В данном аспекте 
отметим, что существует целый 
ряд концепций, рассматривающих 
формы таких отклонений. Так Э.Г. 
Эйдемиллер выделяет характеристики типов 
воспитания ребёнка: степень гиперпротекции; 
удовлетворённость потребностей; требования, 
предъявляемые ребёнку; санкции, накладываемые 
на него; воспитательная неуверенность 
родителей. На основе этих характеристик 
дается формальное описание стилей воспитания: 
потворствующая гиперпротекция, доминирующая 
гиперпротекция, эмоциональное отвержение, 
повышенная моральная ответственность 
и гипопротекция. А.Я. Варга выделяет типологию 
детско-родительских отношений: принимающее-авторитарное, 
отвергающее с явлениями инфантилизации, 
симбиотическое отношение и симбиотически–авторитарное, 
отличающееся от предыдущего типа наличием 
гиперконтроля.
 
 Основной исследовательский 
вопрос, на который ведутся поиски 
в рамках данного подхода, можно 
сформулировать следующим образом: 
«Какими должны быть детско-родительские 
отношения, чтобы они максимально 
способствовали развитию ребёнка 
и обеспечивали достижение целей 
его воспитания?» Основная идея 
психологической помощи связана 
с ориентацией родителей в 
системе знаний о закономерностях 
возрастного развития ребёнка, 
расширением репертуара воспитательных 
воздействий, обучением адекватным 
способам взаимодействия с ребёнком.
 
 К недостаткам данного 
подхода во взаимодействии с 
родителями можно отнести его 
унифицированность. У педагогов возникает 
соблазн утверждения некого образца родительского 
поведения. В данном аспекте рассмотрения 
игнорируется уникальность каждого взрослого 
в его отношении к собственному ребёнку, 
а также неповторимость семейных отношений 
в целом. И самое главное, функциональный 
подход существенно ограничивает коррекционные 
возможности работы с теми родителями, 
для которых ребёнок и отношения с ним 
выходят за рамки достижения воспитательных 
целей. Это наблюдается, в частности в 
ситуации разрыва супружеских отношений, 
тяжёлой болезни ребёнка, потери одного 
из родителей или одинокого родительства.
 
 Личностный аспект 
взаимодействия с родителями 
обращается к тому, что с появлением 
ребенка в семье супруги сознательно 
или неосознанно приобретают 
новую роль – родителей. Биологическая 
способность быть родителем не 
всегда совпадает с психологической 
готовностью к родительству. В данном 
подходе признаётся, что качество детского 
воспитания зависит, прежде всего, от осознанности 
родителями своих педагогических воздействий 
на ребенка (В.Н. Дружинин, В.В. Бойко, А.И. 
Антонов, Р.В. Овчарова и др.). То есть точкой 
приложения сил в коррекционном воздействии 
является формирование готовности личности 
взрослого к детско-родительским отношениям. 
К серьёзным достижениям данного подхода 
в изучении детско-родительских отношений 
можно отнести раскрытие понятия родительства.
 
 Родительство – субъективное 
осознание духовного единства с брачным 
партнером по отношению к своим или приемным 
детям, представляющее собой интегральную 
психологическую структуру, проявляющуюся 
как на уровне индивида, так и на надындивидуальном 
уровне. Связь компонентов в структуре 
родительства осуществляется через взаимообусловленность 
составляющих их когнитивных, эмоциональных 
и поведенческих аспектов, которые являются 
психологическими формами проявления 
родительства. Формирование родительства 
является источником педагогических целей 
и средством их достижения одновременно, 
в плане рассмотрения семьи как педагогической 
системы. Психолого-педагогическое формирование 
родительства в изучаемой системе основывается 
на педагогическом потенциале семьи и 
включает в себя два аспекта – формирование 
родительства как средства воспитания 
ребенка и как частного случая социализации 
ребенка в аспекте передачи представлений 
о семейных ролях, родительских и супружеских 
функциях.
 
 Основной исследовательский 
вопрос в рамках данного подхода, 
связан со следующим: «Какими 
должны быть индивидуально-личностные 
особенности родителей, чтобы 
они были способны сознательно 
выстраивать гармоничные детско-родительские 
отношения и собственный стиль воспитания 
ребёнка в семье?». Основная идея психологической 
помощи семье связана с формированием 
готовности взрослых к детско-родительским 
отношениям, развитием осознанности исполнения 
родительской роли, согласованности представлений 
и поведенческих проявлений родительства 
в паре со своим супругом или супругой 
посредством специальных психолого-педагогических 
технологий, проблемно-ориентированных 
тренингов, основанных на диадном взаимодействии 
отца и матери.
 
 Данный аспект взаимодействия 
с родителями позволяет учитывать 
индивидуальные особенности родителей 
и воздействовать на детско-родительские 
отношения системно, достигая целей 
их гармонизации. Если в функциональном 
аспекте взгляд специалистов 
образовательного учреждения на 
положение ребёнка в семье 
скорее внешний, то в личностном 
аспекте внешнее (стиль воспитательных 
воздействий) рассматривается в 
соотношении с внутренним (осознанность 
воспитательных воздействий). Если в функциональном 
аспекте взаимодействия с семьёй основное 
внимание родителей фиксируется на конечной 
цели воспитания, то есть на том для чего 
они должны реализовывать потенциал своих 
отношений с ребёнком, то в личностном 
аспекте фокус смещается на том, как они 
это делают.
 
 Рассмотренные аспекты 
взаимодействия с родителями, функциональный 
и личностный, в совокупности 
позволяют успешно решать коррекционные 
и развивающие задачи. В рамках 
данных подходов разработано 
множество психолого-педагогических 
программ и технологий работы 
с родителями, в том числе различного 
рода тренингов отдельно для 
взрослых и совместно с детьми. 
На недостающее звено в этой 
работе указывают сложные случаи, 
с которыми всё чаще приходится 
сталкиваться специалистам в 
системе образования. В современном 
мире быть родителем становится 
всё сложней и сложней. В 
отношениях между родителями 
и детьми возникает нечто такое, 
чего не было в детском опыте 
современных взрослых.
 
 В контексте предмета 
рассмотрения данной статьи это 
означает, что всё большую роль 
начинает играть внутренний аспект 
детско-родительских отношений, 
на раскрытие которого направлен 
смысловой подход. К.А. Абульханова-Славская, 
основываясь на идеях С.Л. Рубинштейна, 
выделяет два типа отношений: функциональные 
отношения и отношения, основанные на 
утверждении ценности другого человека. 
В первом случае, другой человек выступает 
как средство удовлетворения определённых 
потребностей, а отношения протекают лишь 
на поведенческом уровне. Во втором случае, 
один партнер к другому относится как 
к личности, то есть за ним признается 
вся совокупность человеческих прав и 
качеств, в том числе и право быть не похожим 
на меня, поступать в соответствии со своими 
интересами, право на собственный жизненный 
путь. В детско-родительских отношениях 
реализуются оба типа отношений. Ребенок 
для родителя и родитель для ребенка, с 
одной стороны, выступают средством удовлетворения 
своих потребностей – в этом смысле можно 
говорить о материальной стороне отношений. 
С другой стороны существует духовный 
пласт детско-родительских отношений, 
где присутствует открытое личностное 
общение между родителем и ребенком, цель 
которого – полное раскрытие и развитие 
индивидуальных особенностей друг друга. 
В рамках данного подхода также изучается 
проблема восприятия родительского отношения 
детьми: сначала с позиции психоанализа 
через понятие «imago» (А. Фрейд, З. Фрейд), 
последующие работы основывались на данных 
проективных методик («Рисунок семьи», 
тест Р. Жиля и т.п.).
 
 В отечественной психологии 
после адаптации опросника «Подростки 
о родителях» Л.И. Вассерман и И.А. Горьковой, 
разработки детского варианта методики 
«Взаимодействие родителя и ребенка» 
И.М. Марковской, данный анализ приобрел 
более точный характер. Основной исследовательский 
вопрос данного подхода связан со следующим: 
«Какую роль играют детско-родительские 
отношения в жизни конкретного человека, 
и каким смыслом они наделяются в зависимости 
от позиции участников?» В оказании психологической 
помощи родителям предлагается содействовать 
формированию позитивного опыта самоидентификации 
в родительской роли и осуществлять сопровождение 
детско-родительских отношений в кризисные 
моменты их развития.
 
 Таким образом, детско-родительские 
отношения можно рассматривать 
с различных методологических 
позиций. Функциональный аспект 
позволяет анализировать это 
явление с точки зрения достижения 
полезного приспособительного результата 
и предполагает развитие их 
эффективности. Личностный аспект 
обращает внимание на согласованность 
когнитивного, эмоционального и 
поведенческого компонентов и 
предполагает формирование гармоничности 
в детско-родительских отношениях. 
Феноменологический взгляд фиксируется 
на ценностно-смысловом аспекте 
этих отношений, предполагающих 
достижение в них определённой 
зрелости.
 
 
2.2 Методы изучения детско-родительских 
и межличностных отношений дошкольников
 
 
 Исследование осуществляется 
в три этапа: констатирующий, формирующий 
и контрольный. Исходя из результатов 
и выводов констатирующего этапа 
эксперимента, должна быть поставлена 
и цель формирующего эксперимента, т.е. 
развития у дошкольников навыков межличностного 
взаимодействия со сверстниками через 
коррекцию детско-родительских отношений. 
Согласно этой цели определяются задачи:
 
 формирование адекватной 
самооценки, способности к осознанию 
себя и своих возможностей;
 
 коррекция нежелательных 
личностных особенностей;
 
 формирование способности 
к произвольной регуляции своей 
деятельности;
 
 актуализировать и 
разрешать проблемы межличностных 
отношений со сверстниками и 
взрослыми.
 
 Результаты диагностического 
обследования определяют состав 
группы, т.е. коррекционная работа 
проводится с дошкольниками, имеющими 
проблемы в межличностном отношении.
 
 Диагностика межличностных 
отношений дошкольников является 
достаточно сложной и тонкой 
областью практической психологии. 
Использование диагностических 
методик может дать достаточно 
надёжные и достоверные результаты 
только при соблюдении следующих 
условий.
 
 
 Методики должны использоваться 
в комплексе (не менее трёх-четырёх), 
так как ни одна из них 
в отдельности не может дать 
достаточно полной и надёжной 
информации. Особенно важно сочетание 
объективных и субъективных методов. 
Использование проективных методик 
обязательно должно дополняться 
наблюдением за поведением детей 
в естественных условиях или 
в проблемных ситуациях. Диагностику 
лучше проводить в отдельном 
помещении, где ничто не отвлекает 
ребёнка от решения предложенной 
задачи. Присутствие посторонних 
может существенно повлиять на 
поведение и на ответы, исказив 
реальную картину отношений. Все 
диагностические процедуры должны 
представлять собой доверительные 
и доброжелательные отношения 
между ребёнком и взрослым. Диагностическое 
обследование проводится в естественной 
и привычной для дошкольников 
форме игры или беседы. Недопустимы 
оценки, порицания или поощрения. 
Результаты диагностического обследования 
должны оставаться только в 
сфере компетенции диагноста, 
не сообщаются ребёнку и его 
родителям.
 
 Положение детей в 
группе выявляются социометрическими 
методами, которые позволяют выявить 
взаимные (невзаимные) избирательные 
предпочтения. Ребёнок в воображаемых 
ситуациях осуществляет выбор 
предпочитаемых и непредпочитаемых 
членов своей группы. Уже в средней группе 
детского сада существуют достаточно 
прочные избирательные отношения. Дети 
начинают занимать разное положение среди 
сверстников: одни более предпочитаемы 
для большинства детей, а другие – менее. 
Степень популярности ребёнка в группе 
ровесников имеет большое значение. От 
того, как складываются детские отношения, 
зависит последующий путь личностного 
и социального развития человека. Остановимся 
на описании следующих методик [31. С. 129].
 
 Два домика. Для проведения 
методики необходимо приготовить 
лист бумаги, на котором нарисованы 
два дома. Один из них – большой 
красивый, красного цвета, а другой 
– маленький, чёрного цвета. 
Взрослый показывает ребёнку 
обе картинки и говорит: «Посмотри 
на эти домики. В красном – 
много разных игрушек, книжек, 
а в чёрном – игрушек нет. Представь, 
что ты живёшь в большом доме и можешь 
пригласить к себе тех ребят из своей группы, 
кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный 
дом?». После инструкции взрослый записывает 
ответы ребёнка.
 
 В результате данных 
процедур каждый ребёнок в 
группе получает определённое 
количество положительных и отрицательных 
выборов со стороны своих сверстников.
 
 Ответы детей заносятся 
в специальный протокол (матрицу). 
Сумма отрицательных и положительных 
выборов, полученных каждым ребёнком, 
позволяет выявить его положение 
в группе (социометрический статус). 
Выделяют следующие варианты 
социометрического статуса:
 
 популярные («звёзды») – 
дети, получившие в 2 раза больше 
положительных выборов от среднего 
показателя (3 балла);
 
 предпочитаемые – дети, 
получившие как положительные, 
так и отрицательные выборы (2 
балла);
 
 изолированные – дети, 
не получившие ни положительных, 
ни отрицательных выборов (они 
остаются как бы незамеченными 
своими сверстниками) (1 балл);
 
 отвергаемые – дети, 
получившие в основном отрицательные 
выборы (0 баллов).
 
 При анализе результатов 
важным результатом является 
также взаимность выборов детей. 
Не всякая группа имеет столь 
чёткую структуру, где есть 
ярко выраженные «звёзды» и 
«отверженные». Иногда дети получают 
примерно равное количество положительных 
выборов, что свидетельствует 
о правильной стратегии воспитания 
межличностных отношений.
 
 Опросник детско-родительских 
отношений, разработанных А.Я. Варгой и 
В.В. Столиным (Приложение 3). Данный тест 
представляет собой психодиагностический 
инструмент, ориентированный на выявление 
родительского отношения к ребенку, которое 
понимается как система разнообразных 
чувств по отношению к ребенку, поведенческих 
стереотипов, практикуемых в общении с 
ними, особенностей восприятия и понимания 
характера и личности ребенка и его поступков. 
Опросник состоит из 5 шкал.
 
 1. «Принятие-отвержение». 
Шкала отражает интегральное 
эмоциональное отношение к ребенку. 
Содержание одного полюса шкалы: 
родителю нравится ребенок таким, 
какой он есть. Родитель уважает 
индивидуальность ребенка, симпатизирует 
ему. Родитель стремится проводить 
много времени вместе с ребенком, одобряет 
его интересы и планы. На другом полюсе 
шкалы: родитель воспринимает своего ребенка 
плохим, неприспособленным, неудачливым. 
Ему кажется, что ребенок не добьется успеха 
в жизни из-за низких способностей, небольшого 
ума, дурных наклонностей. По большей части 
родитель испытывает к ребенку злость, 
досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет 
ребенку и не уважает его.