Из всего выше сказанного
можно сделать вывод: в исследованиях
психологов показано, что в группах детей
дошкольного возраста выделяется особая
структура межличностных отношений. Установлено,
что есть дети, которые очень популярны
и с ними хотят вместе играть и дружить
многие дошкольники, что обусловлено их
умением придумывать и разворачивать
разнообразные сюжеты. Они выступают в
качестве лидеров детских игровых объединений
и занимают ведущие, самые интересные
роли. Наряду с популярными детьми выделяется
категория непопулярных дошкольников,
которые не привлекают сверстников и в
связи с этим оказываются изолированными
в свободной деятельности.
Практически в каждой
группе детей дошкольного возраста
разворачивается сложная и порой
драматическая картина межличностных
отношений детей. Дошкольники
дружат, ссорятся, мирятся, обижаются,
ревнуют. Все эти отношения
остро переживаются участниками
и несут массу разнообразных
эмоций. Эмоциональная напряженность
и конфликтность в сфере детских
отношений значительно выше, чем
в сфере общения с взрослым.
Взрослые иногда и
не подозревают о той широкой
гамме чувств и отношений, которую
переживают дети, не придают особого
значения детским ссорам и
обидам. Между тем опыт первых
отношений со сверстниками является
тем фундаментом, на котором
строится дальнейшее развитие
личности ребёнка. Этот первый
опыт во многом определяет
характер отношения человека
к себе, к другим, к миру в
целом. Определить появления нарушений
эмоциональной сферы можно по
следующим признакам (рис. 2):
Нарушение, какой либо
сферы личности, психики ребёнка
всегда оказывает негативное
воздействие на другие сферы,
в результате чего те деградируют,
либо замедляют своё развитие.
Нарушение – проявляется
в поведении, его можно опознать при наблюдении:
трудновоспитуемость, непослушание, агрессия,
капризность, упрямство, проявляющиеся
не в критические возрастные периоды.
Психические нарушения
приводят к социальной дезадаптации:
к сужению круга людей, с которыми ребёнок
может нормально взаимодействовать.
Психические нарушения
оказываются барьером на пути
воспитательных воздействий. Задача
устранения нарушений оказывается
первичной, по отношению к собственно
воспитанию.
Нарушения психики и личности
часто приводят к психосоматическим заболеваниям
[51. С. 377].
Рисунок 2 – Гармония
или дисгармония эмоционально-мотивационной
и волевой сферы определяет
всю жизнь ребёнка
Отклонения в личностном
развитии можно проследить на
рис. 3.
Рисунок 3 – Отклонения
в личностном развитии
Эмоциональное неблагополучие,
связанное с затруднениями в
общении, может приводить к
различным типам поведения.
Неуравновешенное, импульсивное
поведение, характерное для быстро
возбудимых детей. При возникновении
конфликтов со сверстниками эмоции
этих детей проявляются во
вспышках гнева, громком плаче,
отчаянной обиде. Негативные эмоции
детей в этом случае могут
быть вызваны как серьёзными
причинами, так и самыми незначительными.
Их эмоциональная несдержанность
и импульсивность приводят к
разрушению игры, к конфликтам
и дракам. Вспыльчивость – скорее
выражение беспомощности, отчаяния,
чем агрессии. Однако эти проявления
ситуативны, представления о других детях
остаются положительными и не препятствуют
общению.
Повышенная агрессивность
детей, выступающая как устойчивое
качество личности. Исследования
и многолетние исследования показывают,
что агрессивность, сложившаяся
в детстве, остаётся устойчивой
и сохраняется на протяжении
дальнейшей жизни человека. Гнев
перерастает в нарушение при
постоянном, агрессивном поведении
родителей, которым подражает
ребёнок; проявлении нелюбви к
малышу, из-за чего формируется
враждебность к окружающему миру;
длительных и частых негативных
эмоций. Среди причин, провоцирующих
агрессивность детей, выделяются
следующие:
привлечение к себе
внимания сверстников;
ущемление достоинств
другого с целью подчеркнуть своё превосходство;
защита и месть;
стремление быть главным;
необходимость овладения
желанным предметом.
Проявления выраженной
склонности к агрессивности:
высокая частота агрессивных
действий – в течение часа
наблюдений такие дети демонстрируют
не менее четырёх актов, направленных
на причинение вреда сверстникам;
преобладание прямой
физической агрессии;
наличие враждебных
агрессивных действий, направленных
не на достижение какой-либо
цели, а на физическую боль
или страдание сверстников.
Среди психологических
особенностей, провоцирующих агрессивное
поведение, обычно выделяют недостаточное
развитие интеллекта и коммуникативных
навыков, сниженный уровень произвольности,
неразвитость игровой деятельности,
сниженную самооценку. Но главной
отличительной чертой агрессивных
детей является их отношение
к сверстнику. Другой ребёнок
выступает для них как противник,
как конкурент, как препятствие,
которое надо устранить. Агрессивный
ребёнок имеет предвзятое мнение
о том, что поступками окружающих
руководит враждебность, он приписывает
другим негативные намерения
и пренебрежение к себе. Всех
агрессивных детей объединяет
одно общее свойство – невнимание
к другим детям, неспособность
видеть и понимать их чувства.
Обидчивость – устойчивое
негативное отношение к общению.
Обида проявляется в тех случаях,
когда ребёнок остро переживает
ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям
относятся следующие:
игнорирование партнёра,
недостаточное внимание с его
стороны;
отказ в чём-то нужном
и желанном;
неуважительное отношение
со стороны других;
успех и превосходство
окружающих, отсутствие похвалы.
Характерной особенностью
обидчивых детей является яркая
установка на оценочное отношение
к себе и постоянное ожидание
положительной оценки, отсутствие
которой воспринимается как отрицание
себя. Всё это приносит ребёнку
острые болезненные переживания
и препятствует нормальному развитию
личности. Поэтому повышенную обидчивость
можно рассматривать, как одну
из конфликтных форм межличностных
отношений.
Замкнутость – нарушение,
проявляющееся в сужении круга
общения, уменьшении возможностей
эмоционального контакта с окружающими
людьми, возрастании трудности установления
новых социальных отношений. Причинами
этого нарушения могут быть: длительный
стресс, недостаток эмоционального
общения, индивидуальные патологические
особенности эмоциональной сферы.
Замкнутость качественно отличается
от застенчивости, но в поведенческом
плане они бывают похожи. Особенности
поведения застенчивых детей:
избирательность в
контактах с людьми: предпочтение
общения с близкими и хорошо
знакомыми и отказ или затруднения
в общении с посторонними людьми,
что вызывает эмоциональный дискомфорт,
проявляющийся в робости, неуверенности,
напряжении; страх любых публичных
выступлений;
повышенная чувствительность
к оценке взрослого. Удача вдохновляет
и успокаивает, малейшее замечание
вызывает новый всплеск робости
и смущения;
дисгармония в общей
самооценке. С одной стороны, ребёнок
имеет высокую общую самооценку,
а с другой – сомневается
в положительном отношении к
себе других людей, особенно
незнакомых.
Стеснительность является
следствием несформированности социальной
компетентности. Её коррекция заключается
в обучении ребёнка навыкам общения, умению
воспринимать и интерпретировать поведение
другого человека.
Тревожность, патологический
страх, которые препятствуют общению,
развитию личности, психики, приводят
к социальной дезадаптации. Среди «негативных»
тактик воспитания ребёнка, вызывающих
состояние тревоги, можно выделить три
основных:
отвержение (неприятие,
демонстрация недоброжелательного
отношения);
сверхтребовательное отношение
(чрезмерная критика, наказание за малейшую
провинность);
гиперопека (сверхзаботливое
отношение, при котором ребёнок лишён
возможности самостоятельно действовать).
Чем сильнее эмоциональное
неблагополучие ребёнка, тем вероятнее
возможность возникновения ситуаций,
вызывающий трудности взаимодействия
с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен,
тревожен, испытывает разнообразные стойкие
страхи, либо, наоборот, становится агрессивен
и вспыльчив.
Демонстративность как устойчивая
личностная особенность.
Такое поведение детей
выражается в стремлении привлечь к
себе внимание любыми возможными способами.
Отношения являются не целью, а средством
самоутверждения. Представления о
собственных качествах и способностях
демонстративных детей нуждаются
в постоянном подкреплении через
сравнение с другими. Ненасыщаемая
потребность в похвале, в превосходстве
над другими становится главным мотивом
всех действий и поступков. Такой ребёнок
постоянно боится оказаться хуже других,
что порождает тревожность, неуверенность
в себе. Поэтому важно вовремя выявить
проявление демонстративности и помочь
ребёнку в её преодолении.
Таким образом, отношения
со сверстниками играют важнейшую
роль в жизни дошкольника. Они
являются условием формирования
общественных качеств личности
ребенка, проявление и развитие
начал коллективных взаимоотношений
детей. Вопросы становления детского
коллектива, характерные особенности
межличностных отношений в нем,
влияние дошкольной группы на
формирование личности отдельных
детей все это представляет
исключительный интерес.
Поэтому и проблема межличностных
отношений – одна из важнейших проблем
нашего времени [57. С. 150].
2. Формирующий этап эксперимента
по исследованию влияния детско-родительских
отношений в семье на межличностные
отношения старших дошкольников
2.1 Подходы к коррекции
в системе детско-родительских
отношений
Как и любой объект,
детско-родительские отношения обладают
не только содержательными характеристиками
(«Что это, какое оно?»), но прикладными
характеристиками («Что с этим
делать?»). В практической деятельности
этот вопрос связан с пониманием
того, на что именно необходимо
делать упор во взаимодействии
с родителями, если возникает
необходимость осуществлять психолого-педагогическую
коррекцию. В этой связи возникает
необходимость разрабатывать конкретные
меры, с помощью которых можно
было бы предупреждать или
преодолевать различные ситуации,
порождающие нарушение правильных
взаимоотношений между детьми.
Для того, чтобы строить
позитивные отношения с ребёнком, важно
знать, как это делать. Научившись общению
и взаимному пониманию языка, можно добиться
значительного улучшения на уровне отношений.
Многие родители достаточно
хорошо осознают недостатки своего
воспитания, но очень часто им
не хватает элементарной психологической
грамотности. Анализ семейных
ситуаций в группе помогает
родителю посмотреть на себя
со стороны, «глазами других»,
и тем самым как бы объективизировать
свое поведение. Родители начинают лучше
понимать собственные стереотипы воспитания,
которые, как правило, не выбирают осознанно,
а обычно перенимают либо «по наследству»
от своих родителей, либо являются следствием
представлений об отношениях, полученных
из близкого социального окружения, средств
массовой информации.
В настоящее время
самой серьезной проблемой в
отношениях между родителями
и ребенком (или воспитателем
и учеником) является плохое общение.
Современная жизнь углубляет
изоляцию и дефицит общения
ребенка и взрослого, приводит
к тому, что родители все больше
отдаляются от создания условий
благоприятных для полноценного
психического развития ребенка.
В случае непартнерских
взаимоотношений, когда родители не чувствуют
своего ребенка, раздражаются, ведут себя
неровно, не любят его, у ребенка не возникает
доверия к миру. Это негативно сказывается
на его развитии: угнетает познавательную
активность, снижает самооценку, приводит
к отстранению от сверстников или агрессивности
по отношению к сверстникам. В то же время,
при сверхконтроле и сверхвключенности
родителей во взаимоотношения детей со
сверстниками у ребенка возникает болезненная
зависимость от родителей, страх перед
новыми проблемами и ситуациями, что в
конечном итоге приводит к формированию
и закреплению у них чувства незащищенности.
Анализ результатов
психодиагностических исследований
семей позволяет сделать вывод
о том, что в психологической
коррекции нуждаются как дети,
так и их родители: им нужно
помочь овладеть навыками, которые
способствовали бы развитию позитивных
детско-родительских отношений.
Анализ разработанности
данной проблемы показал, что в целом существующие
взгляды и концепции указывают на три
точки приложения сил к объекту детско-родительских
отношений или три аспекта взаимодействия:
функциональный, личностный и смысловой
[29. С. 122–125].
Функциональный аспект
взаимодействия с родителями
предполагает анализ детско-родительских
отношений с точки зрения действия
– родители (мать, отец) включены
в последовательную координированную
деятельность (воспитание ребёнка),
сознательно или бессознательно
подчинённую какой-то цели, достижение
которой принесёт им определённый
результат (социализация ребёнка).
Улучшение воспитательных результатов
подразумевает повышение эффективности
родительских действий. То есть
точкой приложения сил в коррекционном
воздействии является тот стиль
воспитания, который осуществляют
родители по отношению к ребёнку.
Это наиболее очевидный и доступный
способ взаимодействия образовательного
учреждения и родителей, в котором
самым важным является итоговое
выражение детско-родительских отношений,
а основное внимание направлено
на различные формы отклонений,
препятствующих осуществлению воспитательной
функции семьи.