Интернет как средство массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Краткое описание

«Мировая паутина», на сегодняшний день, захватила большую часть жителей нашей планеты. Многим трудно представить свою жизнь без вечера, проведенного в социальных сетях, он-лайн играх или просто на сайтах. Спросите любого школьника или студента: «Сможешь ли ты прожить неделю без компьютера?». В ответ ты, вероятнее всего, услышишь: «Как же я в «Одноклассники» зайду?».
Действительно, Интернет прочно и надолго вошёл в нашу жизнь.

Оглавление

Введение
История возникновения Internet
Интернет и Журналистика
Юридическое заключение Юнеско - о правовой природе Юнеско.
Первый официальный блог
Интернет-средство массовой информации?
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Интернет как средство массовой информации.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Часть первая ст. 24 Закона о СМИ закрепляет: "Правила, установленные настоящим  Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении  периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений". Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой "в виде печатных сообщений, материалов, изображений". Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет -сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним "в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору".

Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: "Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное". С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия "распространение информации" как действий, направленных "на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц".

С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия "распространение продукции средства массовой информации", которое определяется как "продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ". Конечно, сайт может иметь копии, но вряд ли их число достигнет когда-либо одной тысячи штук. За исключением Интернет - сайтов, с помощью которых осуществляется интернет-вещание, все остальные сайты очевидно не подпадают под приведенное выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает, что "правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации". Следовательно, определение понятия "распространение информации" должно применяться в сфере массовой информации только в той части, в которой оно не противоречит Закону о СМИ.

Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться "иным средством массовой информации", а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации.

Сказанное выше не исключает, а, напротив, предполагает возможность добровольной регистрации  интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель Интернет - сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации данного средства массовой информации в соответствии со ст. 8, 10 Закона о СМИ.

Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" сказано: "Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу". Очевидно, что "распространение в сети Интернет" указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.

Более того, в постановлении Пленума  специально обращается внимание судов  на то, что "в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации". Следовательно, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.  [6]

  • Первый официальный блог.

Отголоском  на юридическое заключение, описанное  выше, в России появился первый блок с официальной регистрацией СМИ.

Пользователь «Живого журнала» Сергей Мухамедов получил в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций документ, согласно которому его блог ottenki-serogo.livejournal.com признан «электронным периодическим изданием информационно-познавательной тематики».

На регистрацию  у Мухамедова ушло полгода, за всю  процедуру он заплатил около 5 тыс. рублей (3 тыс. было выплачено в Россвязькомнадзоре, остальные деньги ушли на заверение различных документов у нотариуса).

По словам Мухамедова, зарегистрировать в качестве интернет-издания он мог любой  блог, в том числе чужой: никто  в службе не проверял, кому именно принадлежит дневник. Мухамедова даже не просили ввести свой пароль на странице регистрации.

С регистрацией интернет-дневника как СМИ, по словам пользователя, уже возникло множество  правовых накладок. «SUP не может стереть мой пост, потому что это является цензурой, – говорит он. – Мой блог также нельзя закрыть, потому что закрытие СМИ может происходить только по закону». О том, как его мнение соотносится с подписанным им при создании блога «Пользовательским соглашением» Livejournal.com, Мухамедов не упомянул. Как он будет решать вопросы с рекламой, также непонятно. По закону в нерекламном СМИ, которым теперь является блог, реклама может занимать не больше 40%. Поэтому остается неясным, как поступит Россвязькомнадзор, если на страничке пользователя ottenki-serogo.livejournal.com СУП разместит 50% рекламного текста: формально эти объявления на сайт поставит не сам Мухамедов. Собственные банеры он вешать на сайт не имеет права – это запрещено правилами SUP.

Многие блогеры  уже увидели в регистрации  собственного интернет-СМИ возможность «свободно ходить в Кремль».

Мухамедов признался «Газете.Ru», что зарегистрировал свой ЖЖ, только чтобы «показать всю дебильность регистрации блога как СМИ». Уже сегодня, отметил блогер, он пойдет к нотариусу, чтобы подать заявление о «разрегистрации».

Таким образом, говорит он, вопрос будет  исчерпан. Массовых обращений в Россвязькомнадзор  после его поступка ждать не стоит, считает Мухамедов: «Во-первых, это дорого, а во-вторых, все равно абсолютно ничего не дает». Более того, ответственность становится гораздо больше – за опубликованные экстремистские лозунги, призывы к свержению власти и порноролики блогеров могут привлечь к ответственности в соответствии с законом о СМИ. Что до владельцев Livejournal.com, то, по словам Мухамедова, реакции оттуда пока не последовало: «Они со мной не связывались, я им об этом не заявлял. Они, видимо, сами находятся в каком-то шоке».

Но в  управляющей «Живым журналом» компании SUP поступком пользователя серьезно озадачены.

«Формально Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия имела полное право выдать свидетельство, так как заявитель выполнил все требования закона о СМИ, подал заявление, приложил правоустанавливающие документы и заплатил госпошлину. Служба не проверяет, на кого зарегистрирован домен, и тем более не проверяют законность использования товарного знака. – заявил директор по развитию компании SUP Андрей Борисевич. – Однако Сергей Мухамедов нарушил исключительное право на использование товарного знака Livejournal, а также «Пользовательское соглашение», в соответствии с которым Livejournal.com является веб-сервисом, позволяющим создавать и вести онлайновые дневники. Поэтому мы планируем обратиться в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия с официальным письмом».

В неофициальном  разговоре в SUP добавили, что «пока думают, подавать в суд или подождать, что будет дальше».

После этого, введение поправок в законодательство и в «Закон о СМИ», на мой взгляд, стало необходимым. [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Интернет  – средство массовой информации?

Новая версия поправок к закону о СМИ  вводит понятие «сетевое издание» и снимает вопрос об обязательной регистрации блогов. Последний вариант законопроекта, разработка которого затянулась на 3 года, направлен на согласование в профильные ведомства.

Минкомсвязи подготовило проект поправок к закону «О средствах массовой информации». Документ разрабатывался около трех лет. Последняя версия выслана на согласование в профильные ведомства и имеется в распоряжении «Газеты.Ru». Документ содержит новые определения и технические поправки, касающиеся лицензирования. Министерство связи и массовых коммуникаций подтвердило «Газете.Ru» факт работы над законопроектом. Об отправленной на согласование версии поправок к закону о СМИ знают опрошенные юристы телекоммуникационных компаний.

Новый проект расширяет понятие «средство массовой информации»: кроме периодических печатных изданий, телеканалов, радио- и телепрограмм под определение подпадают электронные издания, в том числе сетевые, которые имеют постоянное название и установленную периодичность распространения или обновления.

Вводится  и поясняется новое понятие «сетевое издание». Под ним «понимается сайт в сети интернет, зарегистрированный в качестве СМИ в соответствии с настоящим законом». В соответствие с этим внесены дополнения и в способы распространения изданий: разработчики законопроекта добавили «предоставление доступа к материалам и сообщениям в электронной форме путем подписки, рассылки, а также любым иным не запрещенным законом способом».

Кроме того, под формат СМИ подпадает «иная форма распространения массовой информации» с постоянным названием и периодичностью обновления.

Ранее в Совете федерации лоббировали  принятие поправок, регламентирующих деятельность интернет-сайтов, в частности  обязывающих регистрироваться как  СМИ все интернет-сайты с аудиторией не менее 1000 посещений в день, в  том числе блоги.

С инициативой  выступал заместитель председателя объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений Владимир Слуцкер.

В действующем  до сих пор «Законе о СМИ» 1991 года интернет-сайты попадали в разряд «иные издания». Это вызывало недопонимание по поводу того, могут ли они быть зарегистрированы как СМИ, также в отношении интернет-ресурсов существовали противоречия между отдельными статьями закона.

«Проект вносит поправки в понятийный аппарат – туда, где они должны быть», – считает партнер юридического бюро «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. 

Юрист уверена, что внесение интернет-порталов в определение СМИ не приведет к обязательной регистрации интернет-ресурсов. «В таком случае все сайты, блоги, онлайн-дневники, ленты социальных сетей превратились бы в медианосители, а их владельцы несли бы ответственность за все, что они пишут в сети или, например, говорят в подкасте», – замечает она.

В Минкомсвязи  подчеркивают, что «указанный законопроект помимо внесения некоторых изменений в определение СМИ отдельно оговаривает, что регистрация сетевого издания будет осуществляться исключительно на добровольной основе». «Обязательная регистрация интернет-сайтов в качестве сетевых изданий не предусмотрена», – уточнили в пресс-службе министерства. Сайты будут отвечать перед законом как СМИ только после регистрации, то есть подачи заявления и получения лицензии.

Минкомсвязи учло решение Верховного суда, в  соответствии с которым незарегистрированные интернет-СМИ не должны привлекаться к ответственности за распространение информации. Позиция суда изложена в апрельском проекте постановления о практике применения судами закона «О СМИ». В нем же, в частности, указывается, что комментарии читателей в интернет-СМИ должны редактироваться при возникновении претензий со стороны Роскомнадзора «или заинтересованных лиц».

Информация о работе Интернет как средство массовой информации