по дополнительным  образовательным программам;

- преподавание специальных  курсов и циклов дисциплин;

- создание секций (групп)  по оздоровлению, закаливанию, общефизической  подготовке;

- создание кружков, групп,  студий по обучению игре на  музыкальных инструментах, танцам, рисованию, вязанию и других;

- обучение изобразительной  деятельности, театрализованной деятельности, ручному труду и др.;

- подготовка детей к  школе. 

Методики работы, применяемые к деятельности Детского сада .

   Одной из главных  задач Детского сада является  воспитание, обучение и развитие  детей к школе, адаптация детей  к детскому саду. Одним из методов  детского сада является метод  адаптации к детскому саду.

   В ходе применения  метода адаптации психологами  проводится коррекционная работа, на основе полученных результатов  делаются соответствующие выводы. При этом используется анализ  психолого-педагогической литературы, экспериментальный и количественно-качественная обработка.

   Проводятся консультации  для родителей, воспитателей.

   В работе с родителями  используются много разных форм, которые сближают педагога и  родителей, приближают семью к  саду, помогают определить оптимальные  пути воздействия в воспитательном  влиянии на ребёнка. 

  • Проведение общих ( групповых, индивидуальных ) собраний;
  • Педагогические беседы с родителями;
  • Круглый стол с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Конференции с родителями;
  • Совместные досуги;
  • Диспуты;
  • Открытые занятия с детьми в МДОУ для родителей.

На сегодняшний день в  ДОУ воспитываются 144 ребенка от 3 до 7 лет, для них оснащены 6 групп, одна из них санаторного типа. В  ДОУ реализуются комплексные  и авторские образовательные  программы: «Радуга» Т.Н.Дороновой, «Безопасность» Р.Б.Стеркиной, «Я и мое здоровье»  Т.А.Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, а также программы  коррекционного обучения и инновационные  технологии.

Информация о работе Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста