Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Диплом изменён в первой главе и частично во второй..docx

— 446.08 Кб (Скачать)

Коррекционно-развивающая  работа с агрессивными детьми мы строили  по схеме:

1. Установление контакта  с ребенком, формирование доверительной  и дружелюбной атмосферы.

2. Вызов эмоциональной  реакции агрессии, выявление источника  раздражения и успокоение ребенка.

3. Изменение поведенческих  стереотипов и реакций, повышение  самооценки, формирование положительного  отношения к себе и окружающим.

4. Выработка и закрепление  навыков нормального поведения,  социально приемлемой коммуникации.

Занятия мы строили в доступной  и интересной для детей форме. В основном использовались подвижные  игры разной степени подвижности  и игровые упражнения, элементы релаксации. Все они явлись хорошим средством формирования у детей навыков адаптивного поведения.

Отработка навыков адаптивного  поведения во время реализации коррекционно-развивающей  программы происходила в три этапа.

На  первом этапе, нам было необходимо сбросить инертность физического и психического самочувствия, поэтому использование подвижных игр и упражнений на разрядку агрессивных тенденций явилось эффективным. В свою очередь выход психоэмоционального напряжения позволил переключиться с агрессивного состояния на иное и, в итоге, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Нами использовались подвижные игры и игровые упражнения.

На установление контактов; на развитие групповой сплоченности, произвольности, согласованности движений («Будь внимателен», «Паровозик», «Ловкий мяч», «Карусели», «Светофор», «Жмурки», «Мышеловка», «Прогулка с компасом» и др.).

  1. На разрядку агрессивных тенденций, на снятие эмоционального напряжения («Ловишка», «Ловцы обезьян» и др.).

Задача  второго этапа заключалась в преодолении нарушений коммуникации в системах «ребенок - сверстники». Поэтому на данном этапе коррекционной работы мы использовали коммуникативные игры и упражнения, которые помогли агрессивным детям получить признание со стороны сверстников, научиться ориентироваться на их чувства и переживания, добиться совместных результатов в деятельности. Подвижные игры и игровые упражнения на этом этапе были направлены на:

  1. На развитие коммуникативных навыков, снятие вербальной агрессии («Обзывалки», «Жужа», «Бабка-Ежка», «Добрые слова», «Комплименты» и др.).
  2. На формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать («Жужа», «Тигренок», «Таня-плакса» и др).
  3. На умение ориентироваться на чувства и переживания свои и других детей, на осознавание неконструктивных способов выражения агрессии. («Полотенцем машу – злым ветром себя назову!», и др.).
  4. На выплескивание гнева и разрядку агрессии в приемлемой форме, на снятие излишнего эмоционального и мышечного напряжения («Два барана», «Невод», "Гроза", «Боксеры», и др.)

Третий  этап работы был направлен на расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения («Толкалки», «Бумажные мячики», «Шаг за шагом», «Бабка-Ежка», «Чай-чай, выручай!» и др.).

Нами использовались следующие  рекомендации по проведению занятий.

1. Занятия состояли из  подвижных игр и игровых упражнений, поэтому проводились  в спортивном  зале, где достаточно места.

2. Мы специально работали  над созданием доверительной  обстановки во время занятий,  чтобы каждый ребенок имел  возможность проявить себя, быть  открытым и не бояться ошибок.

3. Наше поведение при  проведении занятий по коррекционно-развивающей  программе служило образцом для  подражания и способом усиления  и подкрепления все положительных  изменений в поведении ребенка. 

Ожидаемые результаты по программе - нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, умение выплескивать гнев в приемлемой форме и как следствие снижение вербальной и невербальной агрессии старшего дошкольника.

 

 

Выводы 

 

В результате диагностирования агрессивности установлено, что  в экспериментальной группе агрессивность  выражена выше.

С экспериментальной группой  должна быть проведена коррекционно-развивающая  работа в следующих направлениях:

-обучение детей приемам  саморегуляции, умению владеть  собой в   обучение способам  выражения гнева в приемлемой  форме.

-различных ситуациях.

-отработка навыков общения  в возможных конфликтных ситуациях.

-формирование таких качеств,  как эмпатия, доверие к людям  и т. д.

Таким образом, считаем, что  коррекционно-развивающая работа, проведенная  по программе, составленной на основе подвижных игр, была результативна  и эффективна. Комплекс коррекционно-развивающих  занятий на основе подвижных игр  действительно эффективен и способствует снижению уровня агрессивности у  старших дошкольников.

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение проблемы взаимосвязи средств массовой информации и уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение  влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема сохранения и укрепления психического здоровья детей является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Эта проблема отражена в нормативно-правовых документах, в которых сказано, что дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления психического здоровья как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей психического здоровья детей и их ориентация на здоровый образ жизни.

Педагогический коллектив  детского сада должен создать условия  для организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей. Задача педагогов заключается в том, чтобы проводимая в детском саду работа осуществлялась в тесном контакте с родителями через разнообразные формы взаимодействия. Анализ литературы показал, что эффективное взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей дошкольного возраста может организовано при выполнении психолого-педагогических условий, повышение педагогической грамотности родителей и формирование активной позиции родителей в образовательном процессе.

Проведенная опытно-экспериментальная  работа подтвердила эффективность  данных условий. Повышение педагогической грамотности родителей и формирование активной позиции в вопросах воспитания детей способствуют организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Решая первую задачу исследования, мы изучили теоретические концепции  и положения по проблеме, что позволило  в дальнейшем определить основные ориентиры  в исследовании и подготовить  базу для реализации остальных задач.

При решении второй задачи мы подобрали диагностический инструментарий и провели экспериментальные  исследования по данной теме.

Результатом решения задачи явилась разработанная нами коррекционная  программа по снижению уровня агрессии на основе игровой коррекции.

Также нами был проведен анализ изменения уровня агрессивности  старших дошкольников которые смотрят  СМИ и не смотрят.

Отправным пунктом научного исследования явились результаты диагностического обследования старших дошкольников. Эксперимент показал, что дошкольники  нуждаются в организации специально организованной работы по снижению уровня агрессии, содержание которой мы спроектировали на основе игровой коррекции, в основе которой находится подвижная  игра.

Изучение уровня агрессии экспериментальных групп позволило  получить статистически значимые данные, свидетельствующие о том, что  выявление и учёт взаимосвязи средств массовой информации и уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста существует.

Так по результатам проведенного нами эксперимента  можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень агрессивности  по методике «Несуществующее животное».

Проведенное исследование по изучаемой проблеме позволило сделать  следующие выводы:

1. Средства массовой информации  могут оказывать как положительное  влияние на социализацию старшего  дошкольника, так и негативное  – при просмотре сцен, содержащих  насилие и различные агрессивные  фрагменты, уровень агрессии детей  старшего дошкольного возраста  повышается.

Исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных  с воздействием СМИ на уровень агрессии старших дошкольников, и не претендует на полноту характеристик рассматриваемой проблемы, а является одним из  подходов к разработке актуальной проблемы определения педагогических условий, необходимых и достаточных для снижения уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционного воздействия, который бы соответствовал основным тенденциям социокультурного развития общества.

В ходе исследования встретились  затруднения, связанные с недостаточной  научно-теоретической и практической разработанностью как самой сущности воздействия средств массовой информации на психику старшего дошкольника, так и на уровень агрессии, а именно – его повышение.

Перспективой дальнейших исследований, на наш взгляд, может  выступить проблема выявления факторов, определяющих воздействие средств массовой информации посредством экспонируемой агрессии на уровень агрессивности старших дошкольников.

 

 

Список  использованной литературы

  1. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1–3 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 80 с.
  2. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4-5 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.– 44 с.
  3. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М., 2004.
  4. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: Сфера, 2006.
  5. Волкова В.А. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - №3,4.
  6. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. - М.: Сфера, 2007.
  7. Ганаева Е.А.Маркетинг в управлении образовательнымучрежеднием: Монография. - М.: Спутник, 2006.
  8. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - №8.
  9. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация // Валеология. - 2006. - №1. - С. 53-59.
  10. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью // Управление ДОУ. - 2006. - №1.
  11. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
  12. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья // Управление ДОУ. - 2004. - №3.
  13. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - М., 2004.
  14. Комарова Т.С., Тимофеева Г.В. Управление творческой деятельностью коллектива ДОУ // Управление ДОУ. - 2004. - №4.
  15. Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи // Управление ДОУ. - 2003. - №5.
  16. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
  17. Марьенко И.С. Нравственное становление личности дошкольника. - М.: Просвещение, 1985.
  18. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / М.: Просвещение, 1985
  19. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. М., 1997
  20. Поташник М.М., Ямбург Е.А. Управление качеством образования. - М., 2000.
  21. Репин С.А., Сериков С.Г. Документационное обеспечение здоровьесбережения в образовательных учреждениях. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. - 230 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.
  23. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.
  24. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями // Управление ДОУ. - 2004. - №3.
  25. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
  26. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие  образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКИ, 2005 г. – 320 с.
  27. Щебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В.Н. Щебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3 – 128 с.

 

Приложение 1. Результаты анализов

 

Уровни агрессивности  у детей экспериментальной группы по методикам «Несуществующее животное»  и  анкета для воспитателей «Критерии  агрессивности у ребенка».

 

Таблица 5

 

 

Методика

«Несуществующее животное»

«Критерии агрессивности  у ребенка»

Ф И О 

баллы

уровень

баллы

уровень

1.

Саша А.

17

С

10

С

2.

Полина Б.

12

С

13

С

3.

Даниил Б.

13

С

14

С

4.

Саша Г.

19

В

15

В

5.

Максим Г

25

В

17

В

6.

Влад К.

11

С

16

В

7.

Полина К.

9

С

7

С

8

Полина К.

7

Н

2

Н

9

Максим М.

11

С

11

С

10

Соня П.

22

В

18

В

11

Даша П.

8

Н

4

Н

12

Даниил Е.

19

В

14

С

13

Соня С.

6

Н

4

Н

14

Наташа Х.

11

С

8

С

15

Лика Х.

8

Н

11

С

16

Илья О.

6

Н

6

Н

17

Полина Ш.

19

В

14

С

18

Кристина К.

18

С

16

В

19

Карина И.

8

Н

10

С

20

Никита Ж.

5

Н

3

Н

21

Лера К.

16

С

14

С

Уровни агрессивности

Высокий

5 (24 %)

5 (24 %)

Средний

9 (43 %)

11 (52 %)

Низкий

7 (33 %)

5 (24 %)

Информация о работе Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста