Интернет как средство массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Краткое описание

«Мировая паутина», на сегодняшний день, захватила большую часть жителей нашей планеты. Многим трудно представить свою жизнь без вечера, проведенного в социальных сетях, он-лайн играх или просто на сайтах. Спросите любого школьника или студента: «Сможешь ли ты прожить неделю без компьютера?». В ответ ты, вероятнее всего, услышишь: «Как же я в «Одноклассники» зайду?».
Действительно, Интернет прочно и надолго вошёл в нашу жизнь.

Оглавление

Введение
История возникновения Internet
Интернет и Журналистика
Юридическое заключение Юнеско - о правовой природе Юнеско.
Первый официальный блог
Интернет-средство массовой информации?
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Интернет как средство массовой информации.doc

— 106.50 Кб (Скачать)
    • Введение
    • История возникновения Internet
    • Интернет  и Журналистика
    • Юридическое заключение Юнеско  - о правовой природе  Юнеско.
    • Первый  официальный блог
    • Интернет-средство массовой информации?
    • Заключение
    • Список  использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    • Введение.

«Мировая  паутина», на сегодняшний день, захватила  большую часть жителей нашей  планеты. Многим трудно представить  свою жизнь без вечера, проведенного в социальных сетях, он-лайн играх  или просто на сайтах. Спросите любого школьника или студента: «Сможешь ли ты прожить неделю без компьютера?». В ответ ты, вероятнее всего, услышишь: «Как же я в «Одноклассники» зайду?».

Действительно, Интернет прочно и надолго вошёл  в нашу жизнь.

 Интернет – это не только источник развлечений, в нем можно найти электронные книги, различную информацию, заказать продукты на дом, оплатить счета за коммунальные услуги, не выходя из дома, и даже не вставая собственного кресла. Также, просто щёлкнув на кнопку мышки можно прочитать и свою любимый журнал, не покупая его в киоске.

И на протяжении долгого времени остро стоит вопрос – является ли Интернет Средством Массовой Информации (далее СМИ). ? В своем реферате и бы хотела подробнее рассмотреть этот вопрос, изучить различные источники и документы и , в конце концов, прийти к выводу – является ли Интернет СМИ или же нет. 
 
 
 
 
 

  • История возникновения Интернета

Internet был рожден в США, и самое интересное, что толчком для его создания послужило то обстоятельно, что СССР якобы хотел напасть на США, или, по крайней мере, в США так думали. Вследствие этого, военные США в 1958 году приняли решение создать систему раннего оповещения о ракетной атаке со стороны СССР (система NORAD, North American Aerospace Defense Command). Поскольку наблюдательные пункты были разбросаны по стране, необходима была сеть, способная быстро передавать информацию.

В августе 1962 года Дж. Ликлайдер из Массачусетского  технологического института (США) выступил с серией заметок, в которых содержалось  документальное описание социального  взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети. Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернет. В октябре 1962 года Ликлайдер стал первым руководителем исследовательского компьютерного проекта в Управлении перспективных исследований и разработок Министерства обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA).

К концу 1969 года четыре компьютера были объединены в сеть, получившую название ARPANet. Предполагалось, что эта сеть будет объединять компьютеры военных научно-исследовательских и учебных заведений и использоваться для связи в случае третьей мировой войны. В последующие годы число компьютеров, подключенных к Arpanet, росло.

Параллельно с Arpanet развивались и другие компьютерные сети. Проблема заключалась в том, что все они работали по-разному. Для того чтобы они могли работать совместно, необходимо было выработать общий сетевой протокол.

В 1973 году была начата работа над проектом Internetting Project (Проект объединения сетей). Руководитель этого проекта Роберт Кан высказал идею открытой сетевой архитектуры. Открытая сетевая архитектура подразумевает, что отдельные сети могут проектироваться и разрабатываться независимо. В ходе выполнения проекта был разработан протокол, удовлетворяющий требованиям окружения с открытой сетевой архитектурой. Этот протокол был впоследствии назван TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol – Протокол управления передачей/Межсетевой протокол). В основу своих первоначальных рассуждений Кан положил четыре принципа:

  1. при подключении к Интернет сеть не должна подвергаться внутренним переделкам;
  2. если пакет с информацией не прибыл в пункт назначения, источник должен вскоре повторно передать его;
  3. для объединения сетей должны использоваться черные ящики (шлюзы и маршрутизаторы), которые должны оставаться простыми;
  4. не должно существовать общей системы управления глобальной сетью.

1 января 1983 года был осуществлен одновременный переход всех компьютеров в составе ARPANET на протокол TCP/IP. Так был установлен стандарт, согласно которому могла развиваться сеть Интернет, согласно которому она развивается и поныне.

В России первой сетью, связанной с Internet, стала сеть RELCOM, созданная в 1990 г. на базе Курчатовского института атомной энергии в Москве. Создатели сети – физики – стремились получить канал оперативного общения со своими западными коллегами в первую очередь для проведения совместных исследований. Однако, как это часто бывает, созданная ими российская подсеть Internet вскоре приобрела самостоятельное значение. В 1996 г. эта сеть имела уже порядка 300 узлов и насчитывала десятки тысяч абонентов.

Сегодня Internet объединяет множество разных сетей, миллионы компьютеров, около полумиллиарда пользователей всех континентов и, по разным оценкам, число таких пользователей увеличивается на 60-120% ежегодно. В России по данным Фонда «Общественное мнение» (весна 2004 год) 15 млн. человек используют Internet. [4]

  • Интернет  и журналистика

Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.

Специфика Интернета  позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.

Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.

Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист  несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.

Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в журналистике. Любая личность выступает как  производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить т. н. «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.

Самым ярким  примеров вброса индивидуальной информации в интернет явились недавние события в Грузии и Абхазии, куда доступ профессиональным журналистам несколько недель был практически закрыт.

Возможно, блог можно расценить как очередную  ступень в эволюции журналистики, одними из признаков которой являются децентрализация СМИ, стремление к интерактивности, переход от монолога к диалогу и т. Д

И с возникновением такого понятия – Интернет-журналистика, возникла необходимость выяснить, считать  интернет-издания средствами массовой информации или же нет. [5]

  • Юридическое заключение Юнеско –  о правовой природе  сайтов

Прежде  чем сделать вывод, является ли Интернет СМИ или же нет, необходимо изучить  законы и документы, связанные со Средствами Массовой информации, выяснить, что же такое, по законодательству, СМИ.

По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает  и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как  средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО. [2]

Российское  законодательство не дает легального определения понятия "сайт" ("сайт в сети Интернет"), хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин "официальный сайт" встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Единственным  нормативным актом, дающим легальное - на уровне регионального законодательства - определение понятия "сайт", является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы". Здесь в ст. 2 закрепляется: "официальный сайт органа власти - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения". Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт - это некая совокупность информационных ресурсов.

Однако  само понятие "информационный ресурс" также не имеет полноформатного  легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", но в настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон об информации), в котором определение понятия "информационные ресурсы" дается лишь косвенно, и только применительно к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: "Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами".

Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как  информационный ресурс представляет собой  совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего "на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам" (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко - как "совокупность определенным образом формализованных объектов".

Понятие средства массовой информации исчерпывающим  образом определяется в ст. 2 закона Российской Федерации от 27.12.1991 "О  средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). Здесь указано: "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации". Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан иной формой периодического распространения массовой информации? Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.

Правовая  природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 "Информационные агентства" и ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства "одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации". Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.

Если  же рассмотреть Интернет-сайт в контексте  положений ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.

Информация о работе Интернет как средство массовой информации