Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:41, реферат
Понятие средства массовой информации. роль коммуникации и СМИ в политической системе общества. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества. СМИ и российское государство.
Понятие средства массовой информации. роль коммуникации и сми в политической системе общества
Термин "средства массовой информации" появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Каждое из слов этого термина несет определенную смысловую нагрузку.
Информация. Вне зависимости от того, как определяется данное понятие - как мера организации (Н. Винер ), как снятая неопределенность (К. Шеннон ) или как отраженное разнообразие (Д. Урсул ), - оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация - отображение и, следовательно, та или иная версия (социального) мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда облекается в определенную форму и, таким образом, интерпретируется.
Массовость фиксирует взаимодействие массовидных субъектов: газетная статья или телепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу. Это придает коммуникации и информации особый характер - "сжатость", "свернутость", "упакованность", предполагает потерю определенных информационных нюансов, вместе с тем - неэлитарность и общедоступность. Вместе с тем "массовость" характеризует корпоративный характер производства информации.
Коммуникация
и информирование могут носить непосредственный
(ситуация общения двух людей) и опосредованный
характер. Когда говорят о СМИ,
то имеют в виду особых посредников,
появление которых стало
В современном обществе, по определению белорусских исследователей В. Воробьева и Е. Дмитриева, "журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает как: 1) социальный институт; 2) система специальных, теоретических и прикладных знаний; 3) совокупность средств и приемов массовой информации; 4) профессиональная деятельность творческого характера; 5) институт политической системы общества". В свою очередь, отметим, что журналистика как социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением ”.
Исходя из сказанного, можно определить СМИ как многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.
Итак, система СМИ определяется посредством нижеследующих характеристик:
- информативная насыщенность;
- публичность,
т.е. неограниченный и
- наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;
- непрямое, разделенное
в пространстве и во времени
взаимодействие
- однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;
- непостоянный
и рассредоточенный тип
Исходя из технических
способов распространения информации
и налагаемых этими способами
ограничений СМИ можно
1) пресса (печать)
- средства распространения
2) радио - передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;
3) телевидение
- передачи звуковой и
4) Фактически
под определение "СМИ"
СМИ обладают различными
возможностями и силой
Учитывая, что СМИ являются одним из основных инструментов коммуникации (которую можно также понимать в качестве синонима "информации"), в том числе политической коммуникации, необходимо рассмотреть ее место и роль в политической системе общества.
Термин "политическая коммуникация" появился в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого века. Как считают М. Грачев и Ю. Ирхин, "началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период Первой мировой войны" [13, с. 127]. С демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX века, развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий исследования политической коммуникации выделились в самостоятельное направление, которое находится на стыке социальных и политических наук.
Существует немало различных определений понятия "политическая коммуникация". Наиболее полным из них представляется определение, предложенное Р.Ж. Шварценбергом, который охарактеризовал ее как "процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой, а также между политической и социальной системами. Идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях" [14, с. 174]. Л. Пай вносит определенное уточнение: "Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации" [15, р. 442].
В современных исследованиях политическая коммуникация рассматривается как важнейший компонент и неотъемлемая составная часть политической системы общества, "которая устанавливает связи между институтами политической системы... Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации" [16, с. 109]. В связи с этим, в частности, К. Дойч рассматривал политическую систему как систему производства и воспроизводства информации по преимуществу [17, р. 27]. Информация - это структурированные отношения между событиями. Коммуникация - передача таких структурированных отношений. Каналы - пути передачи информации. Коммуникационные процессы имеют ключевое значение для функционирования политических структур, хотя жизнедеятельность последних не сводится к ним [17, р. 43].
Политическая коммуникация имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.
Таким образом,
политическую коммуникацию можно охарактеризовать
как информационно-
По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно - политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Сегодня многие исследователи, в частности М. Анохин и М. Павлютенкова, рассматривают информацию как "важнейший источник власти" [16, с. 44]. "По сути, - отмечают эти авторы, - политическая система может рассматриваться как погруженная в информационное пространство" [16, с. 40]. Отталкиваясь от сходных предпосылок, И. Засурский отмечает: "Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы" [18, с. 87].
"Информатизация"
и "медиатизации" социальной
жизни и политики фактически
означают изменение роли СМИ,
которые становятся "системообразующим
элементом политики", приобретают
в ней "новый
Исходя из своего коммуникативного потенциала СМИ могут быть охарактеризованы как особая подсистема (институт) социально-политического целого, обладающая исключительной важностью: они являются одновременно и пронизывающим все общество каналом информационного обмена, и циркулирующей по этому каналу жидкостью (информацией). В этом отношении их роль подобна роли денег в экономике (универсальные посредники). С другой стороны, они играют активную роль, и в этом отношении могут быть уподоблены политическому действию как таковому (форс-идеям, выражаясь языком Бурдье [19, с. 202]).
Следовательно, СМИ не "локализованы" в каком-либо "месте" политической системы и являются одновременно ее средой и "внутренним" коммуникативным каналом. В рамках описанной выше модели ролевые задачи СМИ распределяются сразу по всем трем уровням (измерениям) политического процесса - формальному, содержательному, процессуальному:
-- - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -
¦ 1 1 ¦
А В
¦ Politics -- - - - - - - - - -¬ Politicy ¦
---> -------> 2 Polity --------> --->
¦ СМИ L- - - - - - - - - -- СМИ ¦
СМИ
¦ input output ¦
- - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -
Рис. 1. Модель функционирования СМИ
На формальном уровне (polity) роль СМИ заключается в распространении и пропаганде общих коллективных целей и требований, которым подчиняется функционирование политической системы. Как пишет С. Дубовик, "мы на практике убедились, что общество не может выжить, если не обеспечивает одинакового понимания единых правил игры. ...Одним из главных инструментов такого обеспечения, безусловно, являются средства массовой информации" [11, с. 3 - 4].
На содержательном уровне (policy) осуществляемая посредством СМИ политическая коммуникация обеспечивает мобилизацию ресурсов общества, принятие управленческих решений, формирование политических программ. Иными словами, в силу своей природы политическая система нуждается не только в наличии базовых институциональных условий своего существования, но и в согласованном взаимодействии всех ее подсистем [см. 6, с. 4 - 5].
На процессуальном (politics) уровне СМИ обеспечивают артикуляцию и агрегацию интересов, их конверсию в целях политической социализации и политической поддержки.
Следует отметить, что на уровнях polity и policy роль СМИ, их коммуникативный вес примерно одинаков (с известными оговорками) во всех современных политических системах, и это, в частности, касается политической системы Беларуси. На этих уровнях государство и общество выступает как своего рода "консенсусное" образование, при котором "граждане и правительство рассматриваются как единое целое" [см. 12, с. 92]. Ролевая специфика СМИ выявляется скорее в процессуальном измерении - там, где происходят процессы "автономизации" субъектов политического процесса, т.е. процессы, определяемые как "борьба за власть" [см. 12, с. 90].