Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Диплом изменён в первой главе и частично во второй..docx

— 446.08 Кб (Скачать)

На развитие эмоциональной  сферы дошкольника оказывает  влияние множество факторов. Факторы  развития эмоций раскрыты в рис.1.

Рис.1. Иерархия развития эмоционально-волевой сферы дошкольника.

 

Детско-родительские отношения могут быть гармоничными или дисгармоничными. При гармоничных отношениях ребёнку уделяется достаточно времени, с ним разговаривают, гуляют и т.д. Гармоничные отношения могут развиваться как в полной, так и в не полной семье, при наличии взаимопонимания и любви. Дисгармоничные отношения не отвечают заявленным признакам. В таких семьях часто слышны крики и грубые слова, преобладает грубое отношение к ребенку, возможно насилие.

Сверстники могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребёнка. Дети, посещающие детский сад, пришли из семей разных по уровню образованности, уровню достатка. Дошкольники имеющие отрицательный опыт поведения часто ссорятся со сверстниками, решают спор с помощью силы.

Личность педагога играет большую роль в воспитании ребенка-дошкольника. Дети дошкольного возраста копируют поведение значимого взрослого, стараются во всем подражать ему. Педагог, имеющий агрессивные наклонности или другие нежелательные проявления вероятнее всего воспитает детей с нарушениями поведения.

Основная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре - ведущему виду деятельности дошкольников. Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения  имеет не только педагогические цели, но оказывает и терапевтическое  влияние на ребенка. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать»  на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. С этой точки зрения игра для дошкольников - наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой  они могут заняться8.

Игр очень много, они могут  быть самыми разными, но особое место  среди них занимают подвижные. Благодаря  большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность дошкольников. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим способом реагировать на сигнал, постоянно меняющиеся ситуации организуют и дисциплинируют детей, приучают их контролировать свое поведение, помогают справляться с отрицательными эмоциями, развивают двигательную инициативу и самостоятельность.

О. Г. Кокорева, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. В. Полтавцева, Е. А. Сагайдачная, Э. Я. Степаненкова  считают, что подвижная  игра является средством гармоничного развития ребенка, формирования положительных  взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным  поведением. Подвижные игры – это  игры с правилами.

Подвижная игра с правилами  — это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным  выполнением заданий, связанных  с обязательными для всех играющих правилами9.

Начальные формы игр с  правилами носят сюжетный характер, для которых характерны роли с  соответствующими для них двигательными  действиями, например «Кошки-мышки», «Зайцы и волк». Сюжетно-ролевые подвижные  игры предоставляют детям возможность  творческой двигательной импровизации, способствуют быстрому погружению в  нужный образ и переключению, переходя из активного состояния в состояние  покоя и наоборот. Благодаря тому, что дети заранее представляют, какой  характер у того или иного героя, они контролируют собственную двигательную активность. Из-за чередования моментов покоя и напряжения происходит снятие мышечного напряжения. 

Несюжетные подвижные  игры (перебежки, ловушки; игры с элементами соревнования; игры-эстафеты; игры с  предметами; игры-забавы и др.) содержат интересные детям двигательные игровые  задания, ведущие к достижению цели. Особую группу составляют хороводные игры, которые проходят под песню или стихотворение.  По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

Подвижная игра способствует созданию близких отношений между  участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить  себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается  благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом10.

С.Ю.Чижова и О.В.Калинина для снятия агрессии у детей предлагают также использовать подвижные игры, которые учат ребенка снимать  напряжение (догонялки, прыгалки, зарядка  и т.п.). Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти  занятия снимают агрессивное  напряжение и дают положительные  эмоции ребенку. После снятия излишней напряженности (подвижной игры) С.Ю.Чижова и О.В.Калинина советуют провести релаксацию, расслабление, массаж. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка  произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние.

На первых этапах работы с агрессивными детьми Лютова Е.К. и  Монина Г.Б.  рекомендуют подбирать  такие игры и упражнения, с помощью  которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую  агрессию. Как показывает многолетний  опыт проведения игровой терапии  Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., на первых порах ребенок действительно  может стать более агрессивным, но через 4 —8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Подвижные  игры («Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг»  и др.), по их мнению, способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.

Анализ психотерапевтической, психологической, психолого-педагогической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление  проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно  выделить два основных направления  практического использования коррекционных  игр в работе с дошкольниками.

Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных  подвижных игр для детей, и  получило название «недирективной игровой  терапии», цели которой состоят в  помощи ребенку в самопознании и  развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой  терапии состоит в создании или  восстановлении отношений между  ребенком и взрослым. Во время игры взрослый демонстрирует ребенку  его безусловное принятие - не требует  никаких изменений, создает чувство  безопасности и вседозволенности, веру в возможности ребенка, позволяет  ему всегда быть лидером и самому решать свои проблемы. Вместе с тем  игровой терапевт демонстрирует  ребенку сочувствие, отражая его  чувства в речи таким образом, что ребенок постепенно приходит к осознанию своих переживаний.

Второе направление в  практике использования коррекционных  игр предполагает создание взрослыми  и проигрывание вместе с детьми социальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развить эмоциональную сферу, обучить  его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

Одним из первых отечественных  исследователей, предложивших использование  игр, в том числе и подвижных («Пятнашки», «Жмурки», «Проникновение в круг» и др.), для коррекции  поведения дошкольников, является А.И. Захаров. Его игры строятся по принципу игр-демонстраций, отличаются от них  более свободным построением  сюжета, отсутствием большого количества декораций, специально разучиваемых слов. А.И.Захаров подчеркивает, что, поскольку правила коррекционной игры накладывают определенные ограничения, дети вынуждены как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик - «хочу и все».

В работах М.И. Чистяковой, Н.В. Самоукиной и др. разработаны  системы коррекционных занятий  для дошкольников, куда игра входит как один их методов наряду с арт-терапией и другими методами. Так, М.И. Чистякова  в процессе игровой коррекции  особое внимание уделяет этюдам, направленным на развитие эмоциональной сферы  дошкольников. В них дошкольники  учатся правильно передавать и воспринимать различные эмоциональные состояния  и черты характера героев (этюды: «Чуня-задавака», «Ябеда» и т.д.). Особое внимание М.И. Чистякова уделяет  индивидуальным этюдам, подчеркивая, что  многие из них должны создаваться  исходя из конкретных негативных особенностей характера поведения ребенка.

Основным принципом игровой  коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской (Нарушения игровой деятельности. 1980), является воздействие на ребенка  с учетом специфичности обстановки и контакта - чтобы включить в  действие механизм перестройки поведения  детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой  у них появились нежелательные  формы поведения.

В работах психологов и  психотерапевтов последнего десятилетия  отмечается не только возможность, но и необходимость использования  педагогами коррекционных игр в  ДОУ. Это обусловлено, с одной  стороны, большим количеством поведенческих  проблем у современных дошкольников, с другой стороны - слабым развитием  психологической службы в нашей  стране, необходимостью профилактики поведенческих и личностных проблем  детей, начиная с дошкольного  возраста.

Таким образом, анализ проблемы использования подвижных игр  как средства коррекции показывает, что в отечественной психологической  и психотерапевтической практике используются разные виды коррекционных игр и упражнений, предлагаются системы коррекционных игр для преодоления трудностей поведения, развития эмоциональной сферы ребенка и социальных навыков поведения. О.Г.Кокорева, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.В.Полтавцева, Е.А.Сагайдачная, Э.Я.Степаненкова  считают, что подвижная игра является средством гармоничного развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением. По мнению Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. подвижные игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных терапевтических эффектов. Поэтому подвижная игра рассматривается как эффективное средство для снижения уровня агрессивности старших дошкольников.

1.3    Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей

В последнее время, по наблюдениям  психологов, наблюдается  тенденция  к увеличению агрессивности  у  детей дошкольного возраста. Особенно это  касается детей из неблагополучных  семей и детей, имеющих поражение  центральной нервной системы. Попадают в эту категорию и гиперактивные  дети из-за своей импульсивности и  неумения сдерживать  отрицательные  эмоции. Существует много причин, которые  приводят к негативным, агрессивным  проявлениям, но хочется  рассмотреть  и  обратить внимание на одну из них  -  влияние  телевизионных передач  и компьютерных игр  на развитие эмоционального мира ребенка.

Средства массовой информации оказывают мощное влияние на формирование сознания, на формы мышления, восприятия и творчества современного ребёнка. Это особенно проявляется в рисунках детей, литературных работах, в общении  со взрослыми и сверстниками. Часто  детские игры выглядят как многосерийные сюжеты, включающие  картинки противоборства добра и зла, жестокость, насилие.

Насилие и агрессия, провоцируются  у детей при просмотре современных  мультсериалов, выстроенных на повторяющихся  сценах противоборства. Подобная видеопродукция не только приводит к дисгармонии  в личностном развитии детей, но и  прерывает связь поколений и  культурную традицию.

Агрессия с экрана телевизора, для ребенка, является доказательством  того, что агрессия допустима, это  снижает прочность моральных  запретов,  поставленных взрослым и  повышает риск уже  открытой агрессивной  разрядки.

При восприятии фильма, ребенок  чаще всего «выхватывает» из него отдельный, наиболее запомнившийся, наиболее эмоционально воздействующий эпизод, вернее, поступок, действие героя и  на основании этого пытается дать оценку всему фильму, поведению героя  в целом, судить о его характере.

Агрессивность стимулируется  у детей косвенно - из-за постоянного  просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных  передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется  смешным, то ребёнок воспринимает его  поведение как заслуживающий  восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается.

      Не так  давно был проведен опрос детей  старшего дошкольного возраста  «Твоя любимая телепередача»   и предложено нарисовать её11.

Результаты опроса детей  о любимой телепередаче выявили  следующее:

1. 45% детей часто смотрят  боевики, страшные фильмы, причём  в телевизионной программе они  транслируются поздно вечером;

2.  55% детей смотрят  телевизор без ограничения со  стороны взрослых, родители не  интересуются, что смотрят дети.

3.    77% детей играют  рядом, когда родители смотрят  «свои» программы;

4.  Только 23%  детей играют  в своей комнате во время  просмотра телепередач родителями;

5.  У 45%  детей любимые  игры: «стрелялки» в компьютер,  «войнушки»;    они любят  изображать монстров, роботов, мутантов  и т.д. Дети часто рисуют  некоторые эпизоды из кинофильмов,  в которых присутствуют жестокость, агрессия, мистика, взрывы, при этом  много мелких деталей, размашистых  штрихов, используются темные  тона. В своих играх эти дети  берут на себя роль  привидений, мумии, драконов и т.д. У этих  детей игры  чрезмерно эмоциональные,  очень часто наблюдаются агрессивные  проявления, жестокость по отношению  к сверстникам, трудности в  общении со взрослыми и детьми, причем у 27%  детей стоит  диагноз синдром дефицита внимания  с гиперактивностью, 18% – органическое  поражение центральной нервной  системы. По сравнению с детьми, которые  не смотрят передачи, несущие негативную информацию, у этих 45% детей явно выражена  взаимосвязь средств массовой  информации, компьютеров  на их  поведение, игры.

Информация о работе Взаимосвязь средств массовой информации и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста