В данном аспекте
отметим, что существует целый
ряд концепций, рассматривающих
формы таких отклонений. Так Э.Г.
Эйдемиллер выделяет характеристики типов
воспитания ребёнка: степень гиперпротекции;
удовлетворённость потребностей; требования,
предъявляемые ребёнку; санкции, накладываемые
на него; воспитательная неуверенность
родителей. На основе этих характеристик
дается формальное описание стилей воспитания:
потворствующая гиперпротекция, доминирующая
гиперпротекция, эмоциональное отвержение,
повышенная моральная ответственность
и гипопротекция. А.Я. Варга выделяет типологию
детско-родительских отношений: принимающее-авторитарное,
отвергающее с явлениями инфантилизации,
симбиотическое отношение и симбиотически–авторитарное,
отличающееся от предыдущего типа наличием
гиперконтроля.
Основной исследовательский
вопрос, на который ведутся поиски
в рамках данного подхода, можно
сформулировать следующим образом:
«Какими должны быть детско-родительские
отношения, чтобы они максимально
способствовали развитию ребёнка
и обеспечивали достижение целей
его воспитания?» Основная идея
психологической помощи связана
с ориентацией родителей в
системе знаний о закономерностях
возрастного развития ребёнка,
расширением репертуара воспитательных
воздействий, обучением адекватным
способам взаимодействия с ребёнком.
К недостаткам данного
подхода во взаимодействии с
родителями можно отнести его
унифицированность. У педагогов возникает
соблазн утверждения некого образца родительского
поведения. В данном аспекте рассмотрения
игнорируется уникальность каждого взрослого
в его отношении к собственному ребёнку,
а также неповторимость семейных отношений
в целом. И самое главное, функциональный
подход существенно ограничивает коррекционные
возможности работы с теми родителями,
для которых ребёнок и отношения с ним
выходят за рамки достижения воспитательных
целей. Это наблюдается, в частности в
ситуации разрыва супружеских отношений,
тяжёлой болезни ребёнка, потери одного
из родителей или одинокого родительства.
Личностный аспект
взаимодействия с родителями
обращается к тому, что с появлением
ребенка в семье супруги сознательно
или неосознанно приобретают
новую роль – родителей. Биологическая
способность быть родителем не
всегда совпадает с психологической
готовностью к родительству. В данном
подходе признаётся, что качество детского
воспитания зависит, прежде всего, от осознанности
родителями своих педагогических воздействий
на ребенка (В.Н. Дружинин, В.В. Бойко, А.И.
Антонов, Р.В. Овчарова и др.). То есть точкой
приложения сил в коррекционном воздействии
является формирование готовности личности
взрослого к детско-родительским отношениям.
К серьёзным достижениям данного подхода
в изучении детско-родительских отношений
можно отнести раскрытие понятия родительства.
Родительство – субъективное
осознание духовного единства с брачным
партнером по отношению к своим или приемным
детям, представляющее собой интегральную
психологическую структуру, проявляющуюся
как на уровне индивида, так и на надындивидуальном
уровне. Связь компонентов в структуре
родительства осуществляется через взаимообусловленность
составляющих их когнитивных, эмоциональных
и поведенческих аспектов, которые являются
психологическими формами проявления
родительства. Формирование родительства
является источником педагогических целей
и средством их достижения одновременно,
в плане рассмотрения семьи как педагогической
системы. Психолого-педагогическое формирование
родительства в изучаемой системе основывается
на педагогическом потенциале семьи и
включает в себя два аспекта – формирование
родительства как средства воспитания
ребенка и как частного случая социализации
ребенка в аспекте передачи представлений
о семейных ролях, родительских и супружеских
функциях.
Основной исследовательский
вопрос в рамках данного подхода,
связан со следующим: «Какими
должны быть индивидуально-личностные
особенности родителей, чтобы
они были способны сознательно
выстраивать гармоничные детско-родительские
отношения и собственный стиль воспитания
ребёнка в семье?». Основная идея психологической
помощи семье связана с формированием
готовности взрослых к детско-родительским
отношениям, развитием осознанности исполнения
родительской роли, согласованности представлений
и поведенческих проявлений родительства
в паре со своим супругом или супругой
посредством специальных психолого-педагогических
технологий, проблемно-ориентированных
тренингов, основанных на диадном взаимодействии
отца и матери.
Данный аспект взаимодействия
с родителями позволяет учитывать
индивидуальные особенности родителей
и воздействовать на детско-родительские
отношения системно, достигая целей
их гармонизации. Если в функциональном
аспекте взгляд специалистов
образовательного учреждения на
положение ребёнка в семье
скорее внешний, то в личностном
аспекте внешнее (стиль воспитательных
воздействий) рассматривается в
соотношении с внутренним (осознанность
воспитательных воздействий). Если в функциональном
аспекте взаимодействия с семьёй основное
внимание родителей фиксируется на конечной
цели воспитания, то есть на том для чего
они должны реализовывать потенциал своих
отношений с ребёнком, то в личностном
аспекте фокус смещается на том, как они
это делают.
Рассмотренные аспекты
взаимодействия с родителями, функциональный
и личностный, в совокупности
позволяют успешно решать коррекционные
и развивающие задачи. В рамках
данных подходов разработано
множество психолого-педагогических
программ и технологий работы
с родителями, в том числе различного
рода тренингов отдельно для
взрослых и совместно с детьми.
На недостающее звено в этой
работе указывают сложные случаи,
с которыми всё чаще приходится
сталкиваться специалистам в
системе образования. В современном
мире быть родителем становится
всё сложней и сложней. В
отношениях между родителями
и детьми возникает нечто такое,
чего не было в детском опыте
современных взрослых.
В контексте предмета
рассмотрения данной статьи это
означает, что всё большую роль
начинает играть внутренний аспект
детско-родительских отношений,
на раскрытие которого направлен
смысловой подход. К.А. Абульханова-Славская,
основываясь на идеях С.Л. Рубинштейна,
выделяет два типа отношений: функциональные
отношения и отношения, основанные на
утверждении ценности другого человека.
В первом случае, другой человек выступает
как средство удовлетворения определённых
потребностей, а отношения протекают лишь
на поведенческом уровне. Во втором случае,
один партнер к другому относится как
к личности, то есть за ним признается
вся совокупность человеческих прав и
качеств, в том числе и право быть не похожим
на меня, поступать в соответствии со своими
интересами, право на собственный жизненный
путь. В детско-родительских отношениях
реализуются оба типа отношений. Ребенок
для родителя и родитель для ребенка, с
одной стороны, выступают средством удовлетворения
своих потребностей – в этом смысле можно
говорить о материальной стороне отношений.
С другой стороны существует духовный
пласт детско-родительских отношений,
где присутствует открытое личностное
общение между родителем и ребенком, цель
которого – полное раскрытие и развитие
индивидуальных особенностей друг друга.
В рамках данного подхода также изучается
проблема восприятия родительского отношения
детьми: сначала с позиции психоанализа
через понятие «imago» (А. Фрейд, З. Фрейд),
последующие работы основывались на данных
проективных методик («Рисунок семьи»,
тест Р. Жиля и т.п.).
В отечественной психологии
после адаптации опросника «Подростки
о родителях» Л.И. Вассерман и И.А. Горьковой,
разработки детского варианта методики
«Взаимодействие родителя и ребенка»
И.М. Марковской, данный анализ приобрел
более точный характер. Основной исследовательский
вопрос данного подхода связан со следующим:
«Какую роль играют детско-родительские
отношения в жизни конкретного человека,
и каким смыслом они наделяются в зависимости
от позиции участников?» В оказании психологической
помощи родителям предлагается содействовать
формированию позитивного опыта самоидентификации
в родительской роли и осуществлять сопровождение
детско-родительских отношений в кризисные
моменты их развития.
Таким образом, детско-родительские
отношения можно рассматривать
с различных методологических
позиций. Функциональный аспект
позволяет анализировать это
явление с точки зрения достижения
полезного приспособительного результата
и предполагает развитие их
эффективности. Личностный аспект
обращает внимание на согласованность
когнитивного, эмоционального и
поведенческого компонентов и
предполагает формирование гармоничности
в детско-родительских отношениях.
Феноменологический взгляд фиксируется
на ценностно-смысловом аспекте
этих отношений, предполагающих
достижение в них определённой
зрелости.
2.2 Методы изучения детско-родительских
и межличностных отношений дошкольников
Исследование осуществляется
в три этапа: констатирующий, формирующий
и контрольный. Исходя из результатов
и выводов констатирующего этапа
эксперимента, должна быть поставлена
и цель формирующего эксперимента, т.е.
развития у дошкольников навыков межличностного
взаимодействия со сверстниками через
коррекцию детско-родительских отношений.
Согласно этой цели определяются задачи:
формирование адекватной
самооценки, способности к осознанию
себя и своих возможностей;
коррекция нежелательных
личностных особенностей;
формирование способности
к произвольной регуляции своей
деятельности;
актуализировать и
разрешать проблемы межличностных
отношений со сверстниками и
взрослыми.
Результаты диагностического
обследования определяют состав
группы, т.е. коррекционная работа
проводится с дошкольниками, имеющими
проблемы в межличностном отношении.
Диагностика межличностных
отношений дошкольников является
достаточно сложной и тонкой
областью практической психологии.
Использование диагностических
методик может дать достаточно
надёжные и достоверные результаты
только при соблюдении следующих
условий.
Методики должны использоваться
в комплексе (не менее трёх-четырёх),
так как ни одна из них
в отдельности не может дать
достаточно полной и надёжной
информации. Особенно важно сочетание
объективных и субъективных методов.
Использование проективных методик
обязательно должно дополняться
наблюдением за поведением детей
в естественных условиях или
в проблемных ситуациях. Диагностику
лучше проводить в отдельном
помещении, где ничто не отвлекает
ребёнка от решения предложенной
задачи. Присутствие посторонних
может существенно повлиять на
поведение и на ответы, исказив
реальную картину отношений. Все
диагностические процедуры должны
представлять собой доверительные
и доброжелательные отношения
между ребёнком и взрослым. Диагностическое
обследование проводится в естественной
и привычной для дошкольников
форме игры или беседы. Недопустимы
оценки, порицания или поощрения.
Результаты диагностического обследования
должны оставаться только в
сфере компетенции диагноста,
не сообщаются ребёнку и его
родителям.
Положение детей в
группе выявляются социометрическими
методами, которые позволяют выявить
взаимные (невзаимные) избирательные
предпочтения. Ребёнок в воображаемых
ситуациях осуществляет выбор
предпочитаемых и непредпочитаемых
членов своей группы. Уже в средней группе
детского сада существуют достаточно
прочные избирательные отношения. Дети
начинают занимать разное положение среди
сверстников: одни более предпочитаемы
для большинства детей, а другие – менее.
Степень популярности ребёнка в группе
ровесников имеет большое значение. От
того, как складываются детские отношения,
зависит последующий путь личностного
и социального развития человека. Остановимся
на описании следующих методик [31. С. 129].
Два домика. Для проведения
методики необходимо приготовить
лист бумаги, на котором нарисованы
два дома. Один из них – большой
красивый, красного цвета, а другой
– маленький, чёрного цвета.
Взрослый показывает ребёнку
обе картинки и говорит: «Посмотри
на эти домики. В красном –
много разных игрушек, книжек,
а в чёрном – игрушек нет. Представь,
что ты живёшь в большом доме и можешь
пригласить к себе тех ребят из своей группы,
кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный
дом?». После инструкции взрослый записывает
ответы ребёнка.
В результате данных
процедур каждый ребёнок в
группе получает определённое
количество положительных и отрицательных
выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей заносятся
в специальный протокол (матрицу).
Сумма отрицательных и положительных
выборов, полученных каждым ребёнком,
позволяет выявить его положение
в группе (социометрический статус).
Выделяют следующие варианты
социометрического статуса:
популярные («звёзды») –
дети, получившие в 2 раза больше
положительных выборов от среднего
показателя (3 балла);
предпочитаемые – дети,
получившие как положительные,
так и отрицательные выборы (2
балла);
изолированные – дети,
не получившие ни положительных,
ни отрицательных выборов (они
остаются как бы незамеченными
своими сверстниками) (1 балл);
отвергаемые – дети,
получившие в основном отрицательные
выборы (0 баллов).
При анализе результатов
важным результатом является
также взаимность выборов детей.
Не всякая группа имеет столь
чёткую структуру, где есть
ярко выраженные «звёзды» и
«отверженные». Иногда дети получают
примерно равное количество положительных
выборов, что свидетельствует
о правильной стратегии воспитания
межличностных отношений.
Опросник детско-родительских
отношений, разработанных А.Я. Варгой и
В.В. Столиным (Приложение 3). Данный тест
представляет собой психодиагностический
инструмент, ориентированный на выявление
родительского отношения к ребенку, которое
понимается как система разнообразных
чувств по отношению к ребенку, поведенческих
стереотипов, практикуемых в общении с
ними, особенностей восприятия и понимания
характера и личности ребенка и его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие-отвержение».
Шкала отражает интегральное
эмоциональное отношение к ребенку.
Содержание одного полюса шкалы:
родителю нравится ребенок таким,
какой он есть. Родитель уважает
индивидуальность ребенка, симпатизирует
ему. Родитель стремится проводить
много времени вместе с ребенком, одобряет
его интересы и планы. На другом полюсе
шкалы: родитель воспринимает своего ребенка
плохим, неприспособленным, неудачливым.
Ему кажется, что ребенок не добьется успеха
в жизни из-за низких способностей, небольшого
ума, дурных наклонностей. По большей части
родитель испытывает к ребенку злость,
досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет
ребенку и не уважает его.