Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Психическое здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимосвязи средствами массовой информации 7
1.1. Понятие агрессии, взаимосвязь, средства массовой информации в психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3 Средства массовой информации как условие проявления агрессии у детей 25
Выводы 31
Глава 2. Анализ взаимосвязи средств массовой информации и агрессии 32
2.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Разработка программы взаимодействия детского сада «Ромашка» и семьи в вопросах воспитания детей 35
2.3 Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 40
2.4 Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности 44
Список использованной литературы 54
На развитие эмоциональной сферы дошкольника оказывает влияние множество факторов. Факторы развития эмоций раскрыты в рис.1.
Рис.1. Иерархия развития эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Детско-родительские отношения могут быть гармоничными или дисгармоничными. При гармоничных отношениях ребёнку уделяется достаточно времени, с ним разговаривают, гуляют и т.д. Гармоничные отношения могут развиваться как в полной, так и в не полной семье, при наличии взаимопонимания и любви. Дисгармоничные отношения не отвечают заявленным признакам. В таких семьях часто слышны крики и грубые слова, преобладает грубое отношение к ребенку, возможно насилие.
Сверстники могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребёнка. Дети, посещающие детский сад, пришли из семей разных по уровню образованности, уровню достатка. Дошкольники имеющие отрицательный опыт поведения часто ссорятся со сверстниками, решают спор с помощью силы.
Личность педагога играет большую роль в воспитании ребенка-дошкольника. Дети дошкольного возраста копируют поведение значимого взрослого, стараются во всем подражать ему. Педагог, имеющий агрессивные наклонности или другие нежелательные проявления вероятнее всего воспитает детей с нарушениями поведения.
Основная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - ведущему виду деятельности дошкольников. Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но оказывает и терапевтическое влияние на ребенка. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. С этой точки зрения игра для дошкольников - наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться8.
Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность дошкольников. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим способом реагировать на сигнал, постоянно меняющиеся ситуации организуют и дисциплинируют детей, приучают их контролировать свое поведение, помогают справляться с отрицательными эмоциями, развивают двигательную инициативу и самостоятельность.
О. Г. Кокорева, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. В. Полтавцева, Е. А. Сагайдачная, Э. Я. Степаненкова считают, что подвижная игра является средством гармоничного развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением. Подвижные игры – это игры с правилами.
Подвижная игра с правилами — это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами9.
Начальные формы игр с
правилами носят сюжетный характер,
для которых характерны роли с
соответствующими для них двигательными
действиями, например «Кошки-мышки», «Зайцы
и волк». Сюжетно-ролевые подвижные
игры предоставляют детям
Несюжетные подвижные игры (перебежки, ловушки; игры с элементами соревнования; игры-эстафеты; игры с предметами; игры-забавы и др.) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Особую группу составляют хороводные игры, которые проходят под песню или стихотворение. По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.
Подвижная игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом10.
С.Ю.Чижова и О.В.Калинина для снятия агрессии у детей предлагают также использовать подвижные игры, которые учат ребенка снимать напряжение (догонялки, прыгалки, зарядка и т.п.). Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку. После снятия излишней напряженности (подвижной игры) С.Ю.Чижова и О.В.Калинина советуют провести релаксацию, расслабление, массаж. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние.
На первых этапах работы с агрессивными детьми Лютова Е.К. и Монина Г.Б. рекомендуют подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4 —8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Подвижные игры («Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг» и др.), по их мнению, способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.
Анализ психотерапевтической,
психологической, психолого-педагогической
литературы позволяет определить игры,
специально направленные на преодоление
проблем в поведении ребенка,
как коррекционные. При этом можно
выделить два основных направления
практического использования
Первое направление
Второе направление в
практике использования коррекционных
игр предполагает создание взрослыми
и проигрывание вместе с детьми социальных
игр и упражнений, помогающих преодолеть
различные трудности в
Одним из первых отечественных исследователей, предложивших использование игр, в том числе и подвижных («Пятнашки», «Жмурки», «Проникновение в круг» и др.), для коррекции поведения дошкольников, является А.И. Захаров. Его игры строятся по принципу игр-демонстраций, отличаются от них более свободным построением сюжета, отсутствием большого количества декораций, специально разучиваемых слов. А.И.Захаров подчеркивает, что, поскольку правила коррекционной игры накладывают определенные ограничения, дети вынуждены как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик - «хочу и все».
В работах М.И. Чистяковой,
Н.В. Самоукиной и др. разработаны
системы коррекционных занятий
для дошкольников, куда игра входит
как один их методов наряду с арт-терапией
и другими методами. Так, М.И. Чистякова
в процессе игровой коррекции
особое внимание уделяет этюдам, направленным
на развитие эмоциональной сферы
дошкольников. В них дошкольники
учатся правильно передавать и воспринимать
различные эмоциональные
Основным принципом игровой
коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской
(Нарушения игровой
В работах психологов и
психотерапевтов последнего десятилетия
отмечается не только возможность, но
и необходимость использования
педагогами коррекционных игр в
ДОУ. Это обусловлено, с одной
стороны, большим количеством
Таким образом, анализ проблемы
использования подвижных игр
как средства коррекции показывает,
что в отечественной
В последнее время, по наблюдениям
психологов, наблюдается тенденция
к увеличению агрессивности у
детей дошкольного возраста. Особенно
это касается детей из неблагополучных
семей и детей, имеющих поражение
центральной нервной системы. Попадают
в эту категорию и
Средства массовой информации оказывают мощное влияние на формирование сознания, на формы мышления, восприятия и творчества современного ребёнка. Это особенно проявляется в рисунках детей, литературных работах, в общении со взрослыми и сверстниками. Часто детские игры выглядят как многосерийные сюжеты, включающие картинки противоборства добра и зла, жестокость, насилие.
Насилие и агрессия, провоцируются
у детей при просмотре
Агрессия с экрана телевизора, для ребенка, является доказательством того, что агрессия допустима, это снижает прочность моральных запретов, поставленных взрослым и повышает риск уже открытой агрессивной разрядки.
При восприятии фильма, ребенок чаще всего «выхватывает» из него отдельный, наиболее запомнившийся, наиболее эмоционально воздействующий эпизод, вернее, поступок, действие героя и на основании этого пытается дать оценку всему фильму, поведению героя в целом, судить о его характере.
Агрессивность стимулируется у детей косвенно - из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным, то ребёнок воспринимает его поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается.
Не так
давно был проведен опрос
Результаты опроса детей о любимой телепередаче выявили следующее:
1. 45% детей часто смотрят боевики, страшные фильмы, причём в телевизионной программе они транслируются поздно вечером;
2. 55% детей смотрят телевизор без ограничения со стороны взрослых, родители не интересуются, что смотрят дети.
3. 77% детей играют рядом, когда родители смотрят «свои» программы;
4. Только 23% детей играют
в своей комнате во время
просмотра телепередач
5. У 45% детей любимые
игры: «стрелялки» в компьютер,
«войнушки»; они любят
изображать монстров, роботов, мутантов
и т.д. Дети часто рисуют
некоторые эпизоды из