Средства массовой информации как орудие политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 11:57, реферат

Краткое описание

СМИ уже достаточно давно используются как средство политической борьбы. В начале эта борьба была с успехом только одной стороны - государства, которая за счёт цензуры контролировала СМИ (хотя стоит вспомнить, что ещё Екатерина Великая проводила дискуссии в СМИ, которые, пусть и с определенной долей условности, но можно назвать политической борьбой). Теперь же борьба ведётся с нескольких сторон: государство (Россия), оппоненты официального курса внутри страны, внешние противники.

Оглавление

Введение
I. Эволюция СМИ в России. Основные вехи
1. Первое издание
2. СМИ в начале XIX века
3. Журналистика в 50-60-е г.г. XIX века
4. Российская журналистика в начале XX века
5. Отечественная журналистика советского периода
6. Современная журналистика в РФ
II. Роль СМИ в политической борьбе
1. Зависимость СМИ от различных структур
2. Информационные войны и СМИ как их орудие
2.1 «Холодная информационная война»
2.2 Дезинформация во время грузино-южноосетинского конфликта
3. СМИ в качестве орудия предвыборной борьбы
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 44.78 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

I. Эволюция СМИ в России. Основные вехи

 

1. Первое издание

 

2. СМИ в начале XIX века

 

3. Журналистика в 50-60-е  г.г. XIX века

 

4. Российская журналистика  в начале XX века

 

5. Отечественная журналистика  советского периода

 

6. Современная журналистика  в РФ

 

II. Роль СМИ в политической  борьбе

 

1. Зависимость СМИ от  различных структур

 

2. Информационные войны  и СМИ как их орудие

 

2.1 «Холодная информационная  война»

 

2.2 Дезинформация во время  грузино-южноосетинского конфликта

 

3. СМИ в качестве орудия  предвыборной борьбы

 

Литература

 

Введение

 

За последние четыре столетия СМИ прошли огромный путь от первых газет (которые нельзя по сути, считать средствами Массовой информации) к многотиражным изданиям, радио-, теле- и интернетгигантам, которые сегодня, зачастую определяют сознание людей. Ещё совсем недавно многие люди не умели читать и писать, что мешало развитию газет (по сути, единственных, на тот момент, средств массовой информации), но за XX век ситуация изменилась коренным образом. Во-первых, большинство населения овладели навыками чтения и письма, во-вторых, ко второй половине века активное развитие получают новые виды СМИ - радио (чуть раньше) и телевидение, что дало возможность населению более оперативно получать информацию, при этом умение читать, зачастую, не требовалось, и, в-третьих, в самом конце XX века с помощью развития ГВС Интернет люди сами получили возможность творить новости (блоггеры).

 

Однако развитие СМИ принесло не только положительные моменты. Часто информация искажается, нередко делается на заказ. Не так давно, во времена СССР в нашей стране была цензура, что не позволяло авторам писать то, о чём они хотят, порой, нужно было искажать факты, или писать не всю правду. Впрочем, сейчас ситуация не сильно изменилась, по-прежнему, кто платит деньги, тот и заказывает музыку.

 

СМИ создают общественное мнение. Именно они формируют общественное сознание. Так как человек узнаёт о том, что происходит в мире именно из газет, журналов, радио и т.д. Или, если человек не смотрит новости, не заходит в Интернет, не читает газет, то ему рассказывают о чём-то окружающие, которые, в свою очередь, получили информацию именно из СМИ, то есть так или иначе общественное сознание формируется средствами массовой информации.

 

Раньше говорили: «журналистика - четвёртая власть», теперь говорят: «СМИ - оружие». И, правда, в последние пятьдесят лет средства массовой информации стали использовать именно в этом качестве. Особенно преуспела в этом отношении США. Которой покупные СМИ и ограниченный контингент, желающий на них работать, помог свергнуть независимые режимы почти во всех странах карибского бассейна, нескольких азиатских странах. Говорят, не без помощи американцев был развален СССР, именно они заставили народ Украины поверить в легитимность третьего тура голосования.

 

Но это глобально. Обычно самые яркие информационные войны разворачиваются в предвыборные кампании. Однако, в какой-то мере информационной войной можно назвать и освещение разными СМИ событий в Южной Осетии и Абхазии в 2008 году. На чём мы попытаемся остановиться более подробно.

 

 

I. Эволюция СМИ в России. Основные вехи

 

1. Первое издание

 

журналистика информационный война предвыборный

 

Первым изданием в России стала газета «Санкт-Петербургские ведомости» которая под разными названиями выходила с 1727 по 1917 года. Отличительной особенностью изданий этого периода стало то, что газета на первых порах выходила только на немецком языке, с 1728 года параллельно выходили две версии - на немецком и русском языках. «Газета приобрела удивительную для России регулярность: в 1727 г. была еженедельной, а с 1728 г. стала выходить два раза в неделю - по вторникам и пятницам (в 1729 - во вторник и субботу; в 1730 г. и далее - по понедельникам и четвергам)». [1] Тираж был достаточно большим для того времени - от 4 до 30 тысяч экземпляров. Однако у издания была малая широта распространения - Москва, Санкт-Петербург и прилежащие регионы, изредка Сибирь, и, соответственно, малый круг читателей.

 

2. СМИ в начале XIX века

 

В начале XIX века журналистика претерпела существенные изменения, что было связано со смертью Павла I и восшествием на престол его сына Александра, с которым долгое время все связывали надежды на демократические преобразования, вплоть до отмены крепостного права и введения конституционной монархии. За это время «В Петербурге появилось 47 новых изданий, в Москве - 84, в провинции - 3». [1] Однако многие издания не отличались периодичностью, и «затухали» едва успев возникнуть. Это связано с тем, что газеты и журналы воспринимаются не как серьёзное дело, а как лёгкое хобби, развлечение для дворян. Соответствующее отношение к делу привело к тому, что выдающихся изданий в этот период издавалось немного. Самым запоминающимся стал Карамзинский «Вестник Европы». Так как в этот период появляются негосударственные издания, вместе с ними появляется и цензура. Первый цензурный устав был принят в 1804 году, но наиболее запомнился устав 1826 года (изданный как реакция на восстание декабристов). По этому уставу запретить можно было любое произведение «за двоякий смысл». «Этот устав называли “чугунным” и говорили, что даже “Отче наш” в его свете можно истолковать как опасное политическое сочинение». [1] Это было одной из первых попыток государства контролировать СМИ, так как оно (государство) осознало, что газеты и журналы можно использовать как орудие политической борьбы, влиять на умы граждан (пусть лишь небольшой категории грамотных, как правило, дворян, но ведь в то время, к сожалению, людьми в полном понимании этого слова считали именно лиц дворянского происхождения) и попыталось сделать влияние однобоким, то есть кроме государственной позиции не должно быть никаких других.

 

3. Журналистика в 50-60-е  г.г. XIX века

 

В этот период вновь ужесточается цензура. Многие издатели, например, Салтыков-Щедрин были отправлены в ссылку. Действует «Бутурлинский» комитет. «Председатель комитета Бутурлин даже в евангелие усматривал демократический (очевидно, подтекст, - прим. С. Карася), а в формуле “официальной народности” - и вовсе революционность.» [1] В это время существует уже довольно большая сеть журналов, охватывающих слои населения (как правило, дворян) разной социальной и политической заинтересованности. Например, монархические «Московские Ведомости», «Земледельческая газета», либерально-буржуазные «Биржевые ведомости», «Новости», сатирические «Арлекин» и «Гудок».

 

Особого внимания заслуживает появившееся в 1886 году «Русское телеграфное агентство (РТА)». Агентство получило право печатать и продавать свои бюллетени. Появление РТА способствовало прогрессу в журналистике. Например, появился жанр передовой статьи.

 

4. Российская журналистика  в начале XX века

 

Начало века охарактеризовалось ослаблением цензуры, а после февральской революции отечественная журналистика короткий период провела без цензуры, в условиях свободы печати. Наряду с политическими изданиями («Правда», «Товарищ», «Начало», «Русское государство», «Анархия») появляются национальные газеты (газеты, выходившие на языках народностей, входящих в Российскую Империю), а в 1905 году появляются первые эротические издания.

 

5. Отечественная журналистика  советского периода

 

Достаточно быстро отечественная журналистика была лишена свободы. Чему поспособствовало, в частности, введение ГлавЛита (главного управления по делам литературы и издательств). Журналистика была подчинена партии, что в некоторые периоды выражалось в подчинении одному человеку (в первую очередь в сталинский тоталитарный период). Постепенно была создана журналистская вертикаль. Тем не менее, журналистика развивалась, и этот процесс ничто не могло сдержать. С 1924 года в стране началось радиовещание. Появляются узкоспециализированные издания, такие как «Советский спорт» (1924 г.), еженедельник «Футбол» (1960 г.) и др. начинает активно развиваться телевидение. В эпоху перестройки журналисты получают свободу слова, что по-разному сказалось на отдельных изданиях.

 

 

6. Современная журналистика  в РФ

 

Сегодня в России мало независимых СМИ. В обществе идут вопросы о том, что такое независимость и от чего или кого она должна быть. Выдвигаются две основные версии: 1. Независимость должна быть от государства (либеральная позиция). 2. Независимость должна быть от иностранных инвестиций (государственная позиция). И, действительно, в основе своей, СМИ сейчас зависят либо от государственных субсидий (а иногда, и напрямую содержаться государством), либо от частного капитала, который не так уж редко оказывается зарубежным.

 

История развития журналистики была нужна для того, что бы показать, что по сути своей, СМИ в России были свободны только очень короткий период. Почему мы рассматривали только отечественную журналистику? Потому что в этой курсовой работе в основном будет затрагиваться именно отечественная журналистика (а также журналистика стран СНГ)

 

II. Роль СМИ в политической  борьбе

 

1. Зависимость СМИ от  различных структур

 

Как уже говорилось выше, большинство российских изданий, на сегодня не являются независимыми (под независимостью, теперь, будем понимать экономическую независимость, которая, как правило, выражается в самоокупаемости издания, что позволяет изданию (радиостанции, телеканалу и т.д.) выдавать объективную информацию). К сожалению, был найден достаточно старый источник, говорящий о зависимости изданий, но на его примере можно выделить характерную зависимость издательства от какого-либо лица, или организации. Так в 1999 году от мэра Москвы Ю. Лужкова, собиравшегося тогда на выборы, зависел ряд телеканалов и изданий, таких как канал "ТВ-Центр", газеты «Тверская, 13», «Версты», журнал «Ах!». Некоторые из этих изданий были специально созданы для воздействия на избирателя в период предвыборной кампании: «Издательский дом (Пушкинская площадь", - прим. С. Карася) был сколочен в пожарном порядке летом-осенью прошлого (1998 - прим. С. Карася) года и имеет на своем вооружении несколько еще совершенно не раскрученных изданий, призванных стать "органами влияния"» [2] Этот факт позволяет говорить о том, что средства массовой информации рассматриваются политическими структурами, отдельными политиками и даже странами, как средство ведения политической борьбы, и, соответственно, влияния на сознание граждан (в данном случае граждан Российской Федерации).

 

2.  
Информационные войны и СМИ как их орудие

 

2.1 «Холодная информационная  война»

 

Сегодня многие утверждают, что против России развязана очередная «холодная война», на сей раз - информационная. Не зря в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в качестве внешнего источника угроз ИБ (здесь и далее - сокращение термина «информационная безопасность») России указана: «разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним». [3]. Эти мысли подтверждают, в частности, доктор исторических наук А. Н. Уткин и декан факультета управления и связей с общественностью Курского института менеджмента, экономики и бизнеса В. Л. Шаповалов: «Причинами ухудшения российско-американских отношений также являлось постоянное вмешательство США во внутренние дела России <…> В западных СМИ была развёрнута массированная травля России» [4]

 

У этой войны есть две стороны:

 

1) «Внутренняя» война. Внутри  страны, в данном случае, России, создаются СМИ, ведущие активную  прозападную пропаганду с целью  уничтожить нравственный уклад  и некие базовые ценности народа. Часто в прозападных настроениях  обвиняют телеканал «Рен», но данный канал, скорее, является либеральным, в определенной степени, прозападным, но в большей мере здоровореволюционным. К СМИ направленным на ведение внутренней войны, в первую очередь можно отнести так называемые «светские» издания (например, «Cosmopolitan», владимирский «City» и др.)

 

2) «Внешняя» война. Случай, когда зарубежные СМИ создают в своих странах (как правило, это так называемые, цивилизованные страны: Польша, США, Великобритания и др.) негативный образ другого государства.

 

В данной работе мы будем рассматривать именно примеры ведения «внешней» войны.

 

2.2 Дезинформация во время  грузино-южноосетинского конфликта

 

Так называемая «пятидневная война» между Грузией, Южной Осетией и Абхазией, которая завершилась вводом российских войск на территорию, тогда ещё, суверенной Грузии была по-разному освещена в Западных и российских СМИ. Долгое время жители США, Канады и стран Европы думали, что Россия стала агрессором в этом конфликте.

 

Впрочем, по сути, они были недалеки от истины. В 2008 году мною проводилась кампания по признанию Абхазии и Южной Осетии как отдельных государств, в отдельно взятой социальной сети (социальные сети также можно признать средствами массовой информации, так как количество пользователей социальной сетью составляет более 1 тысячи (количество экземпляров издания, начиная с которых издание необходимо регистрировать), а порой переваливают за несколько миллионов пользователей). В группе под названием «Южная Осетия и Абхазия. Добъёмся их независимости!» в обсуждении правомочности действий грузинского правительства пользователь Вальдемар Пукин говорит о том, что ситуация созданная в том числе с помощью России в Абхазии и Южной Осетии похожа на ситуацию в Косово и признавая Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами мы должны признавать и независимость Косово: «Признает Косово - этим же признает право Осетии, Абхазии, Крыма, любой Кацапетовки на отделение. Это ж только у россиян такие крутые "папики" - можно Косово не признать и других, которые признали попрекать...» [5]

 

Возвращаясь же к теме освящения ситуации в грузино-южноосетинском конфликте нужно сказать, что зарубежные СМИ изначально больше российских дезинформировали свою аудиторию (почему «больше» будет объяснено ниже).

 

Так, например, 10 сентября 2008 года газета «Взгляд» сообщала: «На прошлой неделе испанский телеканал RTVE показал в эфире видеоролик, на котором грузинские солдаты расстреливают жилые районы Цхинвала. При этом во время показа ролика было сказано, что на видео изображены уничтожающие столицу Южной Осетии российские войска». [6] Правда далее «Взгляд» сообщал, что связался с редакцией RTVE, где объяснили случившееся человеческой ошибкой и извинились в эфире перед зрителями.

Информация о работе Средства массовой информации как орудие политики