Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54
Коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми мы строили по схеме:
1. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы.
2. Вызов эмоциональной
реакции агрессии, выявление источника
раздражения и успокоение
3. Изменение поведенческих
стереотипов и реакций,
4. Выработка и закрепление
навыков нормального поведения,
Занятия мы строили в доступной и интересной для детей форме. В основном использовались подвижные игры разной степени подвижности и игровые упражнения, элементы релаксации. Все они явлись хорошим средством формирования у детей навыков адаптивного поведения.
Отработка навыков адаптивного поведения во время реализации коррекционно-развивающей программы происходила в три этапа.
На первом этапе, нам было необходимо сбросить инертность физического и психического самочувствия, поэтому использование подвижных игр и упражнений на разрядку агрессивных тенденций явилось эффективным. В свою очередь выход психоэмоционального напряжения позволил переключиться с агрессивного состояния на иное и, в итоге, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Нами использовались подвижные игры и игровые упражнения.
На установление контактов; на развитие групповой сплоченности, произвольности, согласованности движений («Будь внимателен», «Паровозик», «Ловкий мяч», «Карусели», «Светофор», «Жмурки», «Мышеловка», «Прогулка с компасом» и др.).
Задача второго этапа заключалась в преодолении нарушений коммуникации в системах «ребенок - сверстники». Поэтому на данном этапе коррекционной работы мы использовали коммуникативные игры и упражнения, которые помогли агрессивным детям получить признание со стороны сверстников, научиться ориентироваться на их чувства и переживания, добиться совместных результатов в деятельности. Подвижные игры и игровые упражнения на этом этапе были направлены на:
Третий этап работы был направлен на расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения («Толкалки», «Бумажные мячики», «Шаг за шагом», «Бабка-Ежка», «Чай-чай, выручай!» и др.).
Нами использовались следующие рекомендации по проведению занятий.
1. Занятия состояли из
подвижных игр и игровых
2. Мы специально работали над созданием доверительной обстановки во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
3. Наше поведение при
проведении занятий по
Ожидаемые результаты по программе - нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, умение выплескивать гнев в приемлемой форме и как следствие снижение вербальной и невербальной агрессии старшего дошкольника.
Выводы
В результате диагностирования агрессивности установлено, что в экспериментальной группе агрессивность выражена выше.
С экспериментальной группой
должна быть проведена коррекционно-
-обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
-различных ситуациях.
-отработка навыков общения
в возможных конфликтных
-формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.
Таким образом, считаем, что
коррекционно-развивающая
Заключение
Изучение проблемы взаимосвязи средств массовой информации и уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
Анализ психолого-
Педагогический коллектив детского сада должен создать условия для организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей. Задача педагогов заключается в том, чтобы проводимая в детском саду работа осуществлялась в тесном контакте с родителями через разнообразные формы взаимодействия. Анализ литературы показал, что эффективное взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей дошкольного возраста может организовано при выполнении психолого-педагогических условий, повышение педагогической грамотности родителей и формирование активной позиции родителей в образовательном процессе.
Проведенная опытно-экспериментальная
работа подтвердила эффективность
данных условий. Повышение педагогической
грамотности родителей и
Решая первую задачу исследования,
мы изучили теоретические
При решении второй задачи
мы подобрали диагностический
Результатом решения задачи явилась разработанная нами коррекционная программа по снижению уровня агрессии на основе игровой коррекции.
Также нами был проведен анализ изменения уровня агрессивности старших дошкольников которые смотрят СМИ и не смотрят.
Отправным пунктом научного
исследования явились результаты диагностического
обследования старших дошкольников.
Эксперимент показал, что дошкольники
нуждаются в организации
Изучение уровня агрессии
экспериментальных групп
Так по результатам проведенного нами эксперимента можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень агрессивности по методике «Несуществующее животное».
Проведенное исследование по изучаемой проблеме позволило сделать следующие выводы:
1. Средства массовой информации
могут оказывать как
Исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с воздействием СМИ на уровень агрессии старших дошкольников, и не претендует на полноту характеристик рассматриваемой проблемы, а является одним из подходов к разработке актуальной проблемы определения педагогических условий, необходимых и достаточных для снижения уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционного воздействия, который бы соответствовал основным тенденциям социокультурного развития общества.
В ходе исследования встретились
затруднения, связанные с недостаточной
научно-теоретической и
Перспективой дальнейших исследований, на наш взгляд, может выступить проблема выявления факторов, определяющих воздействие средств массовой информации посредством экспонируемой агрессии на уровень агрессивности старших дошкольников.
Уровни агрессивности
у детей экспериментальной
Таблица 5
№ |
Методика |
«Несуществующее животное» |
«Критерии агрессивности у ребенка» | ||
Ф И О |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень | |
1. |
Саша А. |
17 |
С |
10 |
С |
2. |
Полина Б. |
12 |
С |
13 |
С |
3. |
Даниил Б. |
13 |
С |
14 |
С |
4. |
Саша Г. |
19 |
В |
15 |
В |
5. |
Максим Г |
25 |
В |
17 |
В |
6. |
Влад К. |
11 |
С |
16 |
В |
7. |
Полина К. |
9 |
С |
7 |
С |
8 |
Полина К. |
7 |
Н |
2 |
Н |
9 |
Максим М. |
11 |
С |
11 |
С |
10 |
Соня П. |
22 |
В |
18 |
В |
11 |
Даша П. |
8 |
Н |
4 |
Н |
12 |
Даниил Е. |
19 |
В |
14 |
С |
13 |
Соня С. |
6 |
Н |
4 |
Н |
14 |
Наташа Х. |
11 |
С |
8 |
С |
15 |
Лика Х. |
8 |
Н |
11 |
С |
16 |
Илья О. |
6 |
Н |
6 |
Н |
17 |
Полина Ш. |
19 |
В |
14 |
С |
18 |
Кристина К. |
18 |
С |
16 |
В |
19 |
Карина И. |
8 |
Н |
10 |
С |
20 |
Никита Ж. |
5 |
Н |
3 |
Н |
21 |
Лера К. |
16 |
С |
14 |
С |
Уровни агрессивности |
Высокий |
5 (24 %) |
5 (24 %) | ||
Средний |
9 (43 %) |
11 (52 %) | |||
Низкий |
7 (33 %) |
5 (24 %) |