Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков

Файлы: 1 файл

Дипломка11111111.docx

— 108.76 Кб (Скачать)

 

 Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в исследованиях психологов показано, что в группах детей дошкольного возраста выделяется особая структура межличностных отношений. Установлено, что есть дети, которые очень популярны и с ними хотят вместе играть и дружить многие дошкольники, что обусловлено их умением придумывать и разворачивать разнообразные сюжеты. Они выступают в качестве лидеров детских игровых объединений и занимают ведущие, самые интересные роли. Наряду с популярными детьми выделяется категория непопулярных дошкольников, которые не привлекают сверстников и в связи с этим оказываются изолированными в свободной деятельности.

 

 Практически в каждой  группе детей дошкольного возраста  разворачивается сложная и порой  драматическая картина межличностных  отношений детей. Дошкольники  дружат, ссорятся, мирятся, обижаются,  ревнуют. Все эти отношения  остро переживаются участниками  и несут массу разнообразных  эмоций. Эмоциональная напряженность  и конфликтность в сфере детских  отношений значительно выше, чем  в сфере общения с взрослым.

 

 Взрослые иногда и  не подозревают о той широкой  гамме чувств и отношений, которую  переживают дети, не придают особого  значения детским ссорам и  обидам. Между тем опыт первых  отношений со сверстниками является  тем фундаментом, на котором  строится дальнейшее развитие  личности ребёнка. Этот первый  опыт во многом определяет  характер отношения человека  к себе, к другим, к миру в  целом. Определить появления нарушений  эмоциональной сферы можно по  следующим признакам (рис. 2):

 

 Нарушение, какой либо  сферы личности, психики ребёнка  всегда оказывает негативное  воздействие на другие сферы,  в результате чего те деградируют,  либо замедляют своё развитие.

 

 Нарушение – проявляется в поведении, его можно опознать при наблюдении: трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство, проявляющиеся не в критические возрастные периоды.

 

 Психические нарушения  приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.

 

 Психические нарушения  оказываются барьером на пути  воспитательных воздействий. Задача  устранения нарушений оказывается  первичной, по отношению к собственно  воспитанию.

 

 Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям [51. С. 377].

 

 

 

 Рисунок 2 – Гармония  или дисгармония эмоционально-мотивационной  и волевой сферы определяет  всю жизнь ребёнка

 

 

 Отклонения в личностном  развитии можно проследить на  рис. 3.

 

 

 

 

 Рисунок 3 – Отклонения  в личностном развитии

 

 

 Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в  общении, может приводить к  различным типам поведения.

 

 Неуравновешенное, импульсивное  поведение, характерное для быстро  возбудимых детей. При возникновении  конфликтов со сверстниками эмоции  этих детей проявляются во  вспышках гнева, громком плаче,  отчаянной обиде. Негативные эмоции  детей в этом случае могут  быть вызваны как серьёзными  причинами, так и самыми незначительными.  Их эмоциональная несдержанность  и импульсивность приводят к  разрушению игры, к конфликтам  и дракам. Вспыльчивость – скорее  выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления  ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

 

 Повышенная агрессивность  детей, выступающая как устойчивое  качество личности. Исследования  и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся  в детстве, остаётся устойчивой  и сохраняется на протяжении  дальнейшей жизни человека. Гнев  перерастает в нарушение при  постоянном, агрессивном поведении  родителей, которым подражает  ребёнок; проявлении нелюбви к  малышу, из-за чего формируется  враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных  эмоций. Среди причин, провоцирующих  агрессивность детей, выделяются  следующие:

 

 привлечение к себе  внимания сверстников;

 

 ущемление достоинств  другого с целью подчеркнуть своё превосходство;

 

 защита и месть;

 

 стремление быть главным;

 

 необходимость овладения  желанным предметом.

 

 Проявления выраженной  склонности к агрессивности:

 

 высокая частота агрессивных  действий – в течение часа  наблюдений такие дети демонстрируют  не менее четырёх актов, направленных  на причинение вреда сверстникам;

 

 преобладание прямой  физической агрессии;

 

 наличие враждебных  агрессивных действий, направленных  не на достижение какой-либо  цели, а на физическую боль  или страдание сверстников.

 

 Среди психологических  особенностей, провоцирующих агрессивное  поведение, обычно выделяют недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку. Но главной  отличительной чертой агрессивных  детей является их отношение  к сверстнику. Другой ребёнок  выступает для них как противник,  как конкурент, как препятствие,  которое надо устранить. Агрессивный  ребёнок имеет предвзятое мнение  о том, что поступками окружающих  руководит враждебность, он приписывает  другим негативные намерения  и пренебрежение к себе. Всех  агрессивных детей объединяет  одно общее свойство – невнимание  к другим детям, неспособность  видеть и понимать их чувства.

 

 Обидчивость – устойчивое  негативное отношение к общению.  Обида проявляется в тех случаях,  когда ребёнок остро переживает  ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям относятся следующие:

 

 игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его  стороны;

 

 отказ в чём-то нужном  и желанном;

 

 неуважительное отношение  со стороны других;

 

 успех и превосходство  окружающих, отсутствие похвалы.

 

 Характерной особенностью  обидчивых детей является яркая  установка на оценочное отношение  к себе и постоянное ожидание  положительной оценки, отсутствие  которой воспринимается как отрицание  себя. Всё это приносит ребёнку  острые болезненные переживания  и препятствует нормальному развитию  личности. Поэтому повышенную обидчивость  можно рассматривать, как одну  из конфликтных форм межличностных  отношений.

 

 Замкнутость – нарушение,  проявляющееся в сужении круга  общения, уменьшении возможностей  эмоционального контакта с окружающими  людьми, возрастании трудности установления  новых социальных отношений. Причинами  этого нарушения могут быть: длительный  стресс, недостаток эмоционального  общения, индивидуальные патологические  особенности эмоциональной сферы.  Замкнутость качественно отличается  от застенчивости, но в поведенческом  плане они бывают похожи. Особенности  поведения застенчивых детей:

 

 избирательность в  контактах с людьми: предпочтение  общения с близкими и хорошо  знакомыми и отказ или затруднения  в общении с посторонними людьми, что вызывает эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в робости, неуверенности,  напряжении; страх любых публичных  выступлений;

 

 повышенная чувствительность  к оценке взрослого. Удача вдохновляет  и успокаивает, малейшее замечание  вызывает новый всплеск робости  и смущения;

 

 дисгармония в общей  самооценке. С одной стороны, ребёнок  имеет высокую общую самооценку, а с другой – сомневается  в положительном отношении к  себе других людей, особенно  незнакомых.

 

 Стеснительность является  следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека.

 

 Тревожность, патологический  страх, которые препятствуют общению,  развитию личности, психики, приводят  к социальной дезадаптации. Среди «негативных» тактик воспитания ребёнка, вызывающих состояние тревоги, можно выделить три основных:

 

 отвержение (неприятие,  демонстрация недоброжелательного  отношения);

 

 сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, наказание за малейшую провинность);

 

 гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребёнок лишён возможности самостоятельно действовать).

 

 Чем сильнее эмоциональное  неблагополучие ребёнка, тем вероятнее  возможность возникновения ситуаций, вызывающий трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.

 

 Демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Такое поведение детей  выражается в стремлении привлечь к  себе внимание любыми возможными способами. Отношения являются не целью, а средством  самоутверждения. Представления о  собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются  в постоянном подкреплении через  сравнение с другими. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой ребёнок постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении.

 

 Таким образом, отношения  со сверстниками играют важнейшую  роль в жизни дошкольника. Они  являются условием формирования  общественных качеств личности  ребенка, проявление и развитие  начал коллективных взаимоотношений  детей. Вопросы становления детского  коллектива, характерные особенности  межличностных отношений в нем,  влияние дошкольной группы на  формирование личности отдельных  детей все это представляет  исключительный интерес.

 

 Поэтому и проблема межличностных отношений – одна из важнейших проблем нашего времени [57. С. 150].

 

 

2. Формирующий этап эксперимента  по исследованию влияния детско-родительских  отношений в семье на межличностные  отношения старших дошкольников

 

 

2.1 Подходы к коррекции  в системе детско-родительских  отношений

 

 

 Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают  не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными  характеристиками («Что с этим  делать?»). В практической деятельности  этот вопрос связан с пониманием  того, на что именно необходимо  делать упор во взаимодействии  с родителями, если возникает  необходимость осуществлять психолого-педагогическую  коррекцию. В этой связи возникает  необходимость разрабатывать конкретные  меры, с помощью которых можно  было бы предупреждать или  преодолевать различные ситуации, порождающие нарушение правильных  взаимоотношений между детьми.

 

 Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это делать. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений.

 

 Многие родители достаточно  хорошо осознают недостатки своего  воспитания, но очень часто им  не хватает элементарной психологической  грамотности. Анализ семейных  ситуаций в группе помогает  родителю посмотреть на себя  со стороны, «глазами других»,  и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые, как правило, не выбирают осознанно, а обычно перенимают либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях, полученных из близкого социального окружения, средств массовой информации.

 

 В настоящее время  самой серьезной проблемой в  отношениях между родителями  и ребенком (или воспитателем  и учеником) является плохое общение.  Современная жизнь углубляет  изоляцию и дефицит общения  ребенка и взрослого, приводит  к тому, что родители все больше  отдаляются от создания условий  благоприятных для полноценного  психического развития ребенка.

 

 В случае непартнерских взаимоотношений, когда родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его, у ребенка не возникает доверия к миру. Это негативно сказывается на его развитии: угнетает познавательную активность, снижает самооценку, приводит к отстранению от сверстников или агрессивности по отношению к сверстникам. В то же время, при сверхконтроле и сверхвключенности родителей во взаимоотношения детей со сверстниками у ребенка возникает болезненная зависимость от родителей, страх перед новыми проблемами и ситуациями, что в конечном итоге приводит к формированию и закреплению у них чувства незащищенности.

 

 Анализ результатов  психодиагностических исследований  семей позволяет сделать вывод  о том, что в психологической  коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно  помочь овладеть навыками, которые  способствовали бы развитию позитивных  детско-родительских отношений.

 

 Анализ разработанности данной проблемы показал, что в целом существующие взгляды и концепции указывают на три точки приложения сил к объекту детско-родительских отношений или три аспекта взаимодействия: функциональный, личностный и смысловой [29. С. 122–125].

 

 Функциональный аспект  взаимодействия с родителями  предполагает анализ детско-родительских  отношений с точки зрения действия  – родители (мать, отец) включены  в последовательную координированную  деятельность (воспитание ребёнка), сознательно или бессознательно  подчинённую какой-то цели, достижение  которой принесёт им определённый  результат (социализация ребёнка). Улучшение воспитательных результатов  подразумевает повышение эффективности  родительских действий. То есть  точкой приложения сил в коррекционном  воздействии является тот стиль  воспитания, который осуществляют  родители по отношению к ребёнку.  Это наиболее очевидный и доступный  способ взаимодействия образовательного  учреждения и родителей, в котором  самым важным является итоговое  выражение детско-родительских отношений,  а основное внимание направлено  на различные формы отклонений, препятствующих осуществлению воспитательной  функции семьи.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников