Анализ ошибок.
Обмен чувствами.
Упражнение «Нестандартное
приветствие»
Упражнение на развитие пантомимических
способностей самовыражения.
№7
Знакомство с техникой
конструктивного разрешения конфликтных
ситуаций.
Работа с убеждениями
родителей.
Разыгрывание конфликтных
ситуаций.
Знакомство с пятишаговой
моделью конструктивного разрешения конфликта
на примере конкретной ситуации.
Разыгрывание ситуации.
Обмен чувствами.
Вопросы родителей.
Упражнение «Я хочу сегодня.
№8
Диагностика общения родителей
с детьми.
Приветствие: «Я рад(а) что сегодня…».
Дискуссия: методы и правила
дисциплины, авторитетность и авторитарность
родителей; какими по форме должны быть
правила дисциплины.
Обмен впечатлениями.
Упражнение «Сильные стороны
моего ребенка».
Упражнение «Когда мне
легко и сложно общаться с ребенком,
то я…».
Заключительный этап –
обобщающе-закрепляющий. Обсуждение итогов
занятий в кругу в форме
беседы по вопросам.
В начале и в конце
цикла занятий проводятся совместные
занятия родителей с детьми (или
совместные консультации).
Итогом коррекционной
работы должно быть проведение
совместных развлечений, игр для
детей и их родителей, что
вызывает интерес и желание
взрослых и в дальнейшем принимать
участие в подобных мероприятиях.
3. Эмпирическое исследование
проблемы влияния детско-родительских
отношений на межличностные отношения
старших дошкольников
3.1 Организация исследования
Изучение детско-родительских
отношений в семье дает ключ
к пониманию того, как воздействуя
на эти отношения, можно влиять
на межличностные отношения старших
дошкольников к сверстникам.
Гипотеза: предполагается,
что есть связь между детско-родительскими
отношениями в семьях и межличностными
отношениями старших дошкольников;
проведение специальных занятий
с родителями и детьми способно
улучшить межличностные отношения
старших дошкольников.
Семейное воспитание,
в частности тип детско-родительских
взаимоотношений считается одним
из ведущих факторов развития
качеств личности. В связи с
актуальностью темы, и для проверки
выдвигаемой гипотезы установлена
цель: исследование влияния детско-родительских
отношений в семье на межличностные
отношения старших дошкольников.
Таким образом, задачи
исследования включают в себя
изучение межличностных отношений
старших дошкольников; изучение
взаимоотношений между родителями
и детьми; выявление особенностей
взаимосвязи между обозначенными
параметрами.
Для достижения поставленной
цели было проведено эмпирическое
исследование, в основу которого
положены достоверные факты. Такое
исследование проводится с использованием
определенных методов сбора и
анализа фактов. Следует подчеркнуть,
что эмпирическое исследование
не предполагает создания искусственной,
экспериментальной ситуации для
выявления и сбора необходимых
фактов. В исследовании подобного
типа мы просто наблюдаем, фиксируем,
описываем, анализируем и делаем
выводы из того, что происходит
без нашего вмешательства.
3.2 Изучение детско-родительских
и межличностных отношений старших
дошкольников (на материале констатирующего
эксперимента)
Констатирующий эксперимент,
цель которого в определении
детей с проблемными межличностными
отношениями, проводился 25.01.2010 года
в МДОУ «Детский сад №22 «Березка»
г. Зеленогорска Красноярского края.
В качестве испытуемых
отобрана подготовительная группа
детей в возрасте 6–7 лет и
их родителей, всего 50 человек
(25 детей и 25 родителей).
С помощью констатирующего
этапа происходит тестирование
детей и их родителей. Обследование
проводилось на основе методов
детских межличностных взаимоотношений
и детско-родительских отношений,
перечисленных в предыдущей главе.
Мы предлагаем методики, позволяющие
выявить особенности межличностных
отношений дошкольников, особенности
детско-родительских отношений.
Эти методы можно условно разделить на
объективные и субъективные [57. C.60]. К первым
относятся те, которые позволяют зафиксировать
внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия
детей в группе сверстников. При этом можно
констатировать особенности поведения
отдельных детей, их симпатии и антипатии
и воссоздать картину взаимоотношений
дошкольников. В отличие от этого, субъективные
методы направлены на выявление внутренних
характеристик отношения к другим детям,
которые всегда связаны с особенностями
его личности и самосознания.
Качественные и количественные
критерии анализа результатов
предоставляют возможность проверки
результатов исследования: действительно
ли своевременное выявление и
коррекция проблемных межличностных
отношений детей дошкольного
возраста, способствует развитию
социальной компетентности, облегчает
им прохождение процесса адаптации.
Участие родителей
необходимо для определения содержания
будущих занятий, подборе методических
приёмов и материалов в работе
воспитателя, реализации индивидуального
подхода к детям с целью
коррекции имеющихся социально-эмоциональных
проблем. Перед началом исследования
с родителями была проведена
беседа – это помогло нам
ознакомиться с семьями дошкольников,
непосредственно с детьми и
их родителями. Цель беседы: установить
контакт с семьей; получить основные
данные о семье; выявить характер
детско-родительских взаимоотношений.
Результаты беседы позволили
выяснить сведения о составе
обследуемых семей, количество
детей, их возраст, условиях
проживания, а также поведенческих
особенностях детей и степени
заинтересованности родителей успехами
ребенка.
Для изучения детских
взаимоотношений, во время индивидуальной
работы с каждым ребёнком, мы
предлагали дошкольникам задания
в следующей последовательности:
Методика «Два домика».
Ребёнку предлагается рассмотреть
иллюстрации, выбрать наиболее
понравившуюся для того, чтобы его заинтересовать,
расположить к общению с взрослым;
Затем «Тест-опросник
детско-родительских отношений Столина»;
И далее проективная
методика «Рисунок семьи».
Анализ результатов
по каждой методике исследования
позволил нам сделать следующие
выводы о представлениях детей
дошкольного возраста о себе
и межличностных отношениях со
взрослыми и сверстниками.
Так, анализируя результаты
первой методики видим, что 24% детей
(6 человек) имеют статус «отверженных»,
12% (3 человека) – статус «изолированных».
Характеристика непопулярных детей раскрывается
сверстниками через описание негативных
форм поведения: «дерётся», «обзывается»,
«не слушается», «всё ломает», «не даёт
игрушки» и пр. В группу «изолированных»
дошкольников попадают часто болеющие
дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.
Основная масса группы
состоит из «предпочитаемых»
ребят, которые по наблюдениям
воспитателей проявляют активность,
могут играть как в одиночестве,
так и с небольшой подгруппой
сверстников. Популярных детей
в коллективе дошкольников не
более 15% (2–3 человека).
Из наблюдений воспитателей
видно, что именно такие «звёзды»
активно привлекают окружающих
детей к своим действиям, с
удовольствием откликаются на
инициативу сверстников, дружелюбно
ко всем относятся (рис. 4).
Рисунок 4 – Характеристика
статусного положение ребенка в
группе
Результаты обратили внимание
на тот факт, что около 40% детей
имеют неблагоприятный статус в
среде сверстников, конфликтные
ситуации дошкольники предпочитают
разрешать путём агрессивных
действий или жалоб взрослым. При
этом самооценка завышенная в большинстве
случаев (95% участников), что свидетельствовало
о недостаточной критичности воспитанников
к себе, к собственным поступкам (приложение
4).
Заниженная самооценка проявилась
у 15% детей (4 человека) (рис. 5).
Рисунок 5 – Уровень
самооценки у старших дошкольников
Результаты диагностики
показали, что воспитанники с
благоприятным социальным статусом
(75%), конфликтные ситуации предпочитают
разрешать самостоятельно или
с помощью взрослого. У детей,
которые отвергаются сверстниками,
воспитатели наблюдают в поведении
преобладание агрессивных действий,
возбуждённого состояния, чрезмерных
нарушений общепринятых правил.
У некоторых детей наблюдаются
застенчивость, неуверенность в
себе, безынициативность. Эти факты
могут свидетельствовать либо
о разных подходах к семейному
воспитанию дошкольников, либо об
отсутствии продуктивных навыков
общения.
Наблюдение за детьми
позволило обнаружить богатый
материал для анализа отношения
сверстников друг к другу. Так,
решая конфликтную ситуацию, дети
предпочитали:
Уход от ситуации
или жалоба взрослому (убегу,
буду играть без них, позову
воспитательницу, всё расскажу
маме).
Агрессивное решение
(тоже стукну, всё у него отберу
и сломаю, буду кидаться камнями,
заставлю чинить).
Вербальное решение
(пусть извинится; скажу, что
так нельзя делать).
Продуктивное решение
(буду чинить куклу, я умею;
поиграю с ними потом; покажу,
как надо правильно играть).
Детям было легче
уйти от конфликтной ситуации,
жалуясь взрослому. Именно так
поступает более половины испытуемых.
Агрессивные решения преобладают
у 30% участников, самостоятельные
и конструктивные действия у
– 15% детей.
Данный этап эксперимента
показал, что большой процент
испытуемых обозначенной выборки
показал неустойчивые межличностные
отношения, с достаточно высоким
уровнем агрессивности. Изучив
и обобщив полученные результаты
диагностики межличностных отношений
старших дошкольников, мы предположили,
что причиной этому является
нарушение детско-родительских отношений
в семье. Это положение определило
наши дальнейшие исследовательские
задачи.
Далее, мы определили
группу детей (11 дошкольников) с
выраженными проблемами во взаимоотношениях
со сверстниками. Эта часть исследования
состоит в проведении второго
этапа констатирующего этапа,
основная цель которого заключается
в выявлении характерных особенностей
влияния детско-родительских взаимоотношений
на взаимоотношения со сверстниками.
С целью выявления
в этих семьях детско-родительских
взаимоотношений был проведен
тест-опрос по А.Я. Варгошшг и В.В.
Столина. Проанализировав ответы, мы получили
следующую картину родительского отношения
к детям (Приложение 5):
В семье 1 наиболее
выраженным параметром является
параметр III – симбиоз.
В семьях 2,3,9,10,11 наиболее
выраженным является параметр IV
– гиперсоциализация.
В семьях 4,7 параметр V
– инфантилизация.
В семье 5 преобладающей
позицией отца по отношению
к ребенку является гиперсоциализация,
а со стороны матери – социальная желательность.
В семье 6 преобладающими
позициями являются со стороны
матери – симбиоз, а со стороны
отца – гиперсоциализация.
В семье 8 со стороны
матери – социальная желательность,
а со стороны отца – отвержение.
Из опрошенных родителей
I параметр выбрал 1 человек, II – 2,
III – 2, IV – 9 и V – 3 человека.
Отсюда видно, что преобладающим
параметром как у женщин, так и мужчин
является гиперсоциализация (табл. 2).
Таблица 2 – Сопоставительный
анализ полученных результатов
Параметры по шкалам
Пол
Общее количество полученных
данных
Процентные показатели по
полу
Общий процентный ранг
I. Отвержение
Жен
муж
0
1
0%
16,67%
5,88%
II. Социальная желательность
Жен
муж
2
0
18,18%
0%
11,76%
III. Симбиоз
Жен
муж
2
0
18,18%
0%
11,76%
IV. Гипер
социализация
Жен
муж
5
4
45,45%
66,67%
52,94%
V. Инфантилизация
Жен
муж
2
1
18,18%
16,67%
17,65%
Общий процентный ранг всех
опрошенных составляет (рис. 7):
по шкале отвержение
– 5,88%
по шкале социальная
желательность – 11,76%
по шкале симбиоз
– 11,76%
по шкале гиперсоциализация
– 52,94%
по шкале – инфантилизация
– 17,65%
Многие родители данной
выборки используют в воспитательных
целях высокий уровень контроля,
часто применяют строгие меры
наказания, да же тогда, когда сильно
выражено принятие своего ребенка. Прослеживается
недостаточное применение сотрудничества,
признание прав ребенка, частое присутствие
воспитательной конфронтации в семье,
стремление родителей к инфантилизации
ребенка.