Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54
При анализе детских рисунков на тему «Моя любимая телепередача» были получены следующие данные:
1. 50% детей нарисовали
эпизоды из кинофильмов, в
которых присутствует
2. У 27% детей – диагноз СДВГ, ОПЦНС.
3. У 23% девочек любимый
телесериал «Моя прекрасная няня»,
в играх они часто берут
на себя роль «няни» из
Современные дошкольники
окружены массой новой информации,
научно-техническая революция
С экрана телевизора на ребенка смотрят не добрые и ласковые глаза мамы, а различные вымышленные персонажи. В мультфильмах, например, мультфильм «Том и Джерри» открыто идет пропаганда агрессивного поведения. Кот бьет мышь, мышь бьет кота. Нет примирения между героями, нет доброты как, например, в мультфильме про Кота Леопольда. А в мультфильме про Скуби-ду в каждой серии появляются различные чудовища, которые могут сформировать у дошкольника дополнительные страхи. Таковы мультфильмы американского производства. Из современных российских мультфильмов исключением является мультфильм о смешариках. Данный мультфильм является познавательным и не несет в себе скрытой агрессии. Все персонажи мультфильма дружат, стремятся помочь друг другу.
Всё чаще с экранов телевизора мы видим, как один человек убивает другого. Дети впитывают эту агрессию. В настоящее время все чаще слышим о том, что один ребенок зверски избил другого. ДевидГроссман утверждает, что некоторые компьютерные игры полностью копируют компьютерные стимуляторы, которые используются в американской армии. Гроссман считает, что ребенок за игрой-стрелялкой ничем не отличается от пилота за авиастимулятором. Но в отличие от авиастимулятора в игре убийство людей поощряется и подкрепляется призами12. В ужас приводит безответственность производителей игр, обучающих детей различным способам убийства.
В дошкольном возрасте дети боятся насилия, но если родители, смотря фильм или передачи со сценами насилия, ребенок постепенно привыкает. И к 6-7 годам ребенок перестает бояться кровавых зрелищ, начинает «любить» их.
С каждым годом в ДОУ
появляется все больше детей с
агрессивным поведением и другими
отклонениями в эмоционально-волевой
сфере. Из бесед с родителями и
воспитателями, наблюдений за детьми можно
сделать вывод о том, что компьютерные
игры и СМИ оказывают влияние
на эмоционально-волевую сферу. В
большинстве случаев эта
Таким образом, полученные результаты
показывают, что гиперактивные
дети и дети, склонные к агрессии,
получая информацию о насилии,
не только с трудом справляются со
своими агрессивными импульсами, но часто
переносят в жизнь агрессивную
модель поведения. Эти данные могут
служить достаточно убедительным доказательством
того, насколько велико значение подражания
увиденному в развитии детской агрессивности.
Определенные условия жизни и
развития ребенка способствуют
возникновению устойчивого
У детей, которые часто смотрят боевики, триллеры, играют в компьютер ответы содержат агрессивную информацию, причем дети передают ту негативную и агрессивную информацию, которую получили из увиденных передач, кинофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Из опрошенных детей - 45% имеют не только вербальные агрессивные ответы, но у них наблюдается и физическая агрессия по отношению к сверстникам и взрослым, по оценкам педагогов и родителей у них высокий уровень агрессивности и импульсивности.
В связи с этим, для профилактики детской агрессивности необходимо придерживаться определённых правил, а именно:
1. Контролировать телеинформацию,
с которой дети получают
2. Необходимо дошкольникам
показывать такие фильмы и
мультфильмы, которые,
3. Взрослый может помочь
ребёнку преодолеть
Итак, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью13.
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном. Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
- общение со взрослым ситуативно-личностное;
- проявление произвольности всех психических процессов;
- в общении со сверстниками
происходит переход от
- проявление творческой
активности во всех видах
- развитие фантазии;
- половая идентификация.
Новообразования:
- предвосхищение результата деятельности;
- активная планирующая функция речи;
- внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
В связи со всем вышесказанным желательно:
- обучать детей умению
планировать предстоящую
- организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;
- способствовать развитию эмпатийных представлений;
- побуждать детей к
проявлению инициативы и
- поддерживать и создавать
условия для развития
- формировать элементы
произвольности психических
Шестилетний ребенок становится
самостоятельным, он независим от взрослого,
его отношения со взрослыми расширяются.
Беседы ребенка со взрослым в это
время сосредоточены на взрослом
мире и для дошкольника важно
знать – «как нужно», он стремится
к взаимопониманию и
У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.
Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.
Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ Детский сад №9 «Ромашка». Это детский сад комбинированного вида второй категории.
Детский сад
вправе оказывать следующие
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
- создание секций (групп) по оздоровлению, закаливанию, общефизической подготовке;
- создание кружков, групп, студий по обучению игре на музыкальных инструментах, танцам, рисованию, вязанию и других;
- обучение изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, ручному труду и др.;
- подготовка детей к школе.
Методики работы, применяемые к деятельности Детского сада .
Одной из главных
задач Детского сада является
воспитание, обучение и развитие
детей к школе, адаптация
В ходе применения
метода адаптации психологами
проводится коррекционная
Проводятся консультации для родителей, воспитателей.
В работе с родителями
используются много разных
На сегодняшний день в ДОУ воспитываются 144 ребенка от 3 до 7 лет, для них оснащены 6 групп, одна из них санаторного типа. В ДОУ реализуются комплексные и авторские образовательные программы: «Радуга» Т.Н.Дороновой, «Безопасность» Р.Б.Стеркиной, «Я и мое здоровье» Т.А.Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, а также программы коррекционного обучения и инновационные технологии.