Средства массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:41, реферат

Краткое описание

Понятие средства массовой информации. роль коммуникации и СМИ в политической системе общества. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества. СМИ и российское государство.

Файлы: 1 файл

Понятие средства массовой информации.docx

— 67.68 Кб (Скачать)

Поскольку белорусское  общество "еще подходит к пониманию  того факта, что... гражданское сообщество как институт реализации личности является наиболее оптимальной гражданской  организацией" [11, с. 11], а потому "классические" акторы политического процесса - группы давления, партии, общественные объединения и т.д. - в Беларуси в полной мере не сформировались, государство вынуждено взять на себя представительство интересов всего общества. Таким образом СМИ оказываются в двойственной ситуации, которая, по меткому замечанию В. Дубовика, может быть охарактеризована как положение между "молотом" (властью) и наковальней (обществом) [11, с. 15]. При этом именно на государственные СМИ выпадает роль выразителя интересов государства, с одной стороны, и общества - с другой. В условиях, когда структуры гражданского общества пребывают в зачаточном, незрелом состоянии, это повышает роль государственных медиа в политическом процессе.

Средства  массовой коммуникации - элемент политической системы общества

Многие политологи в наши дни активно исследуют  проблему коммуникации и информации, ибо они необходимы для функционирования политической.системы и представляют ее очень важный, динамичный элемент — информационно-коммуникативную подсистему.

Политическая  коммуникация есть процесс передачи политической информации, благодаря  которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Идет непрерывный процесс взаимообмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях.

Особое место  в политической коммуникации занимает обмен информацией между правителями  и управляемыми с целью добиться их согласия. Действительно, любой правитель  стремится добиться согласия с его  решениями, а каждый управляемый  старается выразить свои нужды и  добиться, чтобы о них узнали. Согласие между этими двумя сторонами  может создаться только с помощью коммуникации, обмена.

Политическая  коммуникация отвечает фундаментальной  потребности политической системы: для политической системы она  то же, что кровообращение для организма человека.

Коммуникация  в широком смысле слова — все  виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов. Язык жестов, дорожные знаки, государственная и политическая символика, правила этикета и  пр. — все это несет необходимую  для социализации индивида информацию.

Понятия «массовая  коммуникация», «массовая информация»  активно вошли в язык XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением  социологами особенностей поведения  в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным  фактором: появлением принципиально  новых средств передачи информации.

Многие поколения  наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и  передачи информации — устным словом.

Зарождение действительно  массовой информации связывается с  появлением бумаги и печатного станка.

Подлинный переворот  в области распространения информации произвело появление телеграфа  в 1840 г. Стали создаваться первые телеграфные агентства, резко увеличилось  число газет и журналов. 

Сейчас трудно представить себе повседневное существование  без телефона, хотя телефон, изобретенный в 1870 г., еще сто лет назад казался  ненужной роскошью. То же самое можно  сказать и о радио, появившемся  благодаря изобретениям итальянца  Маркони и нашего соотечественника А. С. Попова.

XX век подхватил  эстафету открытий в сфере  передачи и распространения информации: беспроволочный телеграф, черно-белое,  цветное, кабельное, спутниковое  телевидение, телетайпная и факсимильная  связь, спутники связи — все  это дало человечеству двадцатое  столетие, столетие массовой коммуникации.

Производство  компьютеров, появление модельной  связи, информационных сетей повлияло на структурное изменение производительных сил и производственных отношений. С помощью персонального компьютера, например, стало возможным выполнять  работу на дому, передавая результаты труда по модему.

Индустрия коммуникации и информации приобретает в 'некоторых  странах такой экономический  вес, что они становятся ключевым элементом, заменяющим в процессе создания национального продукта тяжелую  и обрабатывающую промышленность.

Существует точка  зрения, что экономика будущего будет  опираться главным образом на информацию и что информация становится основным ресурсом, который будет  играть доминирующую роль, оттеснив на второй план сырье и энергию. Японское правительство планирует выходить в XXI столетии на мировые рынки в  основном с интеллектуальной продукцией, «ноу-хау», современными ехнологиями средств связи, научно-технической информацией.

«Коммуникационный взрыв» обусловил появление разнообразных  концепций: «новой технологии и организации» (Дж Гэлбрейт), «человеческой техники» (Ж. Эллюль), «информационной техноструктуры» (П. Дракер), «интеллектуальной технологии», «электронного общества» (Д. Белл), «информатизированного общества будущего» (Ж.-Л. Сер-ван-Шрейбер) и др. «Власть информации, — пишет Ж.-Л. Серван-Шрейбер в одноименной книге, — единственная власть, которая непрерывно возрастает как благодаря развитию техники, так и — главным образом — потому, что она, информация, стала тем пропускным пунктом, которого никто не может избежать». Технический прогресс в области информатики способствует, по мнению этих исследователей, разрешению не только проблем экономики, но и политических антагонизмов. «Лозунг борьбы с капитализмом снят с повестки дня», — резюмировал Ж. Эллюль. 

Понятна эйфория, порождаемая мощным прорывом человечества к новым возможностям осуществления  своего потенциала и решения многих задач интенсификации производства, роста его производительности, увеличения интеллектуальной емкости продукции. Средства массовой информации и коммуникации, несомненно, изменили культурный ландшафт мирового сообщества: способствовали интернационализации духовного  опыта отдельных стран и народов, дали возможность поставить ряд глобальных проблем как общечеловеческих (например, экология, угроза ядерной войны), заставили глубже осознать единство человеческого рода при всем его многообразии.

Вместе с тем  средства массовой информации и коммуникации, конечно, не могут рассматриваться  как панацея, палочка-выручалочка  от всех человеческих бед. Политические, социальные и экономические противоречия очень быстро проявили себя и по вопросу о средствах массовой информации.

70-80-е гг. XX столетия  прошли под знаком политической  борьбы за создание нового  международного информационного  пространства. Развивающиеся страны  выступали за равноправные отношения  в сфере информатики и обмена  информацией, усматривая в экспансии  развитых индустриальных держав  попытки установления монополии  не только экономического, но и политического толка.

Противоречия  в сфере обмена информацией получили развитие в отношениях и между развитыми странами Министр культуры Франции возглавил общенациональную кампанию против «культурной экспансии» США, «американизации» французской культуры. В результате были приняты специальные законы, регулирующие соотношение американских и французских фильмов в кинотеатрах, меры государственной поддержки национального кинематографа.

Высокоразвитая  индустрия кино в США делает возможным, таким образом, использовать ее и  в политических целях. Известно, что  многие американские фильмы продаются  прокату, к примеру, в Египте, Сирии, России и многих других странах за символическую цену, ибо более  важным представляется завоевание максимально  широкого сектора рынка идей и  ценностей. Стремление к культурной самоидентификации нации и народа переплетается с тенденцией интернационализации  культур, зачастую порождая острые политические коллизии. Присутствие же в культурном пространстве упрощает решение задачи по формированию представления о  «естественном» политическом партнерстве

В политической системе функции информирования, взаимосвязи между людьми, организациями  выполняет информационно-коммуникативная система.

В определенном смысле информация правит миром Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентации. Какими средствами распространяется, передается информация?

Можно выделить три способа коммуникации.

Коммуникация  через средства массовой информации. Речь идет о печатных (пресса, книги, плакаты и т. д.) и электронных средствах (радио, телевидение и т. д.) массовой информации.

Коммуникация  через организации. Политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми. В настоящее время с полным основанием сюда следует включить разветвленную  сеть научных и научно-информационных учреждений, объектом деятельности которых  выступает изучение политики и накопление политической информации. Научно-информационная инфраструктура широко развита и  представлена научными институтами, центрами, консультационными службами.

Коммуникация  через неформальные контакты. Этот способ коммуникации через личные связи  важен в примитивных, или традиционалистских, обществах. Но он сохраняет значение и в развитых обществах, даже в  условиях расцвета средств массовой информации.

Более подробно остановимся на анализе коммуникации через средства массовой информации. СМИ являются одним из важнейших  институтов современного общества. Они  выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения  о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного  просветительства и т. д. Средства массовой информации оказывают влияние почти  на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию  и т. д. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах  формируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация  важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и  значение на фоне все более растущего  проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших  инструментов реализации политического процесса.

Знаменательно, что в современной политологии  СМИ характеризуют такими пышными  титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т. д. Вера во всемогущество телевидения  настолько велика, что иные политические деятели считают; тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.

Особенность СМИ  состоит в том, что они обладают способностью прямо обратиться к  общественности, минуя такие традиционные институты, как церковь, школа, семья, политические партии и организации  и т. д. Эта их способность используется политическими деятелями, политическими  партиями и т. д. СМИ выступают  активным субъектом политической жизни и в такой роли могут многое.

В течение долгого  времени главным источником информации для широкой аудитории служила  пресса — газеты и журналы. Многие из них и возникли в качестве органов  тех или иных политических партий, либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс.

Значительно расширили  возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях радио и телевидение. Изобретение  радио в конце XIX в. радикальным  образом и навсегда изменило механизм передачи информации, сделав возможным  передавать ее через государственные  границы и на дальние расстояния без физического присутствия  передающего. К началу и в период Второй мировой войны радио стало  одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим  инструментом пропаганды. Еще более  возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран.

Для телевидения  период от его возникновения до превращения  в важный инструмент политики оказался еще короче, чем для радио, что  объясняется главным образом  бурными темпами его развития и распространения. В настоящее  время оно. став доминирующим средством массовой информации, обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в стране и в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.

Роль СМИ в  политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный  и многогранный институт, состоящий  из множества органов и элементов, предназначенных реализовать многообразные  задачи информирования населения о  происходящих событиях и явлениях в  каждой конкретной стране и во всем мире. В этом качестве СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Они могут пролить  свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

Многие СМИ  задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности.

Информация о работе Средства массовой информации