Средства массовой информации как орудие политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 11:57, реферат

Краткое описание

СМИ уже достаточно давно используются как средство политической борьбы. В начале эта борьба была с успехом только одной стороны - государства, которая за счёт цензуры контролировала СМИ (хотя стоит вспомнить, что ещё Екатерина Великая проводила дискуссии в СМИ, которые, пусть и с определенной долей условности, но можно назвать политической борьбой). Теперь же борьба ведётся с нескольких сторон: государство (Россия), оппоненты официального курса внутри страны, внешние противники.

Оглавление

Введение
I. Эволюция СМИ в России. Основные вехи
1. Первое издание
2. СМИ в начале XIX века
3. Журналистика в 50-60-е г.г. XIX века
4. Российская журналистика в начале XX века
5. Отечественная журналистика советского периода
6. Современная журналистика в РФ
II. Роль СМИ в политической борьбе
1. Зависимость СМИ от различных структур
2. Информационные войны и СМИ как их орудие
2.1 «Холодная информационная война»
2.2 Дезинформация во время грузино-южноосетинского конфликта
3. СМИ в качестве орудия предвыборной борьбы
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 44.78 Кб (Скачать)

 

Впервые сутки конфликта, исход которой тогда еще не был ясен, основной задачей международных СМИ было обойти факт грузинской агрессии, переложить ответственность за развязывание войны на Россию, скрыть факт массового истребления осетин. И задачи эти были выполнены с циничным блеском. «13 августа Андре Глюксман и Бернар-Анри Леви, опубликовавшие в 'Corriere della Sera' русофобский манифест 'Защитим Тбилиси', констатировали: 'Кто первым открыл огонь на этой неделе? Этот вопрос уже не актуален'. Кстати, именно эти лидеры 'новых философов' упрекали кремлевских политтехнологов в том, что они используют прием классической тоталитарной пропаганды: 'Чем больше ложь, тем жестче удар'. На деле же этот упрек нужно было адресовать, прежде всего, самой системе глобальных СМИ, где безраздельно доминируют США.

 

Что интересно: к антироссийскому тексту Глюксмана и Леви 'Corriere della Sera' подверстала красный 'бокс' со страшной цифрой 1.700 и подписью 'Предварительные данные о жертвах конфликта в Грузии'». [7] «Забыв» уточнить, что 1500 из 1700 были убиты грузинскими войсками, в результате чего у читателя, создавалось впечатление, что Российские власти коварны и жестоки. Но факты - упрямая вещь. Уже вечером 12 августа министр здравоохранения Грузии Александр Квиташвили, выступая по национальному (грузинскому) телевидению, сообщил, что в ходе пятидневной войны потери грузин составили 175 человек, включая гражданское население.

 

К тому же в большинстве западных изданий была распространена грузинская версия развития событий, которая заключалась в том, что именно Россия напал на суверенную Грузию первой: «По последней (на тот момент, - прим. С. Карася) информации телекомпании "Рустави 2", самолет российских ВВС сбросил бомбу в Карельском районе региона Шида Картли. Как сообщает телекомпания, жертв нет. По данным МВД Грузии, воздушное пространство нарушили три российских самолета, предположительно Су-24.» [8]

 

Впрочем, и некоторые западные политики выступали с критикой Грузии и Саакашвили, но эти новости, в основном, муссировались в нашей прессе. Так, например, бельгийский сенатор Жози Дюбье заявил: «Саакашвили, несущий главную ответственность за этот бедлам (грузинскую военную операцию в Южной Осетии), является военным преступником и к тому же полным сумасшедшим, и он должен восприниматься именно как таковой» [9]

 

Тем не менее, информационную войну Россия в тот момент проиграла вчистую, о чём заявил тогдашний глава министерства иностранных дел Сергей Лавров: «Мы дети в том, что касается методов использования СМИ, просто дети. Стараемся научиться у старших товарищей, у которых десятилетиями накапливался этот опыт, опыт использования четвертой власти». [7] Однако, с российской стороны также была предпринята попытка исказить действительность. Так в самом начале войны было объявлено, что солдаты-срочники к участию в военной операции в Грузии привлекаться не будут, по окончании «пятидневной войны» данную информацию ещё раз повторили официальные каналы. Однако, в тоже время, на телеканале «РенТВ» в программе «Неделя» был показан сюжет о военнослужащих срочной службы участвовавших в составе российских миротворческих войск в операции в Южной Осетии и Грузии. После этого сюжета данная информация была подтверждена государственными каналами.

 

Россия проиграла информационную войну потому что:

 

1) У России не было  и нет достаточного опыта использования  СМИ в качестве орудия политической  борьбы, а как следствие, не была  проведена работа по созданию  группы аналитиков, способных донести  до Запада позиции России, не  было в кратчайшие сроки предоставлено  ни одного неопровержимого свидетельства  геноцида Грузии против осетин, не был организован широкий  доступ западных СМИ в зону  конфликта с Российской стороны (все иностранные СМИ, кроме одного украинского канала, находились на грузинской стороне, и, соответственно, имели доступ только к той информации, которую им предоставляла грузинская сторона).

 

2) Опыт ведения такого  рода информационных войн есть  у Запада и, в первую очередь, у США. В частности, был использован комплекс «Давида-Голиафа», то есть Россия была представлена в качестве могущественного великана напавшего на беспомощного и беззащитного карлика; также применён «имперский синдром», то есть боязнь Западом сильного Советского Союза, которая переросла в современных реалиях в боязнь сильной России; применён «нефтегазовый комплекс» - апогеем его применения стала информация о бомбардировке нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (которой, на самом деле, не было).

 

При этом стоит ещё раз отметить опытность США в ходе проведения информационной войны. Так, спустя некоторое время по окончании активных боевых действий заместитель министра обороны США Эрик Эдельман заявил: «Решение руководства Грузии применить силу в зоне конфликта было неразумным, - сказал Э.Эделман. - Несмотря на то, что многое остается неясным, представляется, что грузины провели в ночь с 7 на 8 августа, как им казалось, ограниченного масштаба военную операцию с целью восстановить суверенитет над Южной Осетией", - заявил представитель Пентагона.» [10] тем самым США осудив Грузию абстрагировалась от участия в этом конфликте, дав понять, что кроме борьбы в СМИ, других видов активных действий, в первую очередь, военных, они вести не собираются.

 

В заключении стоит заметить, что информационная война, в частности, война СМИ в данном конфликте не закончена. О чём свидетельствует недавний репортаж телеканала «Имеди». Напомним, что 13 марта 2010 года на грузинском телеканале «Имеди» вышел сюжет о якобы имевшем место вторжении российских войск на территорию Грузии. В конце выпуска было объявлено о том, что данные события имеют лишь гипотетический характер и показанное не более, чем инсценировка. В результате просмотра сюжета от сердечного приступа скончался 1 человек, более десяти были госпитализированы. К тому же, как сообщает «Русский обозреватель»: «»Грузинские СМИ утверждают, что для большей убедительности провокационного сюжета телекомпании «Имеди» 13 марта о «российском военном вторжении» президент Грузии Михаил Саакашвили намеревался вывести на улицы Тбилиси танки, но «американские консультанты посоветовали ему не делать этого». [12]

 

3. СМИ в качестве орудия  предвыборной борьбы

 

В ходе предвыборных гонок СМИ становятся одним из основных (и, по сути, главным легальным) методом ведения политической борьбы, к которому прибегают все кандидаты и партии. В некоторых случаях, как уже говорилось в разделе «Зависимость СМИ от различных структур», создаётся некий пул средств массовой информации, который работает на одного кандидата, но часто, особенно, если мы говорим о региональных, а не о федеральных выборах, одно и тоже издание представляет место для всех кандидатов, которые выступают, или печатаются, за счёт средств своих избирательных фондов. То есть, нет «травли издания» какого-то конкретного кандидата или партии, а есть спор кандидатов о той или иной ситуации, позиции и т.п.

 

Подробнее остановимся на прошедших в марте 2010 года выборах мэра города Гусь-Хрустальный. Всего в выборах участвовало 4 кандидата: Е. Сигунов (депутат судогодского районного совета народных депутатов, самовыдвиженец), А. Федотов (кандидат от КПРФ), Ю. Гришкин (кандидат от «Единой России») и В. Шохрин (депутат ЗС владимирской области, самовыдвиженец). С самого начала шла грязная борьба, особенно, между последними двумя кандидатами. В том числе с использованием СМИ, в частности, активная борьба за молодёжь развернулась в Интернете на сайтах «Одноклассники.ru» и «в контакте».

 

Интернет борьба началась с того, что кандидат Шохрин зарегистрировался на обозначенных социальных сетях и начал агитацию в поддержку своей кандидатуры (что уместно, и не нарушает законодательства Российской Федерации). На что соратники кандидата Гришкина ответили регистрацией в вышеозначенных сетях своего кандидата (как выяснилось позже сам Гришкин ничего об этом не знал). Кроме того соратники кандидатов «сошлись» на Интернет-потрале города Гусь-Хрустальный. Например, на одной и той же странице мы читаем: «В штабе Гришкина знают и о еще одной готовящейся провокации: оппонент решил провести ночной обзвон гусевчан от имени штаба Гришкина. «Прием из подросткового хулиганства, хотя стоит за ним вроде бы взрослый человек, претендующий на кресло мэра. И на этот прием можно было бы не обращать внимание, но мне дорого время и отдых гусевчан» - говорит Гришкин» [11] и «Гришкин - настоящий артист! Почти народный. Он упивается ролью реформатора. Но бывают проколы и у него. Вдруг, ни с того, ни с сего, начинает он нести слова совсем из других ролей.

 

Так 2 февраля, на встрече с председателями КОСов, Гришкин умудрился в течение часа 4 раза сказать: я не воровать пришёл! И ещё дважды: в жизни своей - копейки не украл! - Хотя председатели КОСов, женщины деликатные, его об этом даже и не спрашивали. - Чего он вдруг?..

 

Или ещё случай. - Тот же киношник, разобравшись в ситуации с теплоснабжением, позвонил Гришкину и прямо спросил, - связан ли Гришкин с Владимиртеплогазом?

 

С Гришкиным просто истерика сделалась: Ты с этим не шути!!! - заорал он». [11] Как уже говорилось выше, так как социальными сетями сейчас пользуются несколько миллионов россиян, будем считать подобные сайты, особенно в периоды выборов, то есть в период наибольшей активности определённой прослойки людей, средствами массовой информации.

 

На основе того, что сторонники основных кандидатов на кресло мэра, и один из кандидатов лично, активно общались с избирателями в Интернете, и не только общались, но и вели политическую борьбу «выливая» друг на друга не меньше грязи, чем нас страницах газет и с экранов телевидения можно говорить о тенденции Выхода Интернета на одну из первых ролей среди современных видов СМИ. Эту мысль подтверждает и то, что президент Российской Федерации Д. А. Медведев уже почти год отвечает Интернет-блоггерам и «выкладывает» видеоролики со своими обращениями в ГВС Интернет.

 

Возвращаясь к выборам мэра города Гусь-Хрустальный, хочется отметить, активную борьбу, проводимую политиками в СМИ. В частности был проведён ход «ложного кандидата», заключавшийся в том, что кандидат А. Федотов выступил на страницах одного из местных изданий с резкой критикой В. Шохрина, заявив, что последний ничего не сделал на практике, через несколько дней (не относится к СМИ, но важно для общего понимания ситуации) выступил на митинге, где своей зажигательной речью, направленной против В. Шохрина, заработал симпатии гусевцев, и через четыре дня снял свою кандидатуру в пользу Ю. Гришкина заявив: «Я думаю, моя настойчивость в достижении этой цели (стать мэром Гусь-Хрустального, - прим. С. Карася) показала гусевчанам (согласно правилам русского языка общепринятой нормой обозначения жителей города Гусь-Хрустальный является термин «гусевцы», - прим. С. Карася), что я человек целеустремлённый и не пасующий перед трудностями <…>Для того, что бы управлять таким сложным городом, как Гусь-Хрустальный <…> надо иметь определённый опыт и крепкое здоровье. У меня этого нет. <…> C этой задачей (управление городом, - прим. С. Карася), на мой взгляд, может справиться только один кандидат из всех, участвовавших в этих выборах - Юрий Владимирович Гришкин. <…> Я благодарю всех, кто поверил мне, и прошу на предстоящих выборах отдать свой голос в пользу Ю. В. Гришкина». [13] Также на этой странице, оплаченной из фонда кандидата А. Федотова было размещено мнение политолога В. Медведева о кандидатах, из которого следовало, что лучшим кандидатом является Ю. Гришкин.

 

Другим «сильным» ходом стало заявление трёх основных партий (КПРФ, «Единой России» и ЛДПР) о поддержке Ю. Гришкина. Там же было опубликовано обращение депутатов Совета народных депутатов г. Гусь-Хрустальный к жителям с призывом голосовать за Гришкина. Вот выдержки из всех четырёх заявлений: «Программа Гришкина в наибольшей мере отвечает насущным потребностям города. Гусь-Хрустальному сейчас нужен не политик, не оратор и не оппозиционер, а настоящий хозяин, способный заняться запущенными коммунальными проблемами. Таким человеком может быть только Юрий Гришкин»,[14] - заявляли представители Совета народных депутатов. «Думается, что отсутствие у него (Гришкина, - прим. С. Карася) родственных или дружеских связей с представителями воюющих друг против друга группировок - гарантия, что все его решения будут направлены в пользу трудящихся, интеллигенции, ветеранов и молодежи», [14] - говорилось в послании КПРФ. «Сегодня «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - партия большинства, поэтому для нас важно, что происходит в вашем городе, ведь здесь живут наши избиратели. Мы готовы не только на словах поддержать Ю. В. Гришкина, но и помогать ему в реализации его достойной программы. Направленной на реальное улучшение жизни гусевчан», [14] - «Единая Россия» также призывала голосовать за Ю. Гришкина. «Мы призываем всех сторонников нашей партии отдать свои голоса Ю. В. Гришкину», [14] - вторили представители ЛДПР.

 

Однако борьба не была односторонней. Всё в том же издании Е. Сигунов выступал с разоблачением Ю, Гришкина: «На встречах с избирателями Юрий Гришкин очень щедр на обещания. Предлагает людям выбрать место под строительство бассейна (а при этом спорткомплекс им. Паушкина остаётся без тепла), детского парка (который у нас ещё недавно был), Гусь-сити на берегу озера, всем домам - капитальный ремонт (хотя Владимирская область не получила финансирования их Фонда реформирования ЖКХ вообще), учителям - квартиры и т.д. Но пока жители слушают эти обещания от новых тарифов и счетов в квитанциях в городе уже назревает бунт» [15]

 

Параллельно с форумами, газетами и телевидением действовали и новостные Интернет ресурсы. Так, на сайте владимирского отделения «Единой России» была опубликована статья, рассказывающая о «диверсиях» кандидата В. Шохрина: «Предвыборная кампания в Гусь-Хрустальном вступила в свою заключительную стадию. И чем ближе выборы, тем жестче методы борьбы. В понедельник город накрыла волна агитационной продукции. Листовки с призывом проголосовать за одного из кандидатов в мэры «украшали» не только предназначенные для этого площади, но и окна домов, витрины, стекла автомобилей, сообщил корреспондент EDINROS33.RU. «Это какое-то безобразие, - возмущается гусевчанин Дмитрий. Я только машину помыл, а сегодня как увидел это клей толстым слоем на стекле. Это вандализм, по-другому я и назвать не могу. Город стал похож на рекламную тумбу. Даже памятники, исторические здания завешаны улыбающимися физиономиями кандидата»». [16]

 

В целом выборы мэра города Гусь-Хрустальный можно считать типичным срезом политической борьбы с использованием СМИ, характерным для России.

 

Заключение

 

Подводя итоги нужно заметить, что СМИ уже достаточно давно используются как средство политической борьбы. В начале эта борьба была с успехом только одной стороны - государства, которая за счёт цензуры контролировала СМИ (хотя стоит вспомнить, что ещё Екатерина Великая проводила дискуссии в СМИ, которые, пусть и с определенной долей условности, но можно назвать политической борьбой). Теперь же борьба ведётся с нескольких сторон: государство (Россия), оппоненты официального курса внутри страны, внешние противники.

 

После завершения Второй мировой войны и изобретения ядерного оружия, так называемые сверхдержавы стали отходить от ведения борьбы в рамках вооружённых столкновений. И теперь на новый план выходит другая борьба - «мирная». И тут СМИ являются реальным оружием, способным уничтожить государства. Ситуация в грузино-южноосетинском конфликте является «первым звонком» России, знаком, что нужно догонять развитые страны, в первую очередь США, в развитии информационного оружия и журналисты должны помочь России и вывести её на один уровень «информационной опасности» с США.

Информация о работе Средства массовой информации как орудие политики