Из всего выше сказанного 
можно сделать вывод: в исследованиях 
психологов показано, что в группах детей 
дошкольного возраста выделяется особая 
структура межличностных отношений. Установлено, 
что есть дети, которые очень популярны 
и с ними хотят вместе играть и дружить 
многие дошкольники, что обусловлено их 
умением придумывать и разворачивать 
разнообразные сюжеты. Они выступают в 
качестве лидеров детских игровых объединений 
и занимают ведущие, самые интересные 
роли. Наряду с популярными детьми выделяется 
категория непопулярных дошкольников, 
которые не привлекают сверстников и в 
связи с этим оказываются изолированными 
в свободной деятельности.
 
 Практически в каждой 
группе детей дошкольного возраста 
разворачивается сложная и порой 
драматическая картина межличностных 
отношений детей. Дошкольники 
дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, 
ревнуют. Все эти отношения 
остро переживаются участниками 
и несут массу разнообразных 
эмоций. Эмоциональная напряженность 
и конфликтность в сфере детских 
отношений значительно выше, чем 
в сфере общения с взрослым.
 
 Взрослые иногда и 
не подозревают о той широкой 
гамме чувств и отношений, которую 
переживают дети, не придают особого 
значения детским ссорам и 
обидам. Между тем опыт первых 
отношений со сверстниками является 
тем фундаментом, на котором 
строится дальнейшее развитие 
личности ребёнка. Этот первый 
опыт во многом определяет 
характер отношения человека 
к себе, к другим, к миру в 
целом. Определить появления нарушений 
эмоциональной сферы можно по 
следующим признакам (рис. 2):
 
 Нарушение, какой либо 
сферы личности, психики ребёнка 
всегда оказывает негативное 
воздействие на другие сферы, 
в результате чего те деградируют, 
либо замедляют своё развитие.
 
 Нарушение – проявляется 
в поведении, его можно опознать при наблюдении: 
трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, 
капризность, упрямство, проявляющиеся 
не в критические возрастные периоды.
 
 Психические нарушения 
приводят к социальной дезадаптации: 
к сужению круга людей, с которыми ребёнок 
может нормально взаимодействовать.
 
 Психические нарушения 
оказываются барьером на пути 
воспитательных воздействий. Задача 
устранения нарушений оказывается 
первичной, по отношению к собственно 
воспитанию.
 
 Нарушения психики и личности 
часто приводят к психосоматическим заболеваниям 
[51. С. 377].
 
 
 
 Рисунок 2 – Гармония 
или дисгармония эмоционально-мотивационной 
и волевой сферы определяет 
всю жизнь ребёнка
 
 
 Отклонения в личностном 
развитии можно проследить на 
рис. 3.
 
 
 
 
 Рисунок 3 – Отклонения 
в личностном развитии
 
 
 Эмоциональное неблагополучие, 
связанное с затруднениями в 
общении, может приводить к 
различным типам поведения.
 
 Неуравновешенное, импульсивное 
поведение, характерное для быстро 
возбудимых детей. При возникновении 
конфликтов со сверстниками эмоции 
этих детей проявляются во 
вспышках гнева, громком плаче, 
отчаянной обиде. Негативные эмоции 
детей в этом случае могут 
быть вызваны как серьёзными 
причинами, так и самыми незначительными. 
Их эмоциональная несдержанность 
и импульсивность приводят к 
разрушению игры, к конфликтам 
и дракам. Вспыльчивость – скорее 
выражение беспомощности, отчаяния, 
чем агрессии. Однако эти проявления 
ситуативны, представления о других детях 
остаются положительными и не препятствуют 
общению.
 
 Повышенная агрессивность 
детей, выступающая как устойчивое 
качество личности. Исследования 
и многолетние исследования показывают, 
что агрессивность, сложившаяся 
в детстве, остаётся устойчивой 
и сохраняется на протяжении 
дальнейшей жизни человека. Гнев 
перерастает в нарушение при 
постоянном, агрессивном поведении 
родителей, которым подражает 
ребёнок; проявлении нелюбви к 
малышу, из-за чего формируется 
враждебность к окружающему миру; 
длительных и частых негативных 
эмоций. Среди причин, провоцирующих 
агрессивность детей, выделяются 
следующие:
 
 привлечение к себе 
внимания сверстников;
 
 ущемление достоинств 
другого с целью подчеркнуть своё превосходство;
 
 защита и месть;
 
 стремление быть главным;
 
 необходимость овладения 
желанным предметом.
 
 Проявления выраженной 
склонности к агрессивности:
 
 высокая частота агрессивных 
действий – в течение часа 
наблюдений такие дети демонстрируют 
не менее четырёх актов, направленных 
на причинение вреда сверстникам;
 
 преобладание прямой 
физической агрессии;
 
 наличие враждебных 
агрессивных действий, направленных 
не на достижение какой-либо 
цели, а на физическую боль 
или страдание сверстников.
 
 Среди психологических 
особенностей, провоцирующих агрессивное 
поведение, обычно выделяют недостаточное 
развитие интеллекта и коммуникативных 
навыков, сниженный уровень произвольности, 
неразвитость игровой деятельности, 
сниженную самооценку. Но главной 
отличительной чертой агрессивных 
детей является их отношение 
к сверстнику. Другой ребёнок 
выступает для них как противник, 
как конкурент, как препятствие, 
которое надо устранить. Агрессивный 
ребёнок имеет предвзятое мнение 
о том, что поступками окружающих 
руководит враждебность, он приписывает 
другим негативные намерения 
и пренебрежение к себе. Всех 
агрессивных детей объединяет 
одно общее свойство – невнимание 
к другим детям, неспособность 
видеть и понимать их чувства.
 
 Обидчивость – устойчивое 
негативное отношение к общению. 
Обида проявляется в тех случаях, 
когда ребёнок остро переживает 
ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям 
относятся следующие:
 
 игнорирование партнёра, 
недостаточное внимание с его 
стороны;
 
 отказ в чём-то нужном 
и желанном;
 
 неуважительное отношение 
со стороны других;
 
 успех и превосходство 
окружающих, отсутствие похвалы.
 
 Характерной особенностью 
обидчивых детей является яркая 
установка на оценочное отношение 
к себе и постоянное ожидание 
положительной оценки, отсутствие 
которой воспринимается как отрицание 
себя. Всё это приносит ребёнку 
острые болезненные переживания 
и препятствует нормальному развитию 
личности. Поэтому повышенную обидчивость 
можно рассматривать, как одну 
из конфликтных форм межличностных 
отношений.
 
 Замкнутость – нарушение, 
проявляющееся в сужении круга 
общения, уменьшении возможностей 
эмоционального контакта с окружающими 
людьми, возрастании трудности установления 
новых социальных отношений. Причинами 
этого нарушения могут быть: длительный 
стресс, недостаток эмоционального 
общения, индивидуальные патологические 
особенности эмоциональной сферы. 
Замкнутость качественно отличается 
от застенчивости, но в поведенческом 
плане они бывают похожи. Особенности 
поведения застенчивых детей:
 
 избирательность в 
контактах с людьми: предпочтение 
общения с близкими и хорошо 
знакомыми и отказ или затруднения 
в общении с посторонними людьми, 
что вызывает эмоциональный дискомфорт, 
проявляющийся в робости, неуверенности, 
напряжении; страх любых публичных 
выступлений;
 
 повышенная чувствительность 
к оценке взрослого. Удача вдохновляет 
и успокаивает, малейшее замечание 
вызывает новый всплеск робости 
и смущения;
 
 дисгармония в общей 
самооценке. С одной стороны, ребёнок 
имеет высокую общую самооценку, 
а с другой – сомневается 
в положительном отношении к 
себе других людей, особенно 
незнакомых.
 
 Стеснительность является 
следствием несформированности социальной 
компетентности. Её коррекция заключается 
в обучении ребёнка навыкам общения, умению 
воспринимать и интерпретировать поведение 
другого человека.
 
 Тревожность, патологический 
страх, которые препятствуют общению, 
развитию личности, психики, приводят 
к социальной дезадаптации. Среди «негативных» 
тактик воспитания ребёнка, вызывающих 
состояние тревоги, можно выделить три 
основных:
 
 отвержение (неприятие, 
демонстрация недоброжелательного 
отношения);
 
 сверхтребовательное отношение 
(чрезмерная критика, наказание за малейшую 
провинность);
 
 гиперопека (сверхзаботливое 
отношение, при котором ребёнок лишён 
возможности самостоятельно действовать).
 
 Чем сильнее эмоциональное 
неблагополучие ребёнка, тем вероятнее 
возможность возникновения ситуаций, 
вызывающий трудности взаимодействия 
с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, 
тревожен, испытывает разнообразные стойкие 
страхи, либо, наоборот, становится агрессивен 
и вспыльчив.
 
 Демонстративность как устойчивая 
личностная особенность. 
Такое поведение детей 
выражается в стремлении привлечь к 
себе внимание любыми возможными способами. 
Отношения являются не целью, а средством 
самоутверждения. Представления о 
собственных качествах и способностях 
демонстративных детей нуждаются 
в постоянном подкреплении через 
сравнение с другими. Ненасыщаемая 
потребность в похвале, в превосходстве 
над другими становится главным мотивом 
всех действий и поступков. Такой ребёнок 
постоянно боится оказаться хуже других, 
что порождает тревожность, неуверенность 
в себе. Поэтому важно вовремя выявить 
проявление демонстративности и помочь 
ребёнку в её преодолении.
 
 Таким образом, отношения 
со сверстниками играют важнейшую 
роль в жизни дошкольника. Они 
являются условием формирования 
общественных качеств личности 
ребенка, проявление и развитие 
начал коллективных взаимоотношений 
детей. Вопросы становления детского 
коллектива, характерные особенности 
межличностных отношений в нем, 
влияние дошкольной группы на 
формирование личности отдельных 
детей все это представляет 
исключительный интерес.
 
 Поэтому и проблема межличностных 
отношений – одна из важнейших проблем 
нашего времени [57. С. 150].
 
 
2. Формирующий этап эксперимента 
по исследованию влияния детско-родительских 
отношений в семье на межличностные 
отношения старших дошкольников
 
 
2.1 Подходы к коррекции 
в системе детско-родительских 
отношений
 
 
 Как и любой объект, 
детско-родительские отношения обладают 
не только содержательными характеристиками 
(«Что это, какое оно?»), но прикладными 
характеристиками («Что с этим 
делать?»). В практической деятельности 
этот вопрос связан с пониманием 
того, на что именно необходимо 
делать упор во взаимодействии 
с родителями, если возникает 
необходимость осуществлять психолого-педагогическую 
коррекцию. В этой связи возникает 
необходимость разрабатывать конкретные 
меры, с помощью которых можно 
было бы предупреждать или 
преодолевать различные ситуации, 
порождающие нарушение правильных 
взаимоотношений между детьми.
 
 Для того, чтобы строить 
позитивные отношения с ребёнком, важно 
знать, как это делать. Научившись общению 
и взаимному пониманию языка, можно добиться 
значительного улучшения на уровне отношений.
 
 Многие родители достаточно 
хорошо осознают недостатки своего 
воспитания, но очень часто им 
не хватает элементарной психологической 
грамотности. Анализ семейных 
ситуаций в группе помогает 
родителю посмотреть на себя 
со стороны, «глазами других», 
и тем самым как бы объективизировать 
свое поведение. Родители начинают лучше 
понимать собственные стереотипы воспитания, 
которые, как правило, не выбирают осознанно, 
а обычно перенимают либо «по наследству» 
от своих родителей, либо являются следствием 
представлений об отношениях, полученных 
из близкого социального окружения, средств 
массовой информации.
 
 В настоящее время 
самой серьезной проблемой в 
отношениях между родителями 
и ребенком (или воспитателем 
и учеником) является плохое общение. 
Современная жизнь углубляет 
изоляцию и дефицит общения 
ребенка и взрослого, приводит 
к тому, что родители все больше 
отдаляются от создания условий 
благоприятных для полноценного 
психического развития ребенка.
 
 В случае непартнерских 
взаимоотношений, когда родители не чувствуют 
своего ребенка, раздражаются, ведут себя 
неровно, не любят его, у ребенка не возникает 
доверия к миру. Это негативно сказывается 
на его развитии: угнетает познавательную 
активность, снижает самооценку, приводит 
к отстранению от сверстников или агрессивности 
по отношению к сверстникам. В то же время, 
при сверхконтроле и сверхвключенности 
родителей во взаимоотношения детей со 
сверстниками у ребенка возникает болезненная 
зависимость от родителей, страх перед 
новыми проблемами и ситуациями, что в 
конечном итоге приводит к формированию 
и закреплению у них чувства незащищенности.
 
 Анализ результатов 
психодиагностических исследований 
семей позволяет сделать вывод 
о том, что в психологической 
коррекции нуждаются как дети, 
так и их родители: им нужно 
помочь овладеть навыками, которые 
способствовали бы развитию позитивных 
детско-родительских отношений.
 
 Анализ разработанности 
данной проблемы показал, что в целом существующие 
взгляды и концепции указывают на три 
точки приложения сил к объекту детско-родительских 
отношений или три аспекта взаимодействия: 
функциональный, личностный и смысловой 
[29. С. 122–125].
 
 Функциональный аспект 
взаимодействия с родителями 
предполагает анализ детско-родительских 
отношений с точки зрения действия 
– родители (мать, отец) включены 
в последовательную координированную 
деятельность (воспитание ребёнка), 
сознательно или бессознательно 
подчинённую какой-то цели, достижение 
которой принесёт им определённый 
результат (социализация ребёнка). 
Улучшение воспитательных результатов 
подразумевает повышение эффективности 
родительских действий. То есть 
точкой приложения сил в коррекционном 
воздействии является тот стиль 
воспитания, который осуществляют 
родители по отношению к ребёнку. 
Это наиболее очевидный и доступный 
способ взаимодействия образовательного 
учреждения и родителей, в котором 
самым важным является итоговое 
выражение детско-родительских отношений, 
а основное внимание направлено 
на различные формы отклонений, 
препятствующих осуществлению воспитательной 
функции семьи.