Политика и средства массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.

Оглавление

Введение. 3

I «Четвертая власть», ее роль в реформировании России. 6

1.1 Механизмы воздействия средств массовой информации на людей. Факторы, влияющие на истолкование событий, и значение средств массовой информации 6

1.2 Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации. 7

II СМИ и предвыборные кампании в России. 13

2.1 Предвыборные технологии. 13

2.1 «Несправедливые выборы». 14

Заключение 17

Список использованной при подготовке литературы. 19

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 47.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Псковский государственный педагогический университет

Им. С.М. Кирова 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

 по  дисциплине: Политология

на тему: Политика и средства массовой информации 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент   курса ОЗО ВБШ

Гр. 0912/2

Мустафаева  Екатерина Михайловна

8-953-230-86-84

Преподаватель: 

г. Псков

2011г. 

Содержание 

Введение. 3

I «Четвертая власть», ее роль в реформировании России. 6

1.1 Механизмы воздействия средств массовой информации на людей. Факторы, влияющие на истолкование событий, и значение средств массовой информации 6

1.2 Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации. 7

II СМИ и предвыборные кампании в России. 13

2.1 Предвыборные технологии. 13

2.1 «Несправедливые выборы». 14

Заключение 17

Список использованной при подготовке литературы. 19

 

Введение.

                   В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой информации.

     В. Путин.

       Средства  массовой информации (СМИ) являются одним  из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

       Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все  более растущего проникновения. СМИ в политическую сферу, их превращения  в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной.

       Вера  во всемогущество телевидения настолько  велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

       Все эти крайне негативные явления особенно ярко проявились во время последних  кампании по выборам в Государственную  думу, а также во время короткой, “скомканной” президентской кампании. Именно в годы избирательных компаний российские СМИ демонстрируют свои лучшие и худшие качества, и, кроме  того, сами послужили неплохим индикатором, отражающим положение дел в стране. Как выразился В. Путин, «какое общество, какая власть – такая у нас и журналистика1».

       8 июля 2000 года в своем первом  послании к Федеральному собранию Российской федерации новый президент посвятил немало времени положению российских СМИ. Затронув вопрос цензуры, Путин подчеркнул, что она бывает не только государственной, а вмешательство в редакционную политику – не только административным. Среди главных проблем СМИ в стране Путин назвал «экономическую неэффективность значительной части средств массовой информации», которая «делает их зависимыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров, позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами, а иногда - даже превращать их в средства массовой дезинформации, средства борьбы с государством».

       Нет ни малейших сомнений в том, что текст  данного выступления писался  во многом под впечатлением от последних  двух избирательных кампаний, прошедших  под аккомпанемент информационных войн.

       «Мы обязаны гарантировать журналистам  реальную, а не показную свободу, создать  в стране правовые и экономические  условия для цивилизованного  информационного бизнеса», - сказал российский президент, чей приход к  власти стал возможен исключительно  благодаря поддержке средств  массовой информации. Между тем, по словам В. Путина, «без действительно  свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества - не создать».

       К сожалению, констатировал Путин, пока не удалось выработать четкие демократические  правила, гарантирующие подлинную  независимость «четвертой власти». 

       Именно  та огромная роль, которую СМИ играют в общественной и политической жизни  страны, делает их предметом постоянного  обсуждения и исследования ученых, экспертов и самих журналистов. Проблемы СМИ стали постоянной темой на страницах таких известных журналов, как «Журналист», «Эксперт», «Пресса» и др. изданий. Организаторами этого проекта стали Союз журналистов России, Фонд защиты гласности, автономная некоммерческая организация «Интерньюс», центр права и средств массовой информации и Национальный институт социально-психологических исследований. Исследованием влияния СМИ занимался институт географии РАН. Тенденции развития наших СМИ вызывают большой интерес и за рубежом. Издательством Оксфордского университета были изданы несколько книг Эллен Мицкевич, сотрудницы центра изучения общественной политики и директора центра коммуникации и журналистики Университета Дьюка.

       Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.

      Сегодня трудно представить существование  общества без средств массовой информации. Несомненно то, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвертой властью». Мне захотелось поглубже узнать каким образом происходит воздействие на людей со стороны средств массовой информации, насколько оно сильно и от каких факторов зависит то, что они нам предлагают. Именно поэтому я выбрал для работы эту тему.

 

I «Четвертая власть», ее роль в реформировании России.

1.1 Механизмы воздействия средств  массовой информации на людей.  Факторы, влияющие на истолкование  событий, и значение средств  массовой информации

      Рассмотрим  подробнее, как средства массовой информации могут воздействовать на общество. Розин. В. М., на мой взгляд, хорошо описал функции СМИ и то, каким образом они оказывают влияние на общество2. «Анализ показывает, что в современном мире средства массовой информации выполняют три основные функции: информируют человека, выражают (предъявляют) позиции определенных социальных субъектов, осуществляют то или иное идеологическое воздействие на сознание. Хотя давно показано, что это не так, часто функции прессы и средств массовой информации сводятся только к первой, утверждают, что главное – предъявлять факты, объективную информацию и больше ничего.

      В связи с этим легко  высказать следующий  тезис:  средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые погружают его. В рамках подобных, почти виртуальных реальностей осознанно, но чаще неосознанно программируются не только переживания, но и его мысли, мироощущение.

      На  истолкование событий в прессе влияет ряд факторов.

      Первый  фактор можно назвать «персоналистическим». Это то, как сам журналист понял событие.

      Второй  фактор можно назвать «публичным», ведь на истолкование и оценку эмпирических фактов влияют также ожидания публики. Публичность – это довольно сложное явление; например она предполагает учет зрительских ожиданий, а значит, формирование некоторого типичного образа читателя (зрителя).

      Третий  фактор «манифестационный»: как правило, журналист идентифицирует себя с тем или иным социальным субъектом, от имени которого он и выступает.

      Большое значение сегодня имеет технология масс-медиа, это четвертый фактор, «технологический». Технология делает значимым ряд моментов, которые раньше почти не учитывались, а именно, выдержаны  ли параметры предъявления новостей (информации), можно ли эту информацию перепродать и т.п.

      Пятый фактор «коммуникационный». В наше время журналистские тексты создаются в пространстве масс-медиа, где обращаются различные другие журналистские и нежурналистские тексты. Поскольку зрители и читатели имеют доступ к этим другим текстам, к их интерпретациям и оценкам, не учитывать это пространство просто невозможно.

      Пресса  позволяет нам жить (а зачастую и заставляет) не событиями нашей  конкретной личной жизни, а событиями всего государства, культуры и т.д. в свою очередь, это позволяет нам понять других людей, действовать с ними согласованно или, напротив размежеваться с ними. В этом колоссальное значение прессы: средства массовой информации погружают нас в определенные типы существования, навязывают их нам. Навязывают потому, что реальности, в которые мы погружаемся, для нашего сознания являются не менее убедительными, чем другие несимволические реальности. Сегодня грань между вымышленными и реально проживаемыми событиями весьма незначительна: часто вымышленные, но ярко поданные прессой события выглядят даже более убедительными».

1.2 Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации.

      Действительно, значение средств массовой информации в современном мире весьма велико. Именно средства массовой информации в значительной мере формируют наше мировоззрение, наши взгляды и убеждения. Поэтому неслучайны опасения многих людей, что средства массовой информации активно используются для воздействия на общество, что некие силы манипулируют нами. У всех на слуху, например, сказки про пресловутый двадцать пятый кадр. Весьма интересную теорию выстроил товарищ А.Н. Тарасов в статье «Затмение не по Антониони3». Автор попытался исследовать, как реагировали наши средства массовой информации на студенческие беспорядки 94-95 годов и уловить тенденции в развитии отечественных масс - медиа. Вот что он пишет. «Широко распространено мнение, что времена «свободы печати» в России закончены вместе с «перестройкой», а сейчас мы все откровеннее возвращаемся к привычным советским механизмам управления и манипулирования средствами массовой информации, – хотя, конечно, в более мягкой, либеральной и завуалированной форме. …. Напротив, российские средства массовой информации все более становятся похожими на западные – и, соответственно, все откровеннее начинают работать не советские, а западные механизмы контроля над распространением информации.

      … Западные методики исходят из того, что неблагоприятные для Системы  события, если это технически возможно, нужно вытеснить из информационного пространства. Вытеснить можно, во-первых, замалчивая, во-вторых, «задвигая» на десятистепенное место другими – сенсационными сообщениями. При этом «сенсация» может быть искусственно раздута или даже полностью вымышленной.

      Метод замалчивания ярко проявил себя в  последние годы в западных средствах  массовой информации при освещениях югославского конфликта, когда из сообщений масс медиа тщательно вычищалась вся информация благоприятная для сербов и неблагоприятная для хорватов и мусульман. Метод «задвигания» хорошо иллюстрируется примером Руанды. Руандийская трагедия фактически была вызвана полным развалом экономики, который наступил вследствие «программы реабилитации экономики», навязанной стране в конце 1989 года МВФ. Поскольку программа МВФ была широко разрекламирована западными средствами массовой информации, ее катастрофические последствия … должны были эффективно вытеснены на «задворки эфира».

Информация о работе Политика и средства массовой информации