Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков

Файлы: 1 файл

Дипломка11111111.docx

— 108.76 Кб (Скачать)

 

 В каждом обществе  складывается определенная культура  взаимо-отношений и взаимодействий между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них – к самопознанию и самооценке (Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Бернс, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.М. Прихожан).

 

 Различные аспекты  особенностей внутрисемейных отношений  изучали М. Буянов, А.Я. Варга,  Ю. Гиппенрейтер, А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Г. Хоментаускас, А. Фромм и др.

 

 Решающая роль семьи  в формировании личности ребенка,  в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных  качеств подчеркивается в трудах  известных русских педагогов  и общественных деятелей К.Д.  Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Писарева, Н.В. Шелгунова, А.П. Нечаева, а также В.А. Сухомлинского, Я. Корчака.

 

 Вопросы, посвященные  проблеме детско-родительских отношений,  рассматривались учеными на протяжении  всего развития психологической  науки и практики. В отечественной  психологии исследованиями в  этой области занимались ученые  Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С. Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и другие.

 

 Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный «механизм», определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе [56. С. 75].

 

 Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему.

 

 Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» рассматривает семью как главный источник социализации [12. С. 50–53]. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание – это процесс социальный в самом широком смысле.

 

 В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания, которые освещаются в трудах А.Е. Личко, А.Я. Варга, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.С. Спиваковская, О.А. Карабанова.

 

 Одним из важнейших  компонентов процесса воспитания  в семье является стиль родительской  дисциплины. В литературе описана  обширная феноменология стилей  семейного воспитания. Разработкой  критериев выделения типов воспитания  занимались многие отечественные,  а также зарубежные исследователи.  К стилю родительской дисциплины  относятся следующие характеристики: требования и запреты со стороны  родителя, контроль за их выполнением, родительские санкции, и мониторинг.

 

 Традиционно исследования  детско-родительских отношений строятся  вокруг изучения роли взрослого  в построении взаимодействии  с ребенком, а позиция ребенка,  особенно на ранних стадиях  развития рассматривается как  пассивная / реактивная. Однако принципиальным  моментом общения и взаимодействия  в детско-родительских отношениях  является активно-действенная позиция  ребенка по отношению к родителю. Исследования М.И. Лисиной показывают, что характер общения ребёнка  со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом [38. С. 14].

 

 Активно-действенная позиция  ребенка отражается в ориентирующем  образе детско-родительских отношений  у ребенка. Образ детско-родительских  отношений включает в себя: отражение  и принятие ребенком форм межличностных  отношений с родителем, личностно-ориентирующий  образ Я у ребенка, личностно-ориентирующий  образ родителя (О.А. Карабанова).

 

 Образ детско-родительских  отношений у ребенка носит  регулирующий, направляющий, контролирующий  характер и определяет тактику  взаимодействия с родителями. С  возрастом представления о себе  и другом становятся все более  точными, а отношение к себе  все более адекватным, однако  эмоциональная составляющая может  стать источником устойчивого  искажения когнитивного образа  Я и Другого. (К. и К.Е. Гроссман, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев).

 

 По мнению исследователей  занимающихся проблемами семьи  (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и др.), семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

 

 Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания  ребенка в системе семейного  общения, позволяет утверждать, что  только в общении «один человек  становится для другого величайшем  богатством», равноправным партнером,  где признается его уникальность  и неповторимость. Такие отношения  характерны для духовно богатой  семьи, где в атмосфере любви,  доверия и принятия возможно  формирование адекватного и здорового  ребенка.

 

 Особую роль играет  семья в воспитании ребенка  – дошкольника, поскольку это  первая и часто почти единственная  среда, формирующая его личность. Дошкольное детство – период  высокой чувствительности ребенка  к воспитательным воздействиям  и влияниям среды. В этом  возрасте создается основа, на  которой строится все последующее  воспитание и обучение. По образному  выражению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.

 

 Социализация – самое  широкое понятие в становлении  личности, оно предполагает не  столько сознательное усвоение  готовых форм и способов социальной  жизни, сколько выработку (совместно  со взрослыми и сверстниками) собственных ценностных ориентаций [61. С. 270].

 

 В семье ребенок  опосредует нормы человеческого  общежития, усваивает нравственные  ценности. Ее воспитательные воздействия  определяют характер поведения  ребенка вне семьи. Известно, что  к концу дошкольного возраста  складывается более или менее  определенный тип отношения к  сверстнику, который либо обеспечивает  нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в  общении с другими детьми, которые  порождают тяжелые и острые  переживания (обиды, неприязнь,  зависть, злость и др.). Такие  детские переживания могут стать  в дальнейшем источником серьезных  межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека.

 

 Естественно, возникает  вопрос об источниках и факторах  формирования того или иного  типа отношения к другим детям.  Среди них обычно выделяют  опыт общения со сверстниками, в котором отрабатываются коммуникативные  навыки и формируются дружеские  отношения между детьми. Однако  практика показывает, что опыт  пребывания в детском коллективе  сам по себе не обеспечивает  доброжелательного отношения к  сверстникам. Можно полагать, что  главным фактором, определяющим  характер отношения к сверстникам,  является отношение к ребенку  близких взрослых, в котором закладывается  фундамент его самосознания.

 

 Дошкольный возраст  как никакой другой характеризуется  сильнейшей зависимостью от взрослого,  и прохождение этого этапа  становления личности во многом  определяется тем, как складываются  отношения ребенка со взрослыми. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно в соответствии со спецификой детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка [28. С. 31]. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности [67. С. 53].

 

 Отношение к другим  людям всегда отражает и выражает  отношение человека к самому  себе – его самочувствование и самосознание.

 

 Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских  взаимо-отношений считается, по мнению большинства исследователей, одним из ведущих факторов развития качеств личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович и др.). Влияние родителей на становление у детей моделей и способов адекватного поведения очень велико. Можно выделить по меньшей мере три аспекта такого влияния:

 

1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует  личность ребенка.

 

2. Собственное поведение  родителей в различных трудных  ситуациях, которое ребенок (сознательно  или бессознательно) берет в качестве  примера для подражания.

 

3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций [1. С. 51].

 

 Большинство современных  исследований опираются на типологию  родительских отношений, предложенную  Д. Бомриндом, который представил её в виде трёх основных стилей: авторитетный, авторитарный и попустительский. Во всех подходах главной характеристикой родительских отношений являются любовь, которая определяет доверие к ребёнку; радость и удовольствие от общения с ним; стремление к его защите и безопасности; безусловное принятие и внимание; требовательность и контроль.

 

 Прежде всего роль ребёнка оценивается самими родителями, в нём они видят своё продолжение; ему передают опыт, знания, умения; чувствуют защищённость благодаря его любви. А.С. Спиваковская выделила родительские позиции, благодаря которым и определяются роли в семье: [11. С. 58]

 

 адекватность – умение  видеть и понимать индивидуальность  ребёнка;

 

 гибкость – разные  способы воздействия на ребёнка  в зависимости от ситуации;

 

 прогностичность – стиль общения опережает появление новых качеств малыша.

 

 Автор считает, что  в гармоничной семье описание  роли ребёнка дать невозможно. Но если взрослые утрачивают  способность адекватно, гибко  и прогностично реагировать на семейные ситуации, детские роли довольно чётко выявляются. Наиболее типичны из них:

 

 «Козёл отпущения»  – отводит от себя негативные  эмоции родителей.

 

 «Любимчик» – преувеличенная  любовь к ребёнку.

 

 «Беби» – ему предписано быть в семье только ребёнком, от которого ничего не зависит.

 

 «Примиритель» – рано  включившийся в сложности жизни  семьи, выполняет роль взрослого.

 

 З. Матейчек выделяет несколько иные роли детей, определяющие его будущие коммуникативные навыки и характер: «Кумир семьи», «Мамино сокровище», «Паинька», «Болезненный ребёнок», «Ужасный ребёнок», «Золушка» [15. С. 90].

 

 Присвоение роли в  семье осознаётся ребёнком, определяет  его реакции на происходящее  и составляет фундамент для  существующих и будущих отношений  с людьми; в дальнейшем он будет  зависеть от неё, особенно при  создании собственной семьи.

 

 Описание различных  ролей ребёнка в семье невозможно  без характеристики стилей семейного  воспитания. Так, Э. Роу выделял следующие характеристики взаимодействия родителей с детьми (рис. 1) [11. С. 58]:

 

 

 

 

 Рисунок 1 – Характеристики  взаимодействия родителей с детьми  по Э. Роу

 

 

 Г.Б. Степанова выделяет следующие стили воспитания [11. С. 58]:

 

 Авторитарный стиль  – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии.  Дети таких родителей, как правило,  чувствуют себя отверженными, испытывают  тревогу и страх. Не умеют  отстаивать свои интересы, подвержены  быстрой смене настроения, часто  агрессивны.

 

 Разрешительно – попустительский  стиль – родители не сдерживают  детей ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.

 

 Демократический стиль  – родители направляют и контролируют  деятельность детей в рациональной  манере, используя обсуждение, убеждение  и подкрепление. Детей этих родителей  можно назвать хорошо социально  адаптированными. Они уверены  в себе, могут контролировать  своё поведение, социально компетентны.  На основе собственного жизненного  опыта и обобщения его доступными  интеллектуальными средствами ребёнок  может прийти к разным внутренним  позициям.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников