Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа
Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков
Анализ ошибок.
Обмен чувствами.
Упражнение «Нестандартное приветствие»
Упражнение на развитие пантомимических способностей самовыражения.
№7
Знакомство с техникой конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Работа с убеждениями родителей.
Разыгрывание конфликтных ситуаций.
Знакомство с пятишаговой моделью конструктивного разрешения конфликта на примере конкретной ситуации.
Разыгрывание ситуации.
Обмен чувствами.
Вопросы родителей.
Упражнение «Я хочу сегодня.
№8
Диагностика общения родителей с детьми.
Приветствие: «Я рад(а) что сегодня…».
Дискуссия: методы и правила дисциплины, авторитетность и авторитарность родителей; какими по форме должны быть правила дисциплины.
Обмен впечатлениями.
Упражнение «Сильные стороны моего ребенка».
Упражнение «Когда мне легко и сложно общаться с ребенком, то я…».
Заключительный этап – обобщающе-закрепляющий. Обсуждение итогов занятий в кругу в форме беседы по вопросам.
В начале и в конце
цикла занятий проводятся
Итогом коррекционной
работы должно быть проведение
совместных развлечений, игр
3. Эмпирическое исследование
проблемы влияния детско-
3.1 Организация исследования
Изучение детско-родительских
отношений в семье дает ключ
к пониманию того, как воздействуя
на эти отношения, можно
Гипотеза: предполагается,
что есть связь между детско-
Семейное воспитание,
в частности тип детско-
Таким образом, задачи
исследования включают в себя
изучение межличностных
Для достижения поставленной
цели было проведено
3.2 Изучение детско-родительских
и межличностных отношений
Констатирующий эксперимент,
цель которого в определении
детей с проблемными
В качестве испытуемых
отобрана подготовительная
С помощью констатирующего
этапа происходит тестирование
детей и их родителей.
Качественные и
Участие родителей
необходимо для определения
Для изучения детских
взаимоотношений, во время
Методика «Два домика».
Ребёнку предлагается
Затем «Тест-опросник детско-родительских отношений Столина»;
И далее проективная методика «Рисунок семьи».
Анализ результатов
по каждой методике
Так, анализируя результаты первой методики видим, что 24% детей (6 человек) имеют статус «отверженных», 12% (3 человека) – статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывается сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попадают часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.
Основная масса группы
состоит из «предпочитаемых»
ребят, которые по наблюдениям
воспитателей проявляют
Из наблюдений воспитателей
видно, что именно такие «
Рисунок 4 – Характеристика статусного положение ребенка в группе
Результаты обратили внимание на тот факт, что около 40% детей имеют неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации дошкольники предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым. При этом самооценка завышенная в большинстве случаев (95% участников), что свидетельствовало о недостаточной критичности воспитанников к себе, к собственным поступкам (приложение 4).
Заниженная самооценка проявилась у 15% детей (4 человека) (рис. 5).
Рисунок 5 – Уровень
самооценки у старших
Результаты диагностики
показали, что воспитанники с
благоприятным социальным
Наблюдение за детьми
позволило обнаружить богатый
материал для анализа
Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).
Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).
Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).
Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).
Детям было легче
уйти от конфликтной ситуации,
жалуясь взрослому. Именно так
поступает более половины
Данный этап эксперимента
показал, что большой процент
испытуемых обозначенной
Далее, мы определили
группу детей (11 дошкольников) с
выраженными проблемами во
С целью выявления
в этих семьях детско-
В семье 1 наиболее
выраженным параметром
В семьях 2,3,9,10,11 наиболее выраженным является параметр IV – гиперсоциализация.
В семьях 4,7 параметр V – инфантилизация.
В семье 5 преобладающей
позицией отца по отношению
к ребенку является
В семье 6 преобладающими
позициями являются со стороны
матери – симбиоз, а со
В семье 8 со стороны
матери – социальная
Из опрошенных родителей
I параметр выбрал 1 человек, II – 2,
III – 2, IV – 9 и V – 3 человека.
Отсюда видно, что
Таблица 2 – Сопоставительный анализ полученных результатов
Параметры по шкалам
Пол
Общее количество полученных данных
Процентные показатели по полу
Общий процентный ранг
I. Отвержение
Жен
муж
0
1
0%
16,67%
5,88%
II. Социальная желательность
Жен
муж
2
0
18,18%
0%
11,76%
III. Симбиоз
Жен
муж
2
0
18,18%
0%
11,76%
IV. Гипер
социализация
Жен
муж
5
4
45,45%
66,67%
52,94%
V. Инфантилизация
Жен
муж
2
1
18,18%
16,67%
17,65%
Общий процентный ранг всех опрошенных составляет (рис. 7):
по шкале отвержение – 5,88%
по шкале социальная желательность – 11,76%
по шкале симбиоз – 11,76%
по шкале гиперсоциализация – 52,94%
по шкале – инфантилизация – 17,65%
Многие родители данной
выборки используют в